В.М. Полонский,главный редактор журнала “Фарматека”
Глубокоуважаемые коллеги!
Материалы этого номера журнала “Фарматека”, приуроченного к началу очередного Российского онкологического конгресса, отражают результаты многих новейших клинических исследований, которые уже сегодня активно внедряются в практику лечения злокачественных опухолей и могут существенно улучшить прогноз этих заболеваний.
Все большее значение в онкологии приобретает применение так называемых таргетных препаратов, блокирующих различные ростовые факторы, играющие ключевую роль в патогенезе многих злокачественных новообразований. Так, внедрение одного из этих средств – трастузумаба (Герцептина) – в практику лечения рака молочной железы коренным образом изменило стратегию ведения пациенток с этим заболеванием, сохранив жизнь многим женщинам. Серьезные шаги сделаны и в изучении бевацизумаба (Авастина) – химерных человеческих рекомбинантных антител против фактора роста эндотелия сосудов (VEGF) – важнейшего регулятора физиологического и патологического ангиогенеза. Показано, что экспрессия VEGF в первичной опухоли коррелирует с высоким риском рецидива заболевания и плохим прогнозом при различных новообразованиях. Бевацизумаб уже сегодня достаточно широко применяется в лечении колоректального рака, активно изучаются возможности его применения при многих других опухолях. Совсем недавно он был одобрен в США к применению в 1-й линии терапии распространенного немелкоклеточного рака легкого, став первым из когда-либо применявшихся препаратов, добавление которого к химиотерапии позволяет реально увеличить выживаемость пациентов с этим заболеванием.
Успехи в лечении рака молочной железы не ограничиваются разработкой и внедрением в клиническую практику трастузумаба. Во всем мире продолжается поиск наиболее эффективных и безопасных режимов терапии различных форм этого заболевания на всех этапах его лечения. Так, в одном из материалов номера рассматривается место ингибиторов ароматазы, в частности Аромазина (экземестана), в адъювантном лечении рака молочной железы. Представленные в нем данные убедительно свидетельствуют, что у женщин в постменопаузе, перенесших радикальную хирургическую операцию, перевод на Аромазин после адъювантной эндокринотерапии тамоксифеном в течение 2–3 лет, обеспечивал повышение выживаемости и снижение частоты местных рецидивов. Также у этих больных снижался риск отдаленных метастазов и реже развивались другие онкологические заболевания (рак матки, желудочно-кишечного тракта, легкого и т. д.).
Не меньший интерес вызывает обзор последних исследований по применению нового антиэстрогенного препарата Фазлодекс (фульвестрант), который всего год назад зарегистрирован в России. На сегодняшний день Фазлодекс показан для лечения эстрогенпозитивного диссеминированного рака молочной железы у женщин в постменопаузе при прогрессировании во время или после терапии другими антиэстрогенами. Фазлодекс не только блокирует, но и разрушает рецепторы эстрогенов, что, возможно, тормозит развитие резистентности при его применении. Приведены обнадеживающие экспериментальные данные о возможности сочетанного использования Фазлодекса с такими препаратами, как трастузумаб, лапатинаб, пертузумаб, для усиления противоопухолевого эффекта, что позволяет надеяться на значительное расширение показаний к его применению.
Улучшению результатов лечения рака молочной железы может способствовать и появление на лекарственном рынке пегилированного липосомального доксорубицина (Келикса). Низкая системная токсичность Келикса по сравнению с обычным доксорубицином (в первую очередь с точки зрения кардиотоксичности) существенно повышает его безопасность, расширяя возможности клинического использования. Помимо рака молочной железы перспективным представляется применение Келикса в лечении рака яичников и других гинекологических опухолей.
Несомненный интерес для практических онкологов представляют и другие материалы номера, посвященные использованию капецитабина в лечении гастроинтестинальных опухолей, применению топотекана в качестве монотерапии рецидивирующего рака яичников, оптимизации лечения доцетакселом и т. д.