ISSN 2073–4034
eISSN 2414–9128

Благоприятное воздействие рыбьего жира на течение идиопатической гиперкальциурии у детей

Н.М. Михеева, Я.Ф. Зверев, Г.И. Выходцева, Ю.Ф. Лобанов

ФГБОУ ВО «Алтайский государственный медицинский университет» МЗ РФ; Барнаул, Россия
Цель исследования. Изучение эффективности применения препаратов рыбьего жира детьми с гиперкальциурией.
Материал и методы. В исследование включены 27 детей в возрасте от 3 до 10 лет (средний возраст – 6,0±2,23 года) с выявленной гиперкальциурией по величине кальций-креатининового коэффициента в моче выше 0,6 ммоль/ммоль при нормальном уровне кальция и паратгормона в плазме крови. Проведены изучение генеалогического анамнеза, оценка соматического статуса, общеклинические и биохимические исследования крови и мочи с определением содержания в моче кальция и креатинина для расчета кальций-креатининового коэффициента. Для оценки состояния органов мочевой системы использованы инструментальные методы исследования.
Результаты. Аномалии развития органов мочевой системы имели 62,9% детей с гиперкальциурией, 22,2% пациентов страдали инфекцией мочевой системы и у 18,5% регистрировались нейрогенные расстройства мочеиспускания. Более половины (59,3%) детей с гиперкальциурией имели отягощенный семейный анамнез по мочекаменной болезни. Клинически у обследованных детей определен дизурический (48,1%) и болевой (18,5%) синдромы. В мочевом осадке у 29,6% детей зарегистрирована оксалурия, у 18,5% – микрогематурия. Гиперстенурией страдали 48,1% пациентов. Всем обследованным детям с гиперкальциурией был назначен рыбий жир в суточной дозе 1000 мг для детей дошкольного возраста и 1500 мг – школьникам. Курс терапии составил 3 месяца. Оценка клинико-лабораторных проявлений после проведенной в течение 3 месяцев терапии показала у ряда детей существенное увеличение суточного объема выделяемой мочи, что сопровождалось снижением ее удельного веса. Эритроциты через 3 месяца не обнаруживались в поле зрения в анализах мочи у 60% детей с предшествующей гематурией. Величина кальций-креатининового коэффициента нормализовалась у 14 (51,9%) пациентов.
Заключение. Использование препаратов рыбьего жира в течение 3 месяцев в дозе 1000–1500 мг способствует исчезновению симптомов идиопатической гиперкальциурии и нормализации экскреции кальция с мочой более чем у 50% детей.

Ключевые слова

идиопатическая гиперкальциурия
рыбий жир

Введение

Идиопатическая гиперкальциурия (ИГ) – наиболее распространенное в детской популяции метаболическое нарушение и характеризуется повышенной экскрецией кальция с мочой на фоне нормокальциемии и нормального плазменного уровня паратиреоидного гормона. Гиперкальциурия служит одной из основных причин развития нефролитиаза как у детей, так и у взрослых [1, 2]. Характерно, что в детской популяции ИГ нередко сочетается с такими патологическими состояниями, как рецидивирующая инфекция мочевой системы, гематурия, нейрогенные расстройства мочеиспускания, в т.ч. энурез [3–8]. Поэтому возникло предположение, согласно которому терапия, направленная на устранение гиперкальциурии, должна способствовать устранению данных проявлений. Сегодня с этой целью используется комплексный подход, включающий как немедикаментозные мероприятия, так и фармакологическое вмешательство.

Детям с ИГ рекомендуется диета с низким содержанием натрия и повышенным содержанием калия в сочетании с увеличением объема потребляемой жидкости на 50% от возрастной нормы. Исследования ряда авторов указывают на достаточно высокую эффективность диетотерапии в коррекции идиопатической гиперкальциурии у детей. Если удается на протяжении 1–3 месяцев выдерживать режим повышенного потребления жидкости на фоне низконатриевой и высококалиевой диет, исчезновение симптомов ИГ и нормализация экскреции кальция с мочой наблюдаются у 30–50% детей [9–11]. В том случае если диета не приносит желаемого эффекта или со временем возникают рецидивы заболевания, необходимо прибегать к лекарственной терапии.

Существует следующая точка зрения: в патогенезе идиопатической гиперкальциурии помимо таких факторов, как повышенное потребление животного белка и продуктов богатых натрием, а также недостаточное поступление в организм цитратов, велика роль полиненасыщенных жирных кислот (ПНЖК), в первую очередь арахидоновой кислоты (АК), входящей в состав фосфолипидов клеточных мембран [12]. Более того, по мнению итальянских авторов, повышение уровня АК является первичным дефектом, лежащим в основе ИГ. На этом основании была сконструирована математическая модель, связывающая АК плазменных фосфолипидов с кишечной абсорбцией Ca2+, его экскрецией с мочой и минеральной плотностью кости [13]. При сравнительном обследовании пациентов с кальциевым нефролитиазом и здоровых лиц у больных обнаруживался гораздо более высокий базальный уровень АК и одного из продуктов ее метаболизма – простагландина Е2 (ПГЕ2) в эритроцитах, концентрации кальцитриола в плазме и экскреции с мочой Ca2+, как и биохимических маркеров костного оборота [14, 15]. При этом выявлялась четкая корреляция между плазменным содержанием ПГЕ2 и кальцитриола, а также между содержанием АК, кишечной абсорбцией Ca2+ и кальциурией. Полученные данные позволили авторам сделать вывод: повышенное содержание АК в фосфолипидах клеточных мембран может оказаться решающим фактором, ответственным за мозаичность метаболических и клинических изменений, являющихся характерным признаком гиперкальциурии [15]. Отсюда вытекает возможная целесообразность снижения содержания в мембранах уровня АК при ИГ.

Как известно, АК относится к омега-6 (N-6) ПНЖК. Уменьшить ее содержание в мембранных фосфолипидах удается введением в организм омега-3 (N-3) эйкозапентаеновой (EPA) и докозагексаеновой (DCHA) ПНЖК, обладающих существенно меньшей, чем АК, биологической активностью. N-3 ПНЖК быстро внедряются в мембраны клеток и в качестве субстрата для циклооксигеназы вытесняют АК, конкурируя с ней. В результате существенно снижается синтез ПГЕ и лейкотриенов, обеспечивающих в организме многие физиологические и патологические эффекты, в т.ч., возможно, и развитие кальциевого нефролитиаза [16]. Этим и обусловлены попытки применения рыбьего жира в качестве средства лечения пациентов с гиперкальциурией и кальциевым нефролитиазом. Омега-3 жирные кислоты – активные компоненты рыбьего жира, обеспечивающие ряд полезных эффектов в отношении здоровья человека [16, 17]. Исследования ряда авторов показали, что применение рыбьего жира у взрослых пациентов с нефролитиазом способствовало значительному уменьшению экскреции с мочой Ca2+ и оксалата, а также приводило к уменьшению кишечной абсорбции Ca2+ и плазменного содержания АК [16, 18–20]. Исходя из вышеизложенного, целью нашего исследования стал анализ эффективности применения препаратов рыбьего жира у детей с гиперкальциурией.

Материал и методы

В наше исследование были включены 27 детей в возрасте от 3 до 10 лет с идиопатической гиперкальциурией, характеризовавшейся величиной кальций-креатининового коэффициента в моче выше 0,6 ммоль/ммоль при нормальном уровне кальция и паратгормона в плазме крови. Средний возраст обследованных пациентов составил 6,0±2,23 года, из них детей дошкольного возраста (от 3 до 6 лет включительно) было 16 (59,3%), школьников (от 7 до 10 лет) – 11 (41,7%). По гендерному признаку в группе исследуемых различий не отмечено – девочек 13 (48,1%) и мальчиков 14 (51,9%).

Было получено информированное согласие пациента и/или его родителей на участие в исследовании. До начала исследования оценивали семейный анамнез с выявлением мочекаменной болезни (МКБ) у родственников пациента, определяли наличие сопутствующей патологии со стороны органов мочевой системы. При оценке клинической картины заболевания обращали внимание на наличие болевого, дизурического и отечного синдромов. Проведены общеклиническое и биохимическое исследования крови и мочи, включившие определение в сыворотке крови и моче кальция, фосфора, креатинина и мочевой кислоты. Расчитывали соотношение кальция и креатинина в моче (кальций-креатининовый коэффициент). Проведено ультразвуковое исследование почек и мочевого пузыря всех детей с определением уровня остаточной мочи и по показаниям – внутривенную урографию и цистографию.

После постановки диагноза детям в зависимости от возраста на 3 месяца назначали препарат детского рыбьего жира в суточной дозе 1000–1500 мг. После курса терапии были проведены оценка клинических и лабораторных проявлений заболевания в динамике, уровня удельного веса мочи и контроль экскреции кальция с мочой по кальций-креатининовому коэффициенту.

Статистическая обработка материала была проведена с помощью методов вариационной статистики с использованием пакета статистической программы «Statistica 6,0 for Windows». Вычислена средняя арифметическая величина и ее стандартное отклонение (М±m). Достоверность различий количественных признаков, имевших нормальное распределение, анализировали с помощью t-критерия Стьюдента. В случае ненормального распределения вариационного ряда использован χ2-критерий Пирсона. Значения р<0,05 рассматривали как значимые.

Результаты исследования

При оценке генеалогического анамнеза отягощенная наследственность по мочекаменной болезни (МКБ) была выявлена у 16 (59,3%) обследованных детей, при этом у 7 (25,7%) пациентов МКБ отмеченау родственников первой линии родства, у 8 (29,6%) – второй и 1 (3,7%) ребенок имел отягощенную наследственность по МКБ и по первой, и по второй линиям родства.

При анализе сопутствующей патологии со стороны органов мочевой системы было отмечено наиболее частое сочетание с аномалиями органов мочевой системы, выявленными у 17 (62,9%) пациентов. У 14 (51,9%) детей с гиперкальциурией определена пиелэктазия, 2 (7,4%) ребенка имели нефроптоз и у 1 пациента диагностирована поясничная дистопия почки.

Сочетание гиперкальциурии с инфекцией мочевой системы было выявлено у 6 (22,2%) детей. Характерно, что у всех 6 пациентов инфекция мочевой системы носила рецидивирующий характер. Важно отметить, что у детей, включенных в обследование, инфекция мочевой системы была в стадии ремиссии и не требовала антибактериальной терапии. Кроме того, отмечено сочетание ИГ с нейрогенными расстройствами мочеиспускания, которые регистрировались у 5 (18,5%) детей.

В клинической картине заболевания у детей с гиперкальциурией умеренно выраженный отечный синдром в виде пастозности лица и век отмечали 10 (37,0%) обследованных. У 13 (48,1%) детей был выявлен дизурический синдром, при этом олигурия определена у 8 (29,6%) пациентов и сочеталась с лабораторно подтвержденной гиперстенурией. Поллакиурия имела место у 3 (11,1%) детей, и столько же пациентов предъявляли жалобы на ночное недержание мочи. Болевой синдром отмечен у 5 (18,5%) обследованных детей с гиперкальциурией, при этом все дети предъявляли жалобы на боли в животе.

При анализе лабораторных показателей выявлено наличие кристаллурии у 13 (48,1%) детей с гиперкальциурией, при этом наиболее часто в мочевом осадке регистрировались оксалаты – 29,6%. У 4 (14,8%) детей определена фосфатурия и у 1 – уратурия. Мочевой синдром в виде гематурии отмечен у 5 (18,5%) обследованных. Гиперстенурия была зарегистрирована у 13 (48,1%) обследованных пациентов. Характерно, что у 6 (22,2%) пациентов имело место сочетание трех из выше названных клинико-лабораторных проявлений гиперкальциурии.

Всем обследованным детям с гиперкальциурией был назначен детский рыбий жир в суточной дозе 1000 мг для детей дошкольного возраста и 1500 мг – школьникам. Курс терапии составил 3 месяца. Оценка клинико-лабораторных проявлений идиопатической гиперкальциурии у детей после проведенной в течение 3 месяцев терапии показала ее эффективность более чем в 50% случаев. Так, 6 (60%) детей отметили уменьшение пастозности лица. У 4 (50%) детей из 8 с предшествовавшей олигурией существенно увеличился суточный объем выделяемой мочи, что сопровождалось снижением ее удельного веса. Гематурия через 3 месяца не определена в анализах мочи у 3 (60%) детей. Особо отметим, что величина кальций-креатининового коэффициента, который изначально у всех обследованных детей превышал 0,6 ммоль/ммоль, нормализовалась у 14 (51,9%) пациентов.

Обсуждение

Полученные результаты позволяют говорить о достаточной эффективности применения препаратов рыбьего жира при гиперкальциурии у детей. Подобные результаты ранее приводились рядом исследователей, которые использовали препараты рыбьего жира в лечении взрослых пациентов с гиперкальциурией. В клиническом исследовании A.C. Buck et al. [16] 12 пациентов с кальциевым нефролитиазом на протяжении 8 недель ежедневно получали по 10 г рыбьего жира (1,8 г EPA и 1,2 г DCHA). Было обнаружено значительное уменьшение экскреции с мочой Ca2+ и оксалата. В последующих работах применение рыбьего жира наряду со снижением экскреции кальция и маркеров костной резорбции одновременно приводило к уменьшению кишечной абсорбции Ca2+ и плазменного содержания АК [18]. Подобные данные удалось получить в опытах на животных [21]. Эти находки были подтверждены и в других более масштабных исследованиях, где непосредственное использование EPA в дозе 1800 мг/сут на протяжении 6 недель и 18 месяцев существенно уменьшало кальциурию у пациентов с нефролитиазом. Примечательно, что показатель экскреции кальция с мочой у контрольной группы здоровых лиц при этом не изменялся [19, 20]. В исследовании O. Ortiz-Alvarado et al. (2012) у 15 из 29 пациентов с гиперкальциурией и нефролитиазом применение рыбьего жира (1200 мг/сут) наряду с выполнением рекомендаций по диете обусловило снижение экскреции кальция с мочой, причем семерыми была достигнута нормокальциурия [22].

Проведенные исследования показывают в целом высокую эффективность применения препаратов рыбьего жира в коррекции идиопатической гиперкальциурии, что диктует необходимость дальнейшего углубленного изучения данного метода лечения.

Заключение

Использование препаратов рыбьего жира в течение 3 месяцев в дозе 1000–1500 мг у детей с гиперкальциурией способствует исчезновению симптомов данного патологического состояния и нормализации экскреции кальция с мочой более чем у 50% детей.

Список литературы

1. Srivastava T., Schwaderer A. Diagnosis and management of hypercalciuria in children. Curr.Opin.Pediatr. 2009;21(2):214–219.

2. Wróblewski T., Wystrychowski A. Hypercalciuria. Przegl.Lek. 2011;68(2):107–113.

3. Михеева Н.М., Зверев Я.Ф., Выходцева Г.И. Современные представления об этиологии и патогенезе идиопатической гиперкальциурии. Нефрология. 2015;19(4):29–40.

4. Михеева Н.М., Выходцева Г.И., Зверев Я.Ф., Лобанов Ю.Ф. Особенности течения идиопатической гиперкальциурии у детей. Анализ клинико-лабораторных проявлений. Нефрология. 2017;21(4):68–72.

5. Parekh D.J., Pope J.C. 4th, Adams M.C., Brock J.W. 3rd. The association of an increased urinary calcium-to-creatinine ratio and asymptomatic gross and microscopic hematuria in children. J. Urol. 2002;167(1):272–274.

6. Михеева Н.М., Зверев Я.Ф., Выходцева Г.И. Гиперкальциурия у детей с инфекцией мочевой системы. Нефрология. 2014;18(1):74–79.

7. Михеева Н.М., Текутьева Н.А., Зверев Я.Ф., Выходцева Г.И., Лобанов Ю.Ф. Идиопатическая гиперкальциурия и нейрогенные расстройства мочеиспускания у детей г. Барнаула. Клиническая нефрология.

2013;5:42–44.

8. Михеева Н.М., Зверев Я.Ф., Выходцева Г.И., Лобанов Ю.Ф. Персистирующая гематурия как частое проявление идиопатической гиперкальциурии у детей. Клиническая нефрология. 2014;5:42–44.

9. Liern M., Bohorquez M., Vallejo G. Treatment of idiopathic hypercalciuria and its impact on associated diseases. Arch. Argent. Pediatr. 2013;111(2),pii: S0325-00752013000200005. Doi:10.1590/S0325-00752013000200005.

10. Nouvenne A., Meschi T., Prati B., Guerra A., Allegri F., Vezzoli G., Soldati L., Gambaro G., Maggiore U., Borghi L. Effect of a low-salt diet on idiopathic hypercalciuria in calcium-oxalate stone formers: a 3-mo randomized controlled trial. Am. J. ClinNutr. 2010;91(3):565–570.

11. Михеева Н.М., Зверев Я.Ф., Выходцева Г.И., Лобанов Ю.Ф. Эффективность диетотерапии в лечении идиопатической гиперкальциурии у детей. Российский педиатрический журнал. 2016;19(2):81–85.

12. Borghi L., Schianchi T., Meschi T., Guerra A., Allegri F., Maggiore U., Novarini A. Comparison of two diets for the prevention of recurrent stones in idiopathic hypercalciuria. N. Engl. J. Med. 2002;346(11):77–84.

13. Périmenis P., Wémeau J.L., Vantyghem M.C. Hypercalciuria. Ann Endocrinol. (Paris). 2005;66(6):532–539.

14. US Institute of Medicine. Strategies to Reduce Sodium Intake in the United States. National Academy of Sciences 2010. http://www.iom.edu/Reports/2010/.

15. Brown I.J., Tzoulaki I., Candeias V., Elliott P. Salt intakes around the world: implications for public health. Int. J. Epidemiol. 2009;183:1151–1156.

16. Buck A.C., Davies R.L., Harrison T. The protective role of eicosapentaenoic acid (EPA) in the pathogenesis of nephrolithiasis. J. Urol. 1991;146:188–194.

17. Rothwell P.J., Green R., Blacklock N.J., Kavanagh J.P. Does fish oil benefit stone formers? J. Urol. 1993;150:1391–1394.

18. Baggio D., Budakovic A., Nassuato A., Vezzoli G., Manzato E., Luisetto G., Zaninotto M. Plasma phospholipid arachidonic acid content and calcium metabolism in idiopathic calcium nephrolithiasis. Kidney Int. 2000;58(3):1278–1284.

19. Konya E., Tsuji H., Umekawa T., Kurita T., Iguchi M. Effect of ethyl icosapentate on urinary calcium and oxalate excretion. Int. J. Urol. 2000;7:361–365.

20. Yasui T., Tanaka H., Fujita K., Iguchi M., Kohri K. Effects of eicosapentaenoic acid on urinary calcium excretion in calcium stone formers. Eur.Urol. 2001;39:580–585.

21. Gambaro G., Checchetto S., Bacelle L. Dietary polyunsaturated fatty acids and idiopathic calcium nephrolithiasis. In: Jungers P., Daudon M., eds. Proceedings of the 7th European Symposium on Urolithiasis. Paris, 1997;88.

22. Ortiz-Alvarado O., Miyaoka R., Kriedberg C., Leavitt D.A., Moeding A., Stessman M., Monga M. Omega-3 fatty acids eicosapentaenoic acid and docosahexaenoic acid in the management of hypercalciuric stone formers. Urology. 2012;7(2):282–286.

Об авторах / Для корреспонденции

Михеева Н.М. – к.м.н., доцент кафедры пропедевтики детских болезней ФГБОУ ВО АГМУ МЗ РФ, Барнаул, Россия.
E-mail: micheeva.1974@mail.ru
Зверев Я.Ф. – д.м.н., профессор кафедры фармакологии ФГБОУ ВО АГМУ МЗ РФ; Барнаул, Россия.
Выходцева Г.И. – д.м.н., профессор, зав. кафедрой педиатрии с курсом ДПО ФГБОУ ВО АГМУ МЗ РФ; Барнаул, Россия.
Лобанов Ю.Ф. – д.м.н., профессор, зав. кафедрой пропедевтики детских болезней ФГБОУ ВО АГМУ МЗ РФ; Барнаул, Россия.

Также по теме

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.