ISSN 2073–4034
eISSN 2414–9128

Опыт комплексного использования организационных подходов и клинических инструментов для достижения целей гликемического контроля

М.Б. Анциферов (1), Н.А. Демидов (2)

1) Эндокринологический диспансер Департамента здравоохранения г. Москвы, Москва, Россия; 2) Городская больница г. Московский Департамента здравоохранения г. Москвы, Москва, Россия
Актуальность. Высокая распространенность сахарного диабета (СД) и быстрый прирост числа больных оказывают существенное влияние на систему здравоохранения всех стран мира. Высокий риск развития осложнений СД, приводящих к инвалидизации и смерти пациентов, служит источником дополнительных затрат на лечение данного заболевания. Важнейшей мерой профилактики развития осложнений СД считается достижение и поддержание целевых значений гликемического контроля, определяемых по уровню гликированного гемоглобина (НbА1с). Несмотря на все современные возможности по лечению СД, в любой диспансерной группе есть пациенты c уровнем НbА1с, значительно превышающим целевые показатели. Любые подходы, способные приводить к снижению уровня НbА1с у этих больных, должны активно использоваться в реальной практике. Федеральный регистр пациентов с СД (ФРСД) – это база данных персонифицированного учета больных диабетом. С ее помощью можно проводить мероприятия, точечно направленные на активную работу именно с пациентами, имеющими худшие показатели гликемического контроля. Цель исследования. Добиться с помощью комплекса организационных подходов и клинических инструментов снижения числа больных диабетом с уровнем НbА1с ≥11,0% в практике лечения СД на уровне амбулаторного звена эндокринологической службы. Методы. Была сформирована выборка из Московского сегмента ФРСД больных СД с уровнем НbА1с ≥11,0%, которая включила 417 пациентов с СД 1 типа (СД1) и 3584 – с СД 2 типа (СД2). Департаментом здравоохранения г. Москвы было направлено поручение амбулаторным учреждениям (где наблюдались данные пациенты) проводить мероприятия, направленные на улучшение показателей гликемического контроля (интенсификация проводимой терапии, направление на обучение в Школу диабета, госпитализация в эндокринологическое отделение стационара и т.п.) с последующим определением уровня НbА1с через 3 и 6 месяцев. Результаты. Через 6 месяцев наблюдения 285 больных СД1 (95,3% от числа пациентов, имевших данные об уровне НbА1с [n=299]), имели НbА1с <11,0%. Только у 4,7% (14 человек) больных СД1 после 6 месяцев наблюдения уровень НbА1с составил ≥11,0%. Также 97,5% больных СД2 (из числа пациентов, имевших данные об уровне НbА1с на момент окончания наблюдения [n=2 948]) через 6 месяцев наблюдения достигли уровня НbА1с <11,0%, и только 2,5% имели уровень НbА1с ≥11,0%. Средний уровень НbА1с исходно составлял 12,6% у больных СД1 (n=417) и 12,3% – у больных СД2 (n=3 584). После 6 месяцев наблюдения данный показатель снизился у больных СД1 до 8,5% (n=299), у больных СД2 – до 8,2% (n=2 948). Заключение. Комплексные мероприятия, включающие организационные подходы и клинические инструменты, использованные на основе данных персонифицированного учета больных СД, позволяют достигать значительного улучшения показателей углеводного обмена большинству пациентов.

Ключевые слова

сахарный диабет
Федеральный регистр сахарного диабета
гликированный гемоглобин

Введение

Сахарный диабет (СД) является одной из самых распространенных эпидемий хронического неинфекционного заболевания в мире. Численность больных СД за последние 10 лет увеличилась более чем в 2 раза и к концу 2017 г. превысила 425 млн [1].

В Российской Федерации также отмечается рост распространенности СД. По данным федерального регистра СД (ФРСД), в РФ на начало 2019 г. на диспансерном учете состояли 4 584 575 человек (3,1% населения) [1]. На сегодняшний день ФРСД содержит данные о 4 733 557 больных СД, из них 261 027 с СД 1 типа (СД1) и 4 376 050 – с СД 2 типа (СД2) [2].

По данным 2017–2018 гг., в Москве на учете состояло более 330 тыс. взрослых больных СД [3], из них 18 тыс. пациентов с СД1 [4].

Тяжелые осложнения СД (нефропатия, ретинопатия, поражение магистральных сосудов сердца, головного мозга, артерий нижних конечностей) служат основной причиной инвалидизации и смертности больных [1].

В настоящее время качество гликемического контроля больных СД оценивается по уровню НbА1с – интегральному показателю, отражающему средний уровень гликемии за прошедшие 2–3 месяца. В ряде классических исследований продемонстрирована связь между уровнем НbА1с и риском развития макро- и микрососудистых осложнений у больных как СД1, так и СД2 [5–8]. На сегодняшний день необходимость достижения целевых значений гликемического контроля не вызывает сомнений. Целевые значения гликемического контроля [1] устанавливаются Алгоритмами специализированной медицинской помощи больным сахарным диабетом 2019 г. (9-й выпуск) по уровню НbА1с и находятся в диапазоне от 6,5 до 8,5%. Для больных старшей возрастной группы, находящихся в периоде дожития по причине тяжелых заболеваний либо состояний, может быть установлен индивидуальный целевой уровень НbА1с, превышающий 8,5% [1].

Таким образом, оценив уровень НbА1с в динамике как у отдельного больного СД, так и в их популяции в том или ином регионе, можно судить об эффективности терапии СД и сделать прогноз в отношении рисков развития микро- и макрососудистых осложнений диабета.

В ФРСД содержится информация об уровне НbА1с у большого количества больных СД, в связи с чем ФРСД может быть использован для анализа реальной клинической практики лечения больных СД и оценки качества достигнутых показателей гликемического контроля.

В любой популяции пациентов с СД есть больные, уровень НbА1с которых существенно превышает целевые показатели. В нашей работе была сделана попытка проанализировать показатели когорты пациентов с очень высоким уровнем НbА1с (≥11,0%) и оценить возможности совместного использования организационных инструментов (основанных на персонифицированных данных пациентов, полученных из ФРСД) и современных клинических подходов в плане улучшения показателей гликемического контроля у больных СД.

Цель исследования: с помощью использования комплекса организационных подходов и клинических инструментов добиться снижения числа больных СД с уровнем НbА1с ≥11,0% в практике лечения СД на уровне амбулаторного звена эндокринологической службы региона.

Задачи исследования:

  1. Сформировать из Московского сегмента ФРСД выборку больных СД1 и СД2 с уровнем НbА1с ≥11,0%.
  2. Провести мероприятия, направленные на улучшение показателей контроля СД (интенсификация проводимой терапии, направление на обучение в Школу диабета, госпитализация в эндокринологическое отделение и т.п.) с последующим определением уровня НbА1с через 3 и 6 месяцев.
  3. Провести статистический анализ полученных данных.

Методы

Была сформирована выборка из Московского сегмента ФРСД больных СД с уровнем НbА1с ≥11,0%, включившая 417 человек с СД1 и 3 584 – с СД2.

Департаментом здравоохранения г. Москвы было направлено поручение амбулаторным учреждениям (в которых наблюдались данные пациенты) провести мероприятия, направленные на улучшение показателей гликемического контроля (интенсификация проводимой терапии, направление на обучение в Школу диабета, госпитализация в эндокринологическое отделение и т.п.) с последующим определением уровня НbА1с через 3 и 6 месяцев.

Был проведен статистический анализ данных с использованием программы Statistica 11.

Результаты исследования

Основные показатели больных СД1 (n=417 чел.) и СД2 (n=3 584 чел.) представлены в таблице.

Информация об уровне НbА1с через 6 месяцев наблюдения у 25,4% больных СД1 (106 человек) не была представлена по различным причинам. Чаще всего информация отсутствовала по причине неявки пациентов на плановый прием либо невозможности связаться с ними (отсутствовали в Москве, не отвечали на телефонные звонки и т.п.). Запланировано продолжение наблюдения за данными больными. За это время 0,7% больных (3 человека) умерли и 2,2% (9 человек) выбыли из ЛПУ.

Через 6 месяцев наблюдения в результате проведеннных мероприятий, направленных на снижение уровня НbА1с, 285 больных СД1 (95,3% от всех пациентов с данными об уровне НbА1с [n=299]) имели уровень НbА1с <11,0%. Только у 4,7% (14 человек) с СД1 уровень НbА1с составлял ≥11,0% (рис. 1).

Средний уровень НbА1с у больных СД1 исходно составлял 12,6% (n=417). После 6 месяцев наблюдения было отмечено его снижение до 8,5% (n=299).

При более детальной оценке уровня НbА1с у больных СД1 через 6 месяцев наблюдения (рис. 1) было показано, что 13,7% пациентов имели уровень НbА1с <7,0%. Тот факт, что их доля невелика, можно расценивать как положительный результат проведенной работы, т.к. высокая скорость снижения уровня НbА1с (с 12,6 до 7,0% за 6 месяцев) может считаться оправданной только в отношении больных с неудовлетворительным контролем углеводного обмена при впервые выявленном СД. У больных с длительным течением СД подобная скорость снижения уровня НbА1с может спровоцировать ухудшение течения диабетической ретинопатии.

Бόльшая часть (62,5%) пациентов через 6 месяцев наблюдения имели уровень НbА1с в диапазоне от 7,0 до 9,5%. Это считается удовлетворительным показателем эффективности проведенных мероприятий, но требует дальнейшей работы по достижению индивидуальных целей гликемического контроля (рис. 1).

Еще 19,1% больных СД1 через 6 месяцев имели уровень НbА1с от 9,5 до 10,9%. Это можно расценивать как промежуточный результат проведенных мероприятий (особенно если учитывать, что исходно средний уровень НbА1с у больных СД1 составлял 12,6%). Однако требуется продолжение мероприятий, направленных на дальнейшее улучшение показателей гликемического контроля, в этой подгруппе пациентов (рис. 1).

Через 6 месяцев наблюдения 97,5% больных СД2 (из числа пациентов с наличием данных об уровне НbА1с [n=2948]) имели уровень НbА1с <11,0%, и только у 2,5% его уровень ≥11,0%.

За 6 месяцев наблюдательной программы 173 (4,8%) больных СД2 умерли и 230 (6,4%) выбыли из ЛПУ. Не имели данных об уровне НbА1с на момент окончания наблюдательной программы 233 (6,5%) человека. Причины отсутствия данных об уровне НbА1с через 6 месяца наблюдения у больных СД2 были схожими с таковыми у пациентов с СД1.

Средний уровень НbА1с у больных СД2 исходно составлял 12,3% (n=3 584).

После 6 месяцев наблюдения средний уровень НbА1с снизился до 8,2% (n=2 948).

При более детальной оценке уровня НbА1с у больных СД2 через 6 месяцев наблюдения было показано, что 17,9% пациентов имели его уровень <7,0% (рис. 2).

Большинство (64,9%) пациентов имели через 6 месяцев наблюдения уровень НbА1с в диапазоне от 7,0 до 9,5%. Это говорит об удовлетворительной эффективности проведенных мероприятий, т.к. скорость снижения уровня НbА1с у большинства больных не превышала допустимого диапазона (не более 1,5% за 3 месяца). Несомненно, часть больных нуждается в продолжении работы, направленной на достижение индивидуальных терапевтических целей гликемического контроля (рис. 2).

Еще 14,7% больных СД2 через 6 месяцев имели уровень НbА1с от 9,5 до 10,9%. При условии, что исходно средний уровень НbА1с составлял 12,6%, результат проведенных мероприятий можно считать удовлетворительным. В дальнейшем проводимые терапевтические мероприятия для данной подгруппы пациентов требуют интенсификации для достижения целевых показателей гликемического контроля (рис. 2).

Анализ результатов проведенной программы говорит о высокой эффективности комплексных мероприятий, включающих основанные на персонифицированных данных управленческие решения и современные клинические подходы.

Тем не менее достаточно высокий процент пациентов, в отношении которых не имелось данных об уровне НbА1с через 6 месяцев наблюдения, говорит о необходимости совершенствования подходов к диспансерному наблюдению больных СД.

Заключение

Комплексные мероприятия, включающие организационные подходы и клинические инструменты, примененные на основании данных персонифицированного учета больных СД с НbА1с ≥11,0%, позволяют достигать значительного улучшения показателей углеводного обмена большинству пациентов: 95,3% больных СД1 и 97,2% больных СД2 достигли уровня НbА1с <11,0%.

Список литературы

1. Дедов И.И., Шестакова М.В., Майоров А.Ю. Алгоритмы специализированной медицинской помощи больным сахарным диабетом. 9-й выпуск, 2019. Сахарный диабет. 2019;22(S1). Doi: 10.14341/DM221S1.

2. http://diaregistry.ru/. Данные актуальны на 24.11.2019.

3. Анциферов М. Б., Демидов Н.А., Калашникова М.Ф. Динамика основных эпидемиологических показателей сахарного диабета в Москве (2002–2017). Сахарный диабет – пандемия XXI. Сборник тезисов VIII (XXV) Всероссийского диабетологический конгресс с международным участием. М., 2018.

4. Демидов Н.А., Мишра О.А., Анциферов М.Б. Сахарный диабет 1 типа в Москве – 2018 г. (по данным Московского сегмента Федерального регистра сахарного диабета). Фарматека, 2018;11(364):74–9. Doi: 10.18565/pharmateca.2018.11.74–9.

5. Stratton I.M., Adler A.L., Neil H.A., et al. Association of glycemia with macrovascular and microvascular complications of type 2 diabetes (UKPDS 35): prospective observational study. BMJ. 2000;321:405–12. Doi: 10.1136/bmj.321.7258.405.

6. The Diabetes Control and Complications Trial Research Group. The effect of intensive treatment of diabetes on the development and progression of long-term complications in insulin-dependent diabetes mellitus. N Engl J Med. 1993;329:977–86. Doi: 10.1056/NEJM199309303291401.

7. UK Prospective Diabetes Study (UKPDS) Group. Intensive blood-glucose control with sulphonylureas or insulin compared with conventional treatment and risk of complications in patients with type 2 diabetes (UKPDS 33). Lancet. 1999;354(9178):602.

8. Rawshani A., Rawshani A., Franzén S., et al. Risk Factors, Mortality, and Cardiovascular Outcomes in Patients with Type 2 Diabetes. N Engl J Med. 2018;379(7):633–44. Doi: 10.1056/NEJMoa1800256.

Об авторах / Для корреспонденции

Автор для связи: Н.А. Демидов, к.м.н., врач-эндокринолог, Городская больница г. Московский Департамента здравоохранения г. Москвы, Москва, Россия; e-mail: nicolay13@mail.ru
Адрес: 108811, Россия, Москва, г. Московский, мкр 3, стр. 7

ORCID / Scopus Author ID / eLibrary SPIN / ResearcherID:
Н.А. Демидов (Nikolai A. Demidov) ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8289-0032; Scopus Author ID: https://www.scopus.com/authid/detail.uri?authorId=57207982218; eLibrary SPIN: 7715-4508; ResearcherID: W 7335-2019
М.Б. Анциферов (Mikhail B. Antsiferov) ORCID: http://orcid.com/0000-0002-9944-2997; eLibrary SPIN: 1035–4773

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.