ISSN 2073–4034
eISSN 2414–9128

Таксотер: от лечебной до адъювантной и неоадъювантной химиотерапии рака молочной железы

В.А. Горбунова

Рассматриваются отдельные этапы клинического изучения доцетаксела (Таксотер) - одного из наиболее эффективных средств терапии метастатического рака молочной железы. Приводятся результаты II и III фаз испытаний Таксотера при различных формах и стадиях этого злокачественного заболевания, в т.ч. при использовании препарата в качестве монотерапии и в комбинации с доксорубицином, а также при сравнении указанной схемы с существующими стандартами химиотерапии рака молочной железы. Отмечается, что эффективность режимов терапии 1 линии на основе Таксотера составляет, по разным данным, 57-88 % при медиане выживаемости от 20,0 до 27,5 %. Результаты исследований последних лет (BCIRG 001 и NSABP-B-27) указывают на возможность использования Таксотера в адъювантном и неоадъювантном режимах.

Классическим стандартом изучения новых противоопухолевых препаратов является следующий: 1) оценка в монотерапии 2 линии лечения; 2) оценка в монотерапии 1 линии лечения; 3) включение в режимы комбинированной химиотерапии; 4) рандомизированные исследования в сравнении с наилучшим стандартом в лечении диссеминированных опухолевых заболеваний; 5) изучение в качестве адъювантной и неоадъювантной химиотерапии.

Этот алгоритм в последнее время часто изменяется в связи с большим количеством новых препаратов, относящихся к биологическим или так называемым «таргетным» агентам, действующим на определенные молекулярные мишени, влияющие на возникновение и развитие злокачественных опухолей.

Однако это не касается цитостатических агентов, в особенности доцетаксела (Таксотер; Aventis), в отношении которого четко прослеживаются все этапы классического изучения противоопухолевых средств. Во-первых, он обнаружил равную 40-58% эффективность при монотерапии больных метастатическим раком молочной железы после предшествующей химиотерапии (2 линия), во-вторых, продемонстрировал активность у 29-50% пациентов в антрациклин-резистентных случаях и у 38-68% - при применении в качестве первой линии химиотерапии (табл. 1).

В рандомизированном сравнительном исследовании [8] Таксотер оказался эффективнее доксорубицина (48% и 33% соответственно, р = 0,008) при большем времени до прогрессирования (26 и 21 неделя соответственно), но одинаковой выживаемости (табл. 2).

Сочетание Таксотера с доксорубицином, как наиболее активных агентов, стало следующим этапом исследований. Комбинация была обусловлена высокой эффективностью каждого препарата в отдельности; отсутствием или низкой перекрестной резистентностью, подтвержденной эффективностью Таксотера у антрациклин-резистентных больных; различной негематологической токсичностью и отсутствием кардиотоксичности у Таксотера.

II фаза клинического изучения комбинации в качестве 1 линии химиотерапии в разных дозовых режимах (Таксотер 50® 85 мг/м2 + доксорубицин 40-60 мг/м2 [11,12]; Таксотер 75 мг/м2 + доксорубицин 50 мг/м2 + циклофосфан 500 мг/м2 [18]) подтвердила ожидаемую высокую эффективность: общая эффективность – 75-77%, медиана времени до прогрессирования – 13 и 11,7 месяцев, медиана выживаемости – 36 и 33 недели, показав высокие результаты при висцеральных метастазах – 57-83%, при метастазах в печени – 80-85%, при метастазах в легких – 86-90% и при метастазах более чем в 3 органах – 84-92%.

Комбинация оказалась хорошо переносимой. Основным видом токсичности была миелосупрессия, и примерно у 1/3 больных на разных этапах лечения возникла фебрильная нейтропения, однако показатели восстанавливались к моменту начала следующего курса. Отмечено мало случаев инфекционных осложнений, не было ни одной смерти от сепсиса.

Негематологическая токсичность была редкой – в меньшем проценте, чем при монотерапии Таксотером в дозе 100 мг/м2. И, самое важное, не было отмечено возрастания кардиотоксичности, что подтвердило данные фармакологического исследования об отсутствии влияния Таксотера на фармакокинетику доксорубицина и доксорубицинола [5].

Это важное обстоятельство стало определяющим для дальнейшего решения о возможности использования данной комбинации в качестве адъювантной терапии.

III фаза изучения заключалась в сравнении новой комбинации с существующими стандартами. Результаты обоих исследований – ТАХ-306: рандомизированное изучение схем АТ (доксорубицин 50 мг/м2 и Таксотер 75 мг/м2) и АС (доксорубицин 60 мг/м2 и циклофосфан 600 мг/м2) и ТАХ-307: сравнение схем ТАС (Таксотер 75 мг/м2, доксорубицин 50 мг/м2, циклофосфан 500 мг/м2) и FAC (фторурацил 500 мг/м2, доксорубицин 50 мг/м2 и циклофосфан 500 мг/м2) были опубликованы.

Результаты исследования ТАХ-306 обобщены J.-M. Nabholtz и соавт. в 1999 г. [19,20] и наиболее важные из них, характеризующие группы больных и эффективность лечения, представлены в таблице 3.

Следует подчеркнуть, что в обеих группах более 60% женщин имели поражения внутренних органов и более 50% - метастазы в кости. Среднее число циклов составило 8 в группе АТ и 7 – в группе АС. Суммарная доза доксорубицина в комбинации АС была на 20% выше, чем в группе женщин, получавших лечение по схеме АТ.

Частота ответа была существенно выше в группе АТ и в подгруппах, стратифицированных по локализации и объему метастатического поражения и виду предшествующей терапии. Анализ времени до прогрессирования показал преимущество комбинации АТ. В отношении токсичности обе схемы были сопоставимы, за исключением фебрильной нейтропении, более выраженной в группе АТ – 33% и 10% соответственно (р <0,001). Частота возникновения застойной сердечной недостаточности была низкой в обеих группах, снижение фракции выброса левого желудочка 20% чаще отмечалось у больных, получавших лечение по схеме АС.

Сравнительное изучение комбинаций ТАС и FAC также продемонстрировало большую непосредственную эффективность комбинации с Таксотером. Не было отмечено различий в отдаленных результатах (табл. 4) [16].

Если обобщить данные по комбинированной химиотерапии 1 линии с использованием Таксотера, то можно сделать общий вывод об эффективности порядка 57-88%, достижении медианы времени до прогрессирования, равной 7,5-9,8 месяца, и медианы выживаемости, составляющей от 20 до 27,5 месяцев (табл. 5).

Высокие результаты комбинированной химиотерапии на основе Таксотера при метастатическом раке молочной железы послужили основанием для изучения Таксотера в адъювантных и неоадъювантных режимах.

Проводилось и проводится большое число исследований с Таксотером, однако наиболее репрезентативные результаты представлены в двух из них.

Адъювантная химиотерапия в исследовании международной группы BCIRG (исследование BCIRG 001) у больных раком молочной железы с метастазами в подмышечные лимфоузлы (N+) включала 6 курсов комбинированной химиотерапии после операций по схемам FAC или ТАС (распределение путем рандомизации). Дозы были такими же, как и при метастатическом процессе в более ранних исследованиях: FAC – 500/50/500 мг/м2, ТАС – 75/50/500 мг/м2. Первые результаты анализа лечения 1491 больной, доложенные на ASCO 2002 [7,22], показали преимущество комбинации ТАС при медиане наблюдения 33 месяцев. Доля выживших без прогрессирования составила 82% для комбинации ТАС и 74% - для комбинации FAC.

Рецидивы болезни возникли у 119 из 745 больных, получавших ТАС, и у 179 из 746, леченных по схеме FAC (относительный риск 0,68, р = 0,0011; рис. 1).

Особенно заметным различие по частоте рецидивов было среди больных, имевших отрицательный рецепторный статус (рис. 2).

При гиперэкспрессии протоонкогена HER2-neu комбинированная химиотерапия с Таксотером также была более эффективной (рис. 3).

Выживаемость зависела от числа пораженных лимфоузлов. При метастазах в 1-3 лимфоузла она составила 89% для группы FAC и 96% для группы ТАС при сроке наблюдения в 33 месяца. При наличии метастазов в 4 и более подмышечных лимфоузлах общая выживаемость для групп FAC и ТАС была одинаковой (86% и 84% соответственно%; рис. 4).

Гематологическая токсичность была выше в группе ТАС, однако, несмотря на фебрильные нейтропении у 23,9% больных, число инфекционных осложнений было невелико и не было смертей от сепсиса (табл. 6).

Таким образом, первоначальный анализ результатов адъювантной химиотерапии показал преимущество комбинации ТАС над FAC-терапией по безрецидивной выживаемости. В целом медиана выживаемости при применении ТАС была выше на 32% (р = 0,0011), в группе с числом метастатических лимфоузлов 1-3 – на 50% (р = 0,0002), в группе с отрицательным рецепторным статусом в отношении эстрадиола – на 38% (р = 0,005), с положительным статусом – на 32% (р = 0,02).

Анализ общей выживаемости показал увеличение медианы при применении ТАС на 24% (р = 0,11), а в группе с числом метастатических лимфоузлов 1-3 – на 54% (р = 0,006).

Таким образом, исследование BCIRG 001 продемонстрировало существенное превосходство включавшей Таксотер комбинации ТАС над FAC по достигаемой при ее применении безрецидивной выживаемости, а для больных с метастазами в 1-3 лимфоузла – и общей выживаемости при медиане наблюдения 33 месяца. Продолжается дальнейшее наблюдение за больными.

Следующим этапом изучения и внедрения Таксотера стала его оценка в программах неоадъювантной химиотерапии. Первые результаты этого исследования (NSABP-B-27) [4], сравнивающего комбинацию АС (доксорубицин, циклофосфан) – 4 курса и ту же комбинацию с последующим применением Таксотера (4 курса) также демонстрирует преимущество схемы с Таксотером (табл. 7).

Добавление Таксотера к предоперационной химиотерапии доксорубицином и циклофосфаном статистически достоверно удваивает процент морфологически подверженных полных эффектов (с 13% до 25%), увеличивает частоту клинических полных эффектов (с 40% до 65%) и снижает частоту выявления метастазов в лимфоузлах с 48,5% до 40,5% [4].

Таким образом, Таксотер, являющийся одним из наиболее эффективных противоопухолевых препаратов при метастатическом раке молочной железы, проходит классический путь клинических исследований по международным программам и демонстрирует первые обнадеживающие результаты в пред- и послеоперационной химиотерапии операбельных форм рака молочной железы.

Значительный интерес представляет изучение других новых неантрациклин-содержащих комбинаций с Таксотером.



Список литературы

  1. Борисова Т.А. Таксаны в лечении диссеминированного рака молочной железы. Автореферат канд. дисс. М., 1997. 22 с.
  2. Adachi I, Wantabe T, Takashima S, et al. A late phase II study of RP 56976 (docetaxel) in patients with advanced or recurrent breast cancer. Br J Cancer 1996;73:210-16.
  3. Alexopoulos CG, Rigatos G, Efremidou A, et al. Phase II study of Taxotere monotherapy in previously treated patients with advanced breast cancer. Eur J Cancer 1997;33(suppl. 8):S153(abstr 680).
  4. Bear HD. Neoadjuvant docetaxel augments the efficacy of preoperative docetaxel / cyclophosphamide in operable breast cancer. First results of NSABP B-27. Cancer Conference Highlights – Taxanes in the treatment of Operable Breast Cancer. Oct. 2002; vol. 6 (N12):5-6.
  5. Bellot R, Robert J, Dieras V, et al. Taxotere does not change the pharmacokinetc profile of doxorubicin and doxorubicinol. Proc ASCO 1998;17:221a.
  6. Bonneterre J, Guastalla JP, Fumoleau P, et al. A phase II trial of docetaxel in patients with anthracycline resistant metastatic breast cancer. Breast Cancer Res Treat 1995;37:89(abstr 305).
  7. Burris H, Perez E, Nabholtz J-M. Docetaxel / doxorubicin / cyclophosphamide versus 5-fluorouracil / doxorubicin / cyclophosphamide in the adjuvant setting (BCIRG 001): Understanding the Implications. Cancer Conference Highlights – Taxanes in the treatment of Operable Breast Cancer. Oct. 2002; vol. 6 (N12):7-8.
  8. Chan S, Friedricks K, Noel D, et al. Prostective randomized trial of docetaxel versus doxorubicin in patients with metastatic breast cancer. J Clin Oncol 1999;17:2341-54.
  9. Chevallier B, Fumoleau P, Kerbrat P, et al. Docetaxel is a major cytotoxic drug for the treatment of advanced breast cancer: A phase II trial of the Clinical Screening Co-operative Group of the EORTC. J Clin Oncol 1995;13:314-22.
  10. Dieras V, Chevallier B, Kerbrat P, et al. A multicentre phase II study of docetaxel 75 mg/m2 as first-line chemotherapy for patients with advanced breast cancer: A report of the Clinical Screening Group of the EORTC. Br J Cancer 1996;74:650-6.
  11. Dieras V. Docetaxel in combination with doxorubicin: a phase I dose-finding study. Oncology 1997;6(suppl. 16):17-20.
  12. Dieras V, Barther S, Benzeboc P, et al. Phase II study of docetaxel in combination with doxorubicin as 1st line therapy of metastatic breast cancer. Breast Cancer Res Treat 1998;50:262a.
  13. Fumoleau P, Chevallier B, Kerbrat P, et al. A multicentre phase II study of the efficacy and safety of docetaxel as first-line treatment of advanced breast cancer: A report of the Clinical Screening Group of the EORTC. Ann Oncol 1996;7:165-71.
  14. Hudis CA, Seidman AD, Crown JPA, et al. Phase II pharmacologic study of docetaxel as initial chemotherapy for metastatic breast cancer. J Clin Oncol 1996;14:58-65.
  15. Leonard RC, O'Brien M, Barrett-Lee P, et al. A prospective analysis of 390 advanced breast cancer patients treated with Taxotere throughout the UK. Ann Oncol 1996;7(suppl. 5):19(abstr 810).
  16. Mackey JR, Paterson A, Dirix LY, et al. Final results the phase III randomized trial comparing docetaxel (T), doxorubicin (A) and cyclophosphamide (C) to FAC as first line chemotherapy (CT) for patients with metastatic breast cancer (MBC). Proc ASCO 2002;21:137a.
  17. Milla-Santos A, Milla L, Rallo L, et al. Highdose epirubicin plus docetaxel at standard dose with lenograstim support as first-line therapy in advanced breast cancer. Am J Clin Oncol 2001;24:138-42.
  18. Nabholtz J-M, Smylie M, Noel D, et al. Docetaxel / doxorubicin / cyclophosphamide in the treatment of metastatic breast cancer. Oncology 1997;11(suppl. 8):3741.
  19. Nabholtz J-M. The role of taxanes in the management of breast cancer. Semin Oncol 1999; 26(suppl. 8):1-3.
  20. Nabholtz J-M, Falkson G, Campos D, et al. A phase III trial comparing doxorubicin and docetaxel (AT) to doxorubicin and cyclophosphamide (AC) as first line therapy for MBC. Proc ASCO 1999;18:127a.
  21. Nabholtz J-M, Mackey JR, Smylie M, et al. Phase II study of docetaxel, doxorubicin, and cyclophosphamide as first-line chemotherapy for metastatic breast cancer. J Clin Oncol 2001;19:314-21.
  22. Nabholtz J-M, Pienkowski T, Mackey J, et al. Phase III trial comparing TAC (docetaxel, doxorubicin, cyclophosphamide) in the adjuvant treatment of node positive breast cancer (BC) patients: interim analysis of the BCIRG 001 study. Proc ASCO 2002;21:141a.
  23. Ravdin PM, Bums HA, Cook G, et al. Phase II trial of docetaxel in advanced anthracycline-resistant or anthracenedione-resistant breast cancer. J Clin Oncol 1995;13:2879-85.
  24. Shapiro JD, Michael M, Millward MJ, et al. Activity and toxicity of docetaxel (Taxotere) in women with previously treated metastatic breast cancer. Aus NZ J Med 1997;27:40-4.
  25. Sparano JA, O’Neill A, Shaefer PL, et al. Phase II trial of doxorubicin and docetaxel plus granulocytecolony stimulating factor in metastatic breast cancer: Eastern Cooperative Oncology Group study E1196. J Clin Oncol 2000;18:2369-77.
  26. Taguchi T, Hirata K, Kuni Y, et al. An early phase II study of RP 56976 (docetaxel) in patients with breast cancer. Can To Kagaku Ryoho 1994;21:2453-60.
  27. Taguchi T, Mori S, Abe R, et al. Late phase II clinical study of RP 56976 (docetaxel) in patients with advanced/recurrent breast cancer. Can To Jagaku Ryoho 1994;21:2624-32.
  28. Ten Bokkel Huinink WW, Prove AM, Piccart M, et al. A phase II trial with docetaxel (Taxotere) in second line treatment with chemotherapy for advanced breast cancer. A study of the EORTC-ECTG. Ann Oncol 1994;5:527-32.
  29. Terzoli E, Nistico C, Garufi C, et al. Docetaxel in advanced breast carcinoma (MBC) patients (pts) pretreated with anthracyclines. Proc ASCO 1998;17:177a(abstr 682).
  30. Trudeau ME, Eisenhauer EA, Higgins BP, et al. Docetaxel in patients with metastatic breast cancer: A phase II study of the National Cancer Institute of Canada Clinical Trials Group. J Clin Oncol 1996;14:422-8.
  31. Valero V, Holmes F, Walters RS, et al. Phase II trial of docetaxel: A new, highly effective anti-neoplastic agent in the management of patients with anthracycline-resistant metastatic breast cancer. J Clin Oncol 1995;13:2886-94.
  32. Van Oosterom AT, Dieras V, Tubiana-Hulin M, et al. Taxotere in previously treated patients with metastatic breast carcinoma (MBC) stratification for anthracycline resistance. Proc ASCO 1996;15:141(abstr 231).
  33. Viens P, Roche H, Kerbrat P, et al. Epirubicin-docetaxel combination in first-line chemotherapy for patients with metastatic breast cancer: final results of a dose-finding and efficacy study. Am J Clin Oncol 2001;24:328-35.
  34. Vorobiof DA, Chasen MR, Moeken R. Phase II trial of single agent docetaxel in previously treated patients with advanced breast cancer (ABC). Proc ASCO 1996;15:130(abstr 185).
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.