ISSN 2073–4034
eISSN 2414–9128

Антиоксидантная терапия диабетической периферической полиневропатии у детей и подростков с использованием a-липоевой кислоты

Г.И. Сивоус

Антиоксидантная терапия диабетической периферической полиневропатии у детей и подростков с использованием  альфа-липоевой кислоты
Диабетическая периферическая полиневропатия (ДПН) считается одним из наиболее распространенных хронических осложнений сахарного диабета, снижающим работоспособность и качество жизни больных. Современные подходы к патогенетическому лечению ДПН основываются на использовании антиоксидантной терапии. Наиболее эффективным антиоксидантом является  альфа-липоевая кислота (АЛК). На кафедре эндокринологии детского и подросткового возраста РМАПО проведено исследование по изучению эффективности и безопасности АЛК в таблетках у детей и подростков с ДПН. В качестве препарата АЛК использована Тиогамма в суточной дозе 10-15 мг/кг. Отмечены достоверное уменьшение субъективных жалоб, ослабление объективных симптомов ДПН, существенная положительная динамика некоторых параметров ЭМГ, что, очевидно, обусловлено улучшением метаболических процессов в нервных волокнах. Отсутствие значимых изменений потребности в инсулине и колебаний гликемии на фоне приема АЛК в таблетках свидетельствует о безопасности данного способа лечения при интенсифицированной инсулинотерапии.

Диабетическая периферическая полиневропатия (ДПН) – одно из наиболее распространенных хронических осложнений сахарного диабета (СД), снижающее работоспособность и ухудшающее качество жизни больных. Доказано, что ДПН лежит в основе развития большинства случаев “синдрома диабетической стопы” [3], в связи с чем ранняя диагностика и своевременная терапия этого осложнения рассматриваются в качестве одной из приоритетных задач диабетологии.

Роль окислительного стресса в развитии ДПН

Данные многочисленных исследований свидетельствуют об участии “окислительного стресса” в патогенезе сосудистых осложнений СД, включая ДПН [15]. В физиологических условиях реактивные производные кислорода образуются в малых количествах и не оказывают деструктивного внутриклеточного действия при нормальном функционировании естественных антиоксидантных систем организма. Повышенное образование реактивных кислородных радикалов или снижение антиоксидантной активности нарушают баланс в окислительно-восстановительных процессах и приводят к по-вреждению клеток с последующим изменением их функциональной способности. Выраженные нарушения со стороны антиоксидантной системы принято называть “окислительным стрессом”.

В основе развития окислительного стресса при СД лежит хроническая гипергликемия, вследствие которой происходит избыточное неферментативное гликирование белков, сопровождающееся аутоокислением глюкозы. В инсулинонезависимых тканях на фоне активации полиолового пути окисления глюкозы отмечается снижение соотношения НАДФ Н/НАДФ и повышение соотношения НАД Н/НАД+, что сопровождается усилением образования реактивных форм кислорода в эндотелиальных клетках. В этих условиях под действием катализаторов (переходные металлы) продуцируются свободные кислородные радикалы, которые усиливают образование конечных продуктов гликирования, являющихся в свою очередь источниками реактивных производных кислорода. Повышенное образование свободных кислородных радикалов усиливается гипоксией, сопровождающей сосудистые осложнения, что связано с активацией протеинкиназы С и метаболизма арахидоновой кислоты [16].

Повышение продукции свободных кислородных радикалов ассоциируется с нарушениями в естественных антиоксидантных системах, таких как глютатион, супероксиддисмутаза, каталаза и глютатионовая пероксидаза. Сниженная активность супероксиддисмутазы и уменьшение доступности глютатиона являются индикаторами наличия хронического окислительного стресса, в результате которого изменяется структура нуклеиновых кислот, белков и липидов. Реактивные производные кислорода вызывают окисление жирных кислот, способствуя образованию пероксидов липидов. Последние обладают свойствами свободных радикалов, способных изменять структуру ДНК и вызывающих цитотоксическое действие, вследствие чего нарушаются регенеративно-пролиферативные процессы в эндотелиальных клетках. Кроме того, перекисное окисление липидов (ПОЛ) нарушает функциональные и антигенные свойства клеточных мембран, вызывает экспрессию рецепторов [16].

Повышенная продукция свободных кислородных радикалов в условиях хронической гипергликемии и ослабление естественных систем антиоксидантной защиты при СД способствуют оксидативному повреждению эндоневральных кровеносных сосудов, что увеличивает тонус сосудистой стенки и снижает кровоток в них. Эндоневральная гипоксия, метаболические изменения и нарушение выработки вазоактивных агентов (NО) способствуют, с одной стороны, развитию ишемии нерва, а с другой – приводят к снижению активности K/Na-АТФазы [4].

Антиоксидантная терапия ДПН альфа-липоевой кислотой

Современные подходы к патогенетическому лечению ДПН основываются на использовании антиоксидантной терапии. Наиболее сильным антиоксидантом признана альфа-липоевая кислота (АЛК), которая классифицируется как витаминоид и представляет собой природную простетическую группу в альфа-кетокислотном дегидрогеназном комплексе митохондрий и системе расщепления глицина. Структурная формула АЛК может существовать в двух формах – липоевая кислота и дигидролипоевая кислота (ДЛК), из которых последняя обладает более высокой биологической активностью. АЛК играет важную роль в утилизации углеводов и осуществлении нормального энергетического обмена в клетках [1, 4].

АЛК оказывает влияние на различные биохимические процессы. Однако наиболее выраженное действие этого вещества отмечено в отношении реактивных свободных радикалов, которые оно инактивирует. Одновременно АЛК способствует регенерации окисленных антиоксидантных систем организма, в частности витамина Е. Последний является основным естественным антиоксидантом, защищающим биологические мембраны от ПОЛ. При взаимодействии с активными кислородными радикалами он превращается в форму, которая не может функционировать и разрушается. АЛК (главным образом ДЛК) участвует в регенерации витамина Е посредством воздействия на тканевые уровни глутатиона и убихинона. Таким образом, АЛК функционирует в качестве резервной системы активации ряда антиоксидантов. Кроме того, она является эффективной “ловушкой” для свободных радикалов [1, 4].

Терапевтическое действие АЛК при ДПН обусловлено улучшением энергетического обмена в нейронах и снижением интенсивности “окислительного стресса”. Высокая эффективность субстанции при ДПН и кардиальной автономной невропатии доказана в ряде плацебо-контролируемых исследований. Большинство из них проведено с использованием растворов АЛК для внутривенного введения или комбинированного лечения, при котором в качестве стартовой терапии применяли инъекционную форму препарата, а затем переходили на поддерживающую терапию таблетками [6, 8, 9, 11, 17, 18]. Однако современные клинические и экспериментальные данные свидетельствуют о том, что терапевтические уровни АЛК в нервной ткани могут поддерживаться при ее пероральном приеме без предшествующих инфузий. Исследования с радиоактивным маркером продемонстрировали быстрое всасывание таблетированной формы АЛК на протяжении всего желудочно-кишечного тракта даже у пациентов с автономной невропатией [14].

Изучение фармакокинетических свойств АЛК в таблетках выявило дозозависимый эффект [13], а исследование биодоступности субстанции показало, что взаимодействие с пищей влияет на ее всасывание [12]. В этой связи взрослым пациентам рекомендовано принимать таблетки АЛК в виде разовой дозы не менее 600 мг за 30–45 минут до завтрака. Оптимальной считается доза АЛК, составляющая 10–15 мг/кг веса. Вышеуказанные дозировки хорошо переносятся больными и не вызывают развития серьезных побочных эффектов. Возрастные особенности и характер повреждения периферических нервов при ДПН у детей и подростков позволяют рекомендовать АЛК в таблетках в качестве патогенетического лечения доклинических и легких симптомных форм данного осложнения [5].

Эффективность АЛК в таблетках у детей и подростков с ДПН

На кафедре эндокринологии детского и подросткового возраста РМАПО проведено исследование по изучению эффективности и безопасности препарата АЛК (Тиогамма) у детей и подростков с ДПН. В исследование было включено 18 пациентов с ДПН в возрасте от 8 лет до 21 года (9 мальчиков, 9 девочек). Средний возраст больных составлял 13,2 ± 0,65 года, длительность СД – 8,3 ± 0,82 года, уровень гликированного гемоглобина – 10,7 ± 0,4 %. На момент начала лечения у всех больных были зарегистрированы доклинические формы (стадии 1А, 1Б) или легкая симптомная форма ДПН (стадия 2А) [4, 7, 10]. Пациенты получали препарат в течение 12 недель. Тиогамму назначали из расчета 10–15 мг/кг 1 раз в сутки утром за 30 минут до завтрака. Дети моложе 10 лет получали препарат по 300 мг в сутки, дети и подростки старше 10 лет – по 600 мг в сутки.

Для количественной оценки жалоб пациентов использовали шкалу TSS (Total Symptoms Score). Для оценки объективных признаков ДПН была применена модифицированная шкала NISLL (Neuropathy Impairment Score of Lower Limbs) [4, 7]. Суммарная оценка проявлений ДПН выражалась в баллах.

Неврологическое тестирование и электромиографическое (ЭМГ) обследование проводили до начала лечения и по завершении приема препаратов. Тактильную чувствительность исследовали 10-граммовым монофиламентом Thio-Feel; болевую – с помощью иглы; температурную – с использованием инструмента Thip-Therm; вибрационную – с помощью градуированного неврологического камертона (128 Герц); ахилловы и коленные рефлексы оценивали с помощью неврологического молоточка [4].

Стимуляционную ЭМГ проводили на нейроэлектромиографе фирмы МБН. Сенсорное проведение изучали при стимуляции икроножного нерва (n. suralis dextr.) на основании оценки параметров потенциала действия (ПД) и скорости распространения возбуждения (СРВ). Функциональное состояния двигательного нерва оценивали, анализируя амплитуду М-ответа, СРВ и резидуальную латенцию (РЛ) при стимуляции малоберцового нерва (n. peroneus dextr.) [2]. Все пациенты находились на интенсифицированной инсулинотерапии и контролировали уровень гликемии индивидуальными средствами самоконтроля.

Статистическую обработку полученных данных проводили на ПЭВМ с помощью стандартного пакета статистических программ. Достоверность различий определяли с помощью критерия Стьюдента и точного критерия Фишера. Достоверными считались различия при p < 0,05.

До начала лечения у больных преобладали жалобы на умеренные эпизодические боли в ногах после физической нагрузки и в ночное время (8 пациентов), реже на парестезии (1). Объективные признаки ДПН включали снижение ахилловых (10 больных) и коленных рефлексов (7), снижение болевой (4) и температурной (8), реже вибрационной чувствительности (2). Редко имели место нарушения тактильной чувствительности (1 больной). Существенных нарушений мышечной силы в нижних конечностях не выявлено.

Как показали результаты исследования, индивидуальная переносимость Тиогаммы была хорошей. Случаев аллергических реакций и других побочных эффектов при применении этого препарата не зарегистрировано. На фоне перорального приема Тиогаммы не происходило значительных изменений суточной дозы инсулина, получаемой больными (39,4 ± 3,0 против 38,2 ± 2,8 ед/сут.). Была отмечена тенденция к снижению частоты гипогликемических состояний (5,5 ± 0,65 против 4,5 ± 0,63 раз в месяц). Существенных изменений в углеводном обмене не отмечалось. В то же время, при лечении Тиогаммой наблюдалось значимое ослабление симптоматики ДПН и объективных неврологических проявлений (табл. 1).

Из данных, представленных в табл. 1, следует, что на фоне лечения Тиогаммой происходил практически полный регресс жалоб пациентов. Зарегистрированы статистически значимое улучшение температурной чувствительности (p < 0,05) и существенная положительная динамика ахилловых и коленных рефлексов. Средний балл по шкалам TSS (с 0,5 ± 0,14 до 0,1 ± 0,05, p < 0,05) и NISLL (с 3,4 ± 0,7 до 0,9 ± 0,35, p < 0,05) на фоне приема Тиогаммы достоверно снизился. Результаты ЭМГ исследования представлены в табл. 2.

На фоне лечения Тиогаммой было отмечено достоверное увеличение амплитуды М-ответа (4,1 ± 0,34 против 3,0 ± 0,22 мв, p < 0,05) при исследовании моторного нерва и тенденция к росту ПД (9,4 ± 1,23 против 8,0 ± 0,73 мкв) при исследовании чувствительного нерва. Существенной динамики СРВ и РЛ не выявлено.

Достоверное снижение числа субъективных жалоб и уменьшение выраженности объективных симптомов ДПН, а также существенная положительная динамика некоторых ЭМГ показателей свидетельствуют об эффективности пероральной терапии АЛК у детей и подростков с доклиническими формами и легкой симптомной формой ДПН, обусловленной, вероятно, улучшением метаболических процессов в нервных волокнах [5]. Отсутствие значимых изменений потребности в инсулине и колебаний гликемии на фоне приема Тиогаммы в таблетках свидетельствует о безопасности данного способа лечения при интенсифицированной инсулинотерапии. Необходимо отметить снижение частоты гипогликемических эпизодов и уменьшение размеров печени у больных с жировым гепатозом на фоне применения этого препарата, что может быть обусловлено его гепатотропным действием [1].

Таким образом, высокая эффективность и безопасность таблетированной АЛК (Тиогамма), назначаемой в течение 12 недель в суточной дозе 10–15 мг/кг массы тела, позволяют рекомендовать это лекарственное средство для лечения субклинических форм и легкой симптомной формы ДПН у детей и подростков. В случае отсутствия полного регресса проявлений ДПН после 12 недель лечения препаратом АЛК в таблетках целесообразно рекомендовать повторные курсы терапии этим препаратом через 6–12 месяцев после первичного курса (в зависимости от степени тяжести осложнения).

Список литературы

  1. Бустаманте Д., Лодж Д., Маркоччи Л., Тришлер Г., Пакер Л., Рин Б. Метаболизм альфа-липоевой кислоты в печени при различных формах патологии // Международный медицинский журнал. 2001. № 2. С. 133–42.
  2. Гехт Б.М.., Касаткина Л.Ф., Самойлов М.И., Санадзе А.Г. Электромиография в диагностике нервно-мышечных заболеваний. Таганрог, 1997. С. 140–70.
  3. Дедов И.И., Анциферов М.Б., Галстян Г.Р., Токмакова А.Ю. Синдром диабетической стопы: клиника, диагностика, лечение и профилактика. М., 1998. С. 138.
  4. Сивоус Г.И., Строков И.А., Касаткина Э.П. Лечение диабетическая периферической сенсорно-моторной полиневропатии у детей и подростков метаболическими препаратами: Пособие для врачей. М., 2003. С. 16.
  5. Сивоус Г.И., Строков И.А., Касаткина Э.П. Диабетическая периферическая сенсорно-моторная полиневропатия у детей и подростков: нейрофизиология, патогенез, клиника, диагностика: Пособие для врачей. М., 2002. С. 24.
  6. Строков И.А., Козлова Н.А., Мозолевский Ю.В. и др. Эффективность внутривенного введения трометамоловой соли тиоктовой кислоты при диабетической невропатии // Журнал неврология и психиатрия. 1999. Т. 99. № 6. С. 18–22.
  7. Строков И.А., Новосадова М.В., Баринов А.Н., Яхно Н.Н. Клинические методы оценки тяжести диабетической полинейропатии // Неврологический журнал. 2000. № 5. С. 14–19.
  8. Строков И.А., Новосадова М.В., Баринов А.Н. и соавт. Лечение диабетической полиневропатии // Русский медицинский журнал. 2001. Т. 9. № 7–8. С. 314–17.
  9. Antioxidants in diabetes Management. Edited by L Packer, P Rosen, H Tritshler, G King, A Azzi. 2000, р. 77–119.
  10. Dyck PJ, Thomas P.K. Diabetic Neuropathy. WB SAUNDERS COMPANY 1999, р. 573.
  11. Effect of treatment with the antioxidant альфа-lipoid acid in cardiac autonomic neuropathy in NIDDM patiemts. (DECAN Study). Diab Care 1997;20:369–73.
  12. Gleiter CH, Schug BS, Hermann R, Elze M, et al. Influence of food intake on the bioavailability of thioctic acid enantiomers. Eur J Clin Pharmacol 1996;50:513–14.
  13. Hermann R, Gleiter CH, Nibch G, et al. Alph-Liponsare (Thioctsaure) – aktueller Stand zur enantioselektiven Pharmkokinetic dei Gesunden und Diabetikern. Diabetes Schtoffwechsel 1996;3(suppl. 5):5–11.
  14. Rosak C, Hoffgen P, Batles W, et al. Untersuchungen zur Bioverfugbarkeit von alph-Liponsare by Typ –I und Typ-II Diabetikern mit Diabetischer Neuropathie. Diabetes Schtoffwechsel 1996;3(suppl. 5): 23–26.
  15. Rosen P, Nawroth PP, King G, et al. The role of oxidative stress in the onset and progression of diabetes and complications. Diabetes Metab Res Rev 2001;17:189–212.
  16. Wierusz-Wysocka В. Эндотелий, диабет и окислительный стресс // Диабетография. № 19. С. 4–7.
  17. Ziegler D, Hanefeld M, Ruhnau KJ, et al. And the ALADIN Study group: treatment of symptomatic diabetic peripheral neuropathy with the antioxidant альфа-lipoid acid. Diabetologica 1995;38:1425–33.
  18. Zyegler D, Reljanovic M, Mehnert H, et all. Alfa-Lipoic acid in the treatment of diabetic polyneuropathy in Germany current evidence front clinical trails. Exp Clin Endocrinol Diabetes 1999;107:421–30.
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.