ISSN 2073–4034
eISSN 2414–9128

Изучение проблем освоения дисциплины «Фармакология» студентами третьего курса

Титаренко А.Ф., Таштанбекова Ч.Б., Александрова Э.Г., Абакумова Т.Р., Шакирова А.П.

1) Казанский (Приволжский) федеральный университет, кафедра биохимии, биотехнологии и фармакологии, Казань, Россия; 2) Филиал Казанского федерального университета, Джизак, Республика Узбекистан; 3) Казанская государственная медицинская академия – филиал ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, кафедра клинической фармакологии и фармакотерапии, Казань, Россия
Обоснование: Фармакология как базовая медицинская научная дисциплина обеспечивает научную основу для безопасного и рационального назначения лекарств. Освоение фармакологии является сложной задачей, поскольку требует интеграции знаний различных дисциплин.
Цель исследования: провести сплошное анонимное письменное анкетирование и оценить проблемы студентов 3-го курса при изучении дисциплины «Фармакология».
Материалы и методы. С целью оценки проблем освоения дисциплины «Фармакология» проведено сплошное анонимное письменное анкетирование 73 студентов 3-го курса по направлениям подготовки «Лечебное дело» и «Стоматология» в филиале Казанского Федерального университета в г. Джизаке Республики Узбекистан.
Результаты. Выявлено, что недостаток знаний по предметам биохимия, нормальная физиология и патологическая физиология являются причиной трудностей освоения дисциплины «Фармакология» студентами 3-го курса независимо от профиля подготовки. Студентам лечебного направления в целом требуется меньше времени для подготовки к занятиям по дисциплине «Фармакология», чем студентам стоматологического направления подготовки. Значимость лекционного материала при освоении предмета «Фармакология» высокая. Языковой барьер является проблемой при освоении предмета на русском языке.
Заключение. Результаты исследования показали, что для качественного изучения предмета «Фармакология» студентам необходимы хорошие базовые знания фундаментальных дисциплин.

Ключевые слова

базисная фармакология
анкетирование студентов
медицинское направление

Список литературы

1. Fidalgo-Neto A.A., Lopes R.M., Ribeiro R.R.M., et al. Teaching and learning pharmacology in Brazil before COVID-19 pandemic: a case study in Rio de Janeiro. BMC. Med Educ. 2023:23(1):471. Doi: 10.1186/s12909-023-04437-4

2. Gwee M.C. Teaching of medical pharmacology: the need to nurture the early development of desired attitudes for safe and rational drug prescribing. Med Teach. 2009:31(9):847–54. https://dx.doi.org/10.1080/01421590903168119

3. Kwan C.Y. Problem-based learning and teaching of medical pharmacology. Naunyn Schmiedebergs Arch Pharmacol. 2002:366(1):10–7. https://dx.doi.org/10.1007/s00210-002-0561-y

4. Jaillon P. Teaching basic and clinical pharmacology to medical students: a 2006 survey in French schools of medicine. Therapie. 2006:61(5):439–46. https://dx.doi.org/10.2515/therapie:2006071

5. Nicolaou P.A., El Saifi M. The impact of using virtual patients in preclinical pharmacology teaching. Adv Physiol Educ. 2020:44(3):363–9. https://dx.doi.org/10.1152/advan.00009.2020

6. Литвинова Т.А., Овсянко Е.В., Залавина С.В. и др. Управление качеством учебного процесса и педагогической деятельностью через анкетирование обучающихся. Медицина и образование в Сибири. 2008:2:13.

7. Алексеенко С.Н., Гайворонская Т.В. Анкетирование студентов – эффективный инструмент мониторинга внутренней среды вуза. Медицинский вестник Северного Кавказа. 2012:4(28):96–8.

8. Беляева Г.Ф., Царенко А.С. Опросы «Преподаватель глазами студента» как инструмент усовершенствования управления учебным процессом в вузе. Государственное управление. Электронный вестник. 2012;32:2.

9. Балакирева А.И., Власов П.Н., Балакирева Е.А. и др. Результаты анкетирования, посвященного вопросам профориентации, студентов 1-го курса педиатрического факультета. Инновации в науке. 2015;42:72–7.

10. Литвинова Т.Н., Юдина Т.Г., Русинова Т.В., Литвинова М.Г. Анкетирование студентов первого курса «Изучение химии глазами студентов. Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2017;4(1):178–81.

11. Соленова Е.А., Мукин В.А. Фармакологическое образование врачей в университетском пространстве. European research: сб. статей XIII Междунар. науч.-практ. конф.: в 2 ч. Пенза, 2017. С. 205–9.

12. Бобрищева-Пушкина Н.Д., Кузнецова Л.Ю., Попова О.Л. и др. Изучение отношения студентов к формам контроля знаний для оптимизации преподавания в вузе. Сеченовский вестник: 2016;1:48–52.

13. Коротовских Л.С. Кейс-метод как способ повышения компетентности обучающихся на кафедре фармакологии. Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. 2018;4(10):72–6.

Об авторах / Для корреспонденции

Альбина Фаритовна Титаренко, к.м.н., доцент кафедры биохимии, биотехнологии и фармакологии, Казанский (Приволжский) федеральный университет; доцент кафедры клинической фармакологии и фармакотерапии КГМА – филиала ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, Казань, Россия; albinatitarenko@mail.ru, eLibrary SPIN: 1198-5065, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1333-5761 (автор, ответственный за переписку)
Чолпон Болотбековна Таштанбекова, Казанский (Приволжский) федеральный университет, кафедра биохимии, биотехнологии и фармакологии, Казань, Россия; ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0749-9863
Эльвира Григорьевна Александрова, Казанский (Приволжский) федеральный университет, кафедра биохимии, биотехнологии и фармакологии, Казань, Россия; ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8206-9866
Татьяна Рудольфовна Абакумова, Казанский (Приволжский) федеральный университет, кафедра биохимии, биотехнологии и фармакологии, Казань, Россия; ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6321-5859
Анастасия Павловна Шакирова, Филиал Казанского федерального университета, Джизак, Республика Узбекистан; ORCID: https://orcid.org/0009-0002-4363-951X
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.