ISSN 2073–4034
eISSN 2414–9128

Динамика взаимосвязи самоотношения и самоактуализации у студентов медвузов

Бонкало Т.И., Шмелева С.В., Аралова Е.В., Ковалева М.А., Еремин М.В.

1) Научно-исследовательский институт организации здравоохранения и медицинского менеджмента ДЗМ, Москва, Россия; 2) Московский университет технологий и управления им. К.Г. Разумовского, Москва, Россия; 3) Российский государственный социальный университет, Москва, Россия
Обоснование. Анализируется проблема взаимосвязи самоотношения и самоактуализации студентов медвузов. Стремление к наиболее полному выявлению и развитию своих личностных возможностей студентов 1-го курса осуществляется прежде всего за счет получения информации о самом себе и благосклонного отношения к самому себе, у студентов 4-го курса – за счет позитивного отношение к себе, самодоверия и способности принимать себя такими, какие они есть на самом деле, на основе реальных и глубоких знаний о себе.
Цель исследования: выявить динамику взаимосвязи самоотношения и самоактуализации студентов – будущих врачей в процессе их обучения в вузе.
Методы. Исследование осуществлялось в on-line-режиме. В нем приняли участие 530 студентов медицинских вузов России, из которых 320 – студенты 1-го курса и 210 – 4-го. В исследовании использовались две диагностические методики: методика САТ (русскоязычная версия методики POI – Personal Orientation Inventory, E. Shostrom) и Тест самоотношения (В.В. Столин, С.Р. Пантилеев). Основной метод исследования – это метод поперечных срезов. Статистические методы включали расчет U-критерия Манна–Уитни (для несвязных выборок) и метод ранговой корреляции Спирмена.
Результаты. Выявлены различия между группами студентов 1-го и 4-го курсов медицинских вузов в показателях независимости ценностей и суждений, способности выражать свои мысли и чувства спонтанно и прямо, а также в показателях самоинтереса и самообвинения. Различия между группами проявляются и в характере взаимосвязей самоактуализации и самоотношения студентов.
Заключение. Результаты исследования свидетельствуют в целом о развитии у будущих врачей черт самоактуали-зирующейся личности в процессе их обучения в вузе, однако выявлено, что для многих студентов – выпускников медицинских вузов характерно снижение чувствительности к проблемам и креативности, что может быть обусловлено как субъективными, так и объективными факторами. Выявленная динамика взаимосвязей самоотношения и самоактуализации студентов медицинских вузов обусловливает целесообразность организации специальных тренинговых занятий со студентами – будущими врачами, ориентированных на оказание им помощи в саморазвитии и самоактуали-зации.

Ключевые слова

самоактуализация
самоотношение
студенты медицинских вузов
самоинтерес
самопознание

Введение

Самоотношение затрагивает все сферы жизни человека, позволяя адекватно воспринимать себя и окружающих в соответствии с ситуацией и реальными жизненными событиями. Выпускник медицинского вуза может избегать негативных последствий профессиональной деятельности, если на адаптационном этапе его профессионализации учтет особенности динамики взаимосвязи отношения к себе и самоактуализации.

Впервые термин «самоактуализация» появился в трудах K. Holstein. Автор охарактеризовал самоактуализацию как существенный мотив человеческой жизни, направленный на удовлетворение человеческих потребностей [1]. «Самоактуализация этимологически происходит от слова “актуализация”, что означает переход из состояния возможности в состояние действительности», – подмечает О.О. Лимонова [2].

Большое внимание изучению самоактуализации уделяли зарубежные исследователи, такие как в гуманистической психологи A. Maslow, K. Rogers, G. Allport, R. Assagioli и др.; в гештальт-терапии F. Perls и др.; в социокультурном психоанализе K. Horney, E. Fromm и др.; психоанализе K. Jung, A. Adler и др.; экзистенциальной психологии D. Bujenthal, R. May и др.

О сущности и механизмах самоактуализации личности в отечественной науке разработано много теорий. Методологическим ядром объяснения самоактуализации личности в этих теориях выступает деятельностный подход. Авторы в рамках деятельностного подхода, такие как А.Н. Леонтьев, П.Л. Гальперин, Г.П. Щедровицкий, С.Л. Рубинштейн и др.; философско-антропологического подхода, такие как Е.И. Исаев, В.И. Слободчиков, К.Ч. Мухаметджанов, а далее системного и акмеологического, такие как Г.Б. Ананьев, А.Г. Асмолов, К.А. Абульханова-Славская, А.А. Бодалев, А.В. Брушлинский, А.А. Деркач, В.Н. Мясищев и др., обращаются к этому явлению, трактуя внутренний мир личности. Эти подходы стали теоретической и методологической базой изучения потенциала человека.

Е.И. Исаев, В.И. Слободчиков определяют самоактуализацию как процесс становления человека субъектом собственной жизни, который требует от него усвоения норм и методов деятельности, правил сообщества, основных смыслов и ценностей, регулирующих совместную жизнь людей в обществе [3]. Понять самость – значит увидеть идеальную, явно осознанную необходимость пребывания в мире реальности. Только осознание этой истинно духовной реальности позволяет человеку открыть свою субъектную реальность как проекцию самого себя, полагали авторы [4].

Современные исследователи конкретизируют представления о самоактуализации, ее структуре, проявлениях в разном возрасте. Как процесс реализации индивидуальности человека трактуется самоактуализация в работах Е.Н. Расторгуевой? По словам автора, процесс реализации индивидуальности человека направлен на «...более полное осуществление постоянно развивающегося потенциала человека через различные виды активности, в системе которых ведущую роль играет субъектная активность, когда человек выстраивает связи с миром в соответствии со своим внутренним миром (своей индивидуальностью)...» [5]. Понятие самоактуализация означает, с точки зрения Е.Е. Вахромова, «...особый вид деятельности, реальный процесс развития и саморазвития человека» [6]. Е.В. Ильина, А.А. Пытина и другие исследователи вслед за А. Маслоу выделяют такие черты самоактуализирующейся личности, как тождественное восприятие реальности, деятельный образ жизни, принятие себя и других, спонтанность проявлений, бизнес-ориентация, автономия и независимость, оперативность оценок, отсутствие проявлений неприязни, демократия, стабильные моральные нормы, интуитивность и творческий подход в мышлении. «Чем большему числу критериев соответствует личность, тем более она самоактуализирована», – пишут авторы [7].

Самоактуализация будущего профессионала теснейшим образом связана со становлением его самосознания, как, впрочем, и самоотношение. Самоотношение – это тип эмоционального переживания, который отражает собственное отношение человека к тому, что он «открывает» о себе [8, 9]. Эмоционально-ценностное отношение к себе, проявляющееся как положительно (чувство собственного достоинства, уважение к себе, гордость), так и отрицательно (чувство неполноценности, недовольство собой), является одной из важнейших составляющих личности.

Сравнивая показатели самоотношения группы стажеров и студентов выпускных курсов, А.С. Кузьмина выявила, что в первой группе они ниже [10]. Это свидетельствует о неподготовленности выпускников вузов к самостоятельной профессиональной деятельности. Автор делает вывод, согласно которому современная система образования не в полной мере отвечает потребностям практики в подготовки специалистов. На практике это приводит к высокой текучести кадров, неспособности специалиста реализовать имеющийся потенциал.

Существует ряд исследований, доказывающих связь самоотношения с перфекционизмом [11], смысложизненными ориентациями [12, 13], конфликтностью [14], ответственностью и зрелостью личности [15] и другими психологическими феноменами. В частности, показано, что высокий уровень самоотношения снижает интенсивность переживания проблем, риск психосоматических расстройств [16], является условием максимальной активности личности [16, 17]. Низкий уровень самоотношения связан с развитием депрессии [10], девиантным и делинквентным поведением [18].

Проблема исследования раскрывается через следующее противоречие: сегодня, несмотря на разностороннее изучение как самоактуализации, так и самоотношения, остается вопрос: какова динамика взаимоотношений этих явлений между собой в отношении студентов – будущих медицинских работников, т.к. профессия врача требует от специалистов высокого уровня подготовленности к самостоятельному решению профессиональных задач?

Цель исследования: выявление динамики взаимосвязи самоактуализации и самоотношения у студентов медицинских вузов.

Методы

Всего в исследовании приняли участие 530 человек, из них студенты 1-го курса медицинского вуза – 320, студенты 4-го курса – 210 человек. Средний возраст респондентов 1-го курса составил 18,06 года, респондентов 4-го курса – 21,81.

Исследование проводилось при помощи on-line-тестирования. Для этого использовался сайт «Психологические тесты онлайн», на котором представлены методики, широкоиспользуемые в психодиагностической практике. Для пользователей тестирование бесплатное и анонимное, регистрация не требуется. Исследование организовано следующим образом. Респонденту на платформе Microsoft Teams предоставляли электронные адреса методик и стандартизированный бланк, в который он вносил полученные результаты психологической диагностики со ссылкой на индивидуальные результаты на сайте «Психологические тесты онлайн». Заполненный бланк отправлялся обратно нам. При этом составлялся протокол из индивидуальных результатов диагностики с проверкой правильности занесения результатов. В окончательную выборку попали только те респонденты, чьи результаты были по обеим методикам и которые можно было проверить.

С целью выявления особенностей самоактуализации студентов будущих врачей использовался Самоактуализационный тест (САТ), разработанный на кафедре социальной психологии МГУ им. М.В. Ломоносова Ю.Е. Алешиной, Л.Я. Гозман, М.В. Загика и М.В. Кроз [19]. В основе этого психодиагностического инструментария лежит методика «Personal Orientation Inventory» (POI) Э. Шострома (E. Shostrom). В процессе адаптации методики POI авторами по сути создана оригинальная психодиагностическая методика САТ, содержащая 126 вопросов и предназначенная для психически здоровых респондентов старше 15 лет.

С целью исследования самоотношения применен тест-опросник самоотношения (ОСО) В.В. Столина и С.Р. Пантилеева [20].

В соответствии с целью исследования полученный массив психологических данных подвергся количественному и качественному анализу с применением методов математической статистики: описательная статистика, U-критерий Манна–Уитни (для несвязных выборок) и метод ранговой корреляции Спирмена.

Результаты

1. Особенности развития черт самоактуализирующейся личности у студентов медицинских вузов 1-го и 4-го курсов.

Средние значения в группах студентов 1-го и 4-го курсов представлены на рис. 1. Анализ средних значений выявил, что у студентов 1-го курса они находятся в основном в зоне психологической нормы. Это значения таких блоков, как ценность (Sav1=50,91; Ex1=48,91), чувства (Fr1=51,25; S1=50,50), самовосприятие (Sa1=52,84), концепция (Sy1=51,75) и межличностная чувствительность (A1=48,22; C1=53,44). В зоне самоактуализации – средние значения показателей трех шкал: самоуважение (Sr1=57,38), представления о природе человека (Nc1=55,28) и креативность (Cr1=55,63). У студентов 4-го курса в зоне самоактуализации находятся средние значения пяти шкал: спонтанность (S4=57,29), самовосприятие (Sr4=59,48; Sa4=58,10), представления о природе человека (Nc4=57,71), контактность (C4=56,76). Интерес представляют результаты, полученные в блоке «отношение к познанию». Средние значения познавательных потребностей и креативности студентов 4-го курса находятся в зоне значений психологической нормы (Cog3=47,00; Cr3=55,24), у студентов 1-го курса средние значения познавательных потребностей – в зоне низких значений (Cog1=44,22), креативности – в зоне самоактуализации (Cr1=55,63).

242-1.jpg (94 KB)

Различия показателей самоактуализации студентов 1-го и 4-го курсов статистически значимы по шкалам «Самоподдержка» (на уровне р≤0,05), «Гибкость поведения» (на уровне р≤0,05) и «Спонтанность» (на уровне р≤0,01).

Таким образом, можно заключить, что для студентов 4-го курса в большей мере, чем для студентов 1-го курса, свойственны:

1) независимость ценностей и поведения от посторонних влияний (57,81 и 52,09 Т-балла соответственно);

2) широкая вариативность поведенческих реакций, приспособляемость к условиям проблемной ситуации, роль в поведении стереотипных реакций ниже (48,91 и 52,57 Т-балла соответственно);

3) способность выражать свои чувства спонтанно и прямо (50,50 и 57,29 Т-балла соответственно).

2. Особенности самоотношения студентов 1-го и 4-го курсов медицинских вузов.

На рис. 2 и 3 представлены результаты исследования особенностей самоотношения студентов медицинских вузов, обучавшихся на 1-м и 4-м курсах.

243-1.jpg (72 KB)

243-2.jpg (64 KB)

Статистически достоверные различия выявлены по показателям самоинтереса студентов (на уровне р≤0,05): у студентов 4-го курса более высокий уровень самоинтереса (88,76%), чем у студентов 1-го курса (80,81%). На уровне тенденций можно говорить и о том, что в процессе обучения в медицинских вузах растет не только интерес к самопознанию, но и аутосимпатия студентов, их самопонимание, тогда как уменьшаются показатели ожидания положительного отношения к себе других людей, а также показатели уровня самообвинения.

3. Связь между самоотношением и самоактуализацией студентов медицинских вузов.

В результате корреляционного анализа выявлены множественные корреляционные связи как прямых, так и обратных показателей самоактуализации и самоотношения у студентов 1-го курса (табл. 1).

244-1.jpg (202 KB)

Так, показатели самоотношения самой большой шкалы теста CAT, измеряющего степень независимости ценностей и поведения испытуемого от внешнего воздействия – самоподдержки, имеют четыре прямые значимые связи с показателями шкал самоактуализации: аутосимпатии (rs=0,61; р≤0,01), самоинтереса (интегральная) (rs=0,57; р≤0,01), самопринятия (rs=0,61; р≤0,01), самоинтереса (дополнительная) (rs=0,47; р≤0,01) и одну обратную – самообвинение (rs=-0,36; р≤0,05).

Шкала «Ценностная ориентация» положительно коррелирует со шкалами самоуважение (rs=0,41; р≤0,05), самоинтерес (rs=0,40; р≤0,05), самоуверенность (rs=0,36; р≤0,05), саморуководство (rs=0,36; р≤0,05) и самопонимание (rs=0,39; р≤0,05). Шкала «Гибкость поведения» отрицательно коррелирует со шкалами самоуважение (rs=-0,41; р≤0,05) и саморуководство (rs=-0,42; р≤0,05).

Показатели самоотношения блока «Самовосприятие» имеют больше всего значимых связей с показателями шкал самоактуализации – 12. Показатели самоотношения блока «Концепция» имеют две значимые прямые связи с показателями шкалы самоактуализации. Шкала «Представления о природе человека» взаимосвязаны с интегральной шкалой самоинтереса (rs=0,36; р≤0,05) и дополнительной – самоинтереса (rs=0,36; р≤0,05). Шкала «Познавательные потребности» коррелирует со шкалой отношения других (rs=0,40; р≤0,05), а шкала креативности со шкалами аутосимпатии (rs=0,43; р≤0,05) и самоинтереса (rs=0,55; р≤0,01).

Таким образом, высокий уровень самоподдержки обеспечивает повышение уровня благосклонного отношения первокурсников к себе, ориентацию на самопознание, получение информации о себе, достижение состояния, в котором самооценка студентов уравновешивается, проявляется чувство душевной гармонии и устойчивости. Напротив, снижение степени независимости ценностей и поведения студентов от внешних воздействий приводит к повышению уровня самообвинения первокурсников.

Анализ также обнаруживает наличие корреляционных связей как прямых (положительных), так и обратных (отрицательных) показателей самоактуализации и самоотношения у студентов 4-го курса. Однако они отличаются от взаимосвязей показателей самоактуализации и самоотношения у студентов 1-го курса (табл. 2).

244-2.jpg (202 KB)

В отличие от студентов 1-го курса, у которых не обнаружено значимых взаимосвязей показателей самоотношения и ориентации во времени, у студентов 4-го курса такие связи выявлены. Показатели основной шкалы «Ориентация во времени» имеют 5 прямых связей с показателями шкал самоотношения: глобальное самоотношение (rs=0,65; р≤0,01), самоуважение (rs=0,81; р≤0,01), самоуверенность (rs=0,50; р≤0,05), самопринятие (rs=0,52; р≤0,05), самопонимание (rs=0,51; р≤0,05), и одну обратную с показателями шкалы самообвинения (rs=-0,44; р≤0,05). В отличие от студентов 1-го курса у четверокурсников не обнаружено значимых взаимосвязей показателей гибкости поведения и шкал самоотношения. Вместе с тем имеются обратные взаимосвязи шкал сензитивности к себе и спонтанности с такими шкалами самоотношения, как отношение других (rs=-0,49; р≤0,05) и самообвинение (rs=-0,44; р≤0,05) соответственно.

Высокий уровень самоподдержки обеспечивает повышение уровня глобального самоотношения студентов 4-го курса к себе, а также самоуважения и принятия себя. Кроме того, повышение способности студентов 4-го курса жить настоящим и видеть свою жизнь целостной влияет на рост самоотношения и самоуважения в целом, уверенность в своих силах, принятие себя такими, какие они есть, понимание своих потребностей и мотивов поведения, а также снижает уровень самообвинения.

Обсуждение

В результате исследования выявлены следующие различия в характере взаимосвязи самоактуализации и самоотношения студентов – будущих врачей 1-го и 4-го курсов медицинских вузов:

1) у студентов 1-го курса значимых взаимосвязей самоактуализации и самоотношения в целом больше, чем у студентов 4-го курса;

2) у студентов 1-го курса по шкале Чеддока 55,17% слабых по силе взаимосвязей и 44,83% средних, у студентов 4-го курса – 38,46% слабых, 57,69% средних и 3,85% высоких. У студентов 1-го курса сила связей между переменными самоактуализации и самоотношения меньше, чем у студентов 4-го курса;

3) у студентов 1-го курса, как и у студентов 4-го курса, взаимосвязи показателей самоактуализации и самоотношения в подавляющем большинстве случаев прямые (положительные). Обратные (отрицательные) связи у студентов 1-го курса выявлены между показателями шкал «Самоподдержка» и «Самообвинение», «Гибкость поведения» и «Самоуважение», «Гибкость поведения» и «Саморуководство», у студентов 4-го курса – «Ориентация во времени» и «Самообвинение», «Сензитивность к себе» и «Отношение других», «Спонтанность» и «Самообвинение»;

4) у студентов 4-го курса в отличие от студентов 1-го курса выявлены взаимосвязи высокой и средней силы базовой шкалы самоактуализации «Ориентация во времени» со шкалами самоотношения (5 взаимосвязей).

Таким образом, четверокурсники способны чувствовать настоящий момент своей жизни не просто как подготовку к будущей «настоящей жизни», а увидеть свою жизнь как единое целое. Эта способность позволяет им поднимать уровень как самоотношения в глобальном смысле, так и в частных ее проявлениях: самоуважения, уверенности в себе, самопринятия, снижать уровень самообвинения. Именно такое психологическое восприятие времени человеком свидетельствует о высоком уровне самоактуализации личности.

Вместе с тем характер готовности к выработке новых идей, предполагающий, по мнению P. Torrance, чувствительность к проблемам и существующему дефициту решений, поиск решений, продвижение и проверка гипотез, формулировка результата среди 320 первокурсников несколько выше, чем у студентов 4-го курса. На наш взгляд, на эту тенденцию могут влиять многие причины: специфические особенности деятельности студентов [12], объем и характер полученного образования (между творчеством и объемом полученного образования существует обратная зависимость) [21], возрастной фактор [22]. Многие исследования, посвященные изучению динамики креативности, свидетельствуют о том, что креативность и творческая составляющая деятельности проявляются в определенных психологических условиях: открытость к новизне, чувствительность к творческим проблемам, эффективность, страсть к своей работе, способность работать вместе. Что касается познавательных потребностей, то исследования показывают, что потенциал познавательных потребностей студентов закладывается еще в школьные годы. Если студента устраивает выбор профессии и межличностные отношения в студенческой группе, его потребности в достижении, в т.ч. познавательные, на высоком уровне [4].

Заключение

Взаимосвязь самоактуализации и самоотношения студентов будущих врачей меняется от курса к курсу – меняется структура и сила их взаимосвязей. Стремление к наиболее полному выявлению и развитию своих личностных возможностей студентов 1-го курса осуществляется прежде всего за счет получения информации о самом себе и благосклонного отношения к самому себе, у студентов 4-го курса – за счет позитивного отношение к себе, самодоверия и способности принимать себя такими, какие они есть на самом деле на основе реальных и глубоких знаний о себе. Полученные данные могут лечь в основу психолого-педагогических программ, направленных на формирование и поддержание саморазвития, самоорганизации и позитивного отношения к себе студентов, а также могут быть использованы в психологическом консультировании с целью повышения уровня самоактуализации студентов и в тренингах личностного роста.

Список литературы

1. Goldstein K. The organism. New York: American book company. 1939. 204 р.

2. Лимонова О.О., Колесникова Т.В. Психологическая поддержка самоактуализации личности студентов высшей школы. Мир науки. Педагогика и психология. 2018;2:1–7.

3. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. М., 1995. 384 с.

4. Мантурова Н.М. Особенности самоактуализации личностей разных гендерных типов. Философия образования. 2015;5(62):161–73.

5. Расторгуева Е.Н. К определению самоактуализации. Ученые записки университета им. П.В. Лесгафта. 2013;5(99)114–21.

6. Вахромов Е.Е. Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации. М.., 2001. 116 с.

7. Ильина Е.В., Пытина А.А. Самоактуализация как необходимое условие полноценного развития и социализации личности. Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2009;3:353–56.

8. Чернова А.А., Кожевникова О.В. Самоотношение студентов в связи с их личностными особенностями. Социальные и гуманитарные науки: теория и практика. 2018;1(2):676–89.

9. Бонкало Т.И., Шмелева С.В., Качалов С.Б. и др. Особенности адаптации студентов вузов к условиям онлайн обучения в период пандемии COVID-19. Фарматека. 2022;10:73–8.

10. Кузьмина А.С. Самоотношение выпускников юридического факультета. Психология и психотехника. 2018;1:23–32.

11. Комиссарова Л.Г. Особенности самоотношения студентов с я-ориентированным перфекционизмом. Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество. 2012;5:46–51.

12. Ильиных А.Е., Асанова Н.В., Яшанина А.А., Ильиных А.Е. Креативность и самоактуализация в контексте смысложизненных ориентаций, эмпатии и самооценки. Научно-педагогическое обозрение. 2016;1(11):31–7.

13. Кочеткова Т.Н. Смысложизненные ориентации лиц с разным самоотношением. Вестник Томского государственного педагогического университета. 2010;2:118–23.

14. Гончаров А.В. Изучение влияния самоотношения на конфликтность личности студентов. Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2010;1:237–40.

15. Коломиец Е.А., Колесникова Г.Ю., Галактио-нов И.В., Коломиец Е.А. Динамика самоотношения студентов-психологов в процессе профессионализации. Образовательный вестник «Сознание». 2021;4:25–31.

16. Лабковский М.А. Хочу и буду. Принять себя, полюбить жизнь и стать счастливым. М., 2020. 320 с.

17. Ледовская Т.В. Психологическая структура самоотношения в подростковом и юношеском возрасте. Ярославский педагогический вестник. 2017;4:229–33.

18. Тарасова Л.Е. Взаимосвязь самоотношения с трансспективой личности. Мир науки. Педагогика и психология. 2020;2:1–8. [Tarasova L.E. The relationship of self-attitude with the transspective personality. The world of science. Mir nauki. Pedagogika i psikhologiya. 2020;2:1–8.

19. Алешина Ю.Е., Гозман Л.Я., Загика М.В., Кроз М.В. Самоактуализационный тест – САТ.

20. Пантилеев С.Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система М., 1991. 110 с.

21. Урываев В.А., Мазилов В.А., Сенин И.Г. и др. Динамика показателей самоактуализации личности в транзитивном обществе. Экология человека. 2018;8:27–31.

22. Лопатин Е.А. Изучение самоактуализации 17–19-летних студентов вуза. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008;65(76):418–23.

Об авторах / Для корреспонденции

Автор для связи: Мария Анатольевна Ковалева, канд. псих. наук, доцент, Московский университет технологий и управления им. К.Г. Ра-
зумовского, Москва, Россия; 89151479832@mail.ru

ORCID:
Т.И. Бонкало (T.I. Bonkalo), https://orcid.org/0000-0003-0887-4995
М.А. Ковалева (M.A. Kovaleva), https://orcid.org/0000-0003-0442-9608 
С.В. Шмелева (S.V. Shmeleva), https://orcid.org/0000-0003-0390-194X
М.В. Еремин (M.V. Eremin), https://orcid.org/0000-0001-9791-4615 
Е.В. Аралова (E.V. Aralova), https://orcid.org/0000-0001-7835-8756 

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.