ISSN 2073–4034
eISSN 2414–9128

Ю.Б. Белоусов: “Терапевт – это высшая степень врачебной квалификации”

Ю.Б. Белоусов

Доктор медицинских наук, профессор,
член-корр. РАМН Ю.Б. Белоусов

При подготовке этого номеражурнала “Фарматека”, посвященного предстоящему V Национальному Конгрессу терапевтов,редакция обратилась к президенту Российского научного медицинского общества терапевтов,заведующему кафедрой клинической фармакологии РГМУ, членукорреспонденту РАМН профессору Юрию Борисовичу Белоусову спросьбой поделиться своим видением проблемы постдипломного образования терапевтов, безповышения качества которогоневозможна реализация высокотехнологичных федеральных программ в сфере здравоохранения.

Должен ли терапевт сегодня по-прежнему выполнятьбольшую часть обязанностейпо диагностике и лечению,особенно в амбулаторныхусловиях, или же ему уготована только роль “диспетчера”, направляющего пациентак соответствующим профильным специалистам?

– Конечно, терапевт не долженбыть простым диспетчером, перераспределяющим пациентов кузким специалистам. Он долженсинтетически переосмысливатьполучаемые данные, делать выводы, а для этого ему необходимоне просто много знать и ориентироваться в вопросах самых разнообразных областей медицины,но и уметь логически мыслить,анализировать. Терапия – наукаточная, особенно сегодня, когдатерапевту необходимо ориентироваться в высокотехнологичныхметодах обследования и лечения, грамотно обосновывать ихвыбор, оценивать эффективностьи безопасность. Следует иметь ввиду, что именно на терапевтав конечном итоге ложится ответственность при длительном ведении условно “узкопрофильного”пациента независимо от того,какие методы лечения были применены к нему на этапе специализированной медицинской помощи. Хорошо известное изречение“врач должен учиться всю жизнь”в случае терапевта должно бытьпереосмыслено: “терапевт должен учиться каждую минуту”.

– Терапевт – первая ступеньобучения или высшая степеньврачебной квалификации?

– Без первичной, базовой, подготовки по терапии не может бытьхорошего медика. Обучение клинике внутренних болезней – основа формирования любого врачаспециалиста. На сегодняшнийдень в связи со все более возрастающими требованиями терапевт – это высшая степень врачебной квалификации.

– Как оптимизировать подготовку терапевта и обучение егона последипломном этапе?

– В оптимизации вообще нуждаются сложившиеся подходык проведению последипломнойподготовки врачей, не только вобласти терапии. На наш взгляд,нужно от требований по обязательному последипломному обучению 1 раз в 5 лет перейти ксистеме непрерывного образования, шире использовать возможности проводимых конференций,конгрессов, научно-практическихсеминаров, внедрять технологиидистанционного обучения, особенно по конкретным разделам специальности. Необходимо установитьминимальный норматив времениобучения, который нужно набратьсуммарно в течение 5 лет. Еслиговорить о кафедрах вузов, гдепроходит последипломное усовершенствование, надо значительномодернизировать их материально-техническую базу, ведь здесь врачдолжен получать апробированную информацию, овладевать самыми современными методикамидиагностики и лечения, а соответственно, обучение терапевтана последипломном этапе должно проводиться только в хорошооснащенных терапевтических имногопрофильных клиниках.

– Какова роль терапевтических обществ в этом процессе?

– Необходимо отметить, чтоРоссийское научное медицинскоеобщество терапевтов (РНМОТ)уделяет огромное вниманиепоследипломному образованию врачей-терапевтов. Тольков 2009–2010 гг. под эгидойобщества проведены выездныенаучно-практические конференции в Рязани, Ростове-на-Дону,Ярославле. На осень запланировано проведение подобных мероприятий в Курске, Новосибирске, Тюмени и ряде других городов. Традиционно в декабре 2010 г. пройдет V Национальный конгресс терапевтов, в рамках которого будут проведены школы для практикующих врачей по самым актуальным вопросам терапии.

– Какими источникамиинформации должен сегодняпользоваться терапевт?

– Крайне важно, чтобы припринятии решений терапевт (как,собственно, и врач любой другой специальности) пользовался проверенной, достовернойинформацией, подтвержденнойпри проведении организованных в соответствии с современной концепцией доказательной
медицины клинических исследований. Необходим критическийанализ вала научной и псевдонаучной информации, сейчас появляющейся в различных профильных периодических изданиях, вИнтернете. По-прежнему актуальны слова великого русского терапевта С.П. Боткина: “…Необходимочитать с выбором, умея пропускать несущественное, мало дающее, останавливаясь на солидныхтрудах и исследованиях, дающихновые факты и главное – новыеистины”.

– Должен ли терапевт заниматься научно-исследовательской работой, в т. ч. принимать участие в контролируемых клинических исследованиях?

– Как говорил мой учительакадемик РАМН П.Е. Лукомский:“хорошими терапевтами становятся те специалисты, которыепомимо рутинной деятельности занимаются научными изысканиями и исследованиями”.Терапевт – это в первую очередьврач-исследователь, имеющийуникальную возможность длительного наблюдения за пациентами, тщательного сопоставленияклинических данных с результатами лабораторных и инструментальных методов обследования.Терапевт безусловно долженпринимать участие в контролируемых клинических исследованиях, но, очевидно, не меньшеезначение имеет публикация имклинических наблюдений, в т. ч.казуистически редких. Умениенайти такие случаи и грамотноих описать, интерес к “трудным”больным, который иногда оченьнелегко сохранить, занимаясьрутинной клинической работой, также могут быть отнесенык показателям, характеризующиммастерство терапевта.

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.