ISSN 2073–4034
eISSN 2414–9128

Гендерные особенности аксиологической направленности личности медицинских работников

Бонкало Т.И., Романова А.В., Саламатов М.Б., Ковалева М.А.

1) Научно-исследовательский институт организации здравоохранения и медицинского менеджмента ДЗМ, Москва, Россия; 2) Кубанский государственный университет, Краснодар, Россия; 3) Российский государственный социальный университет, Москва, Россия; 4) Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия; 5) Московский университет технологий и управления им. К.Г. Разумовского, Москва, Россия
Обоснование. Актуальность исследования аксиологической направленности личности медицинских работников обусловлена переходом здравоохранения на ценностно-ориентационную модель, что требует изучения аксиосферы личности врача и пациента.
Цель исследования: выявление гендерных особенностей аксиологической направленности личности медицинских работников. Методы. Всего в исследовании приняли участие 69 врачей: 35 мужчин и 34 женщины в возрасте 40–52 лет. Отбор респондентов по стажу или отрасли медицины не производился. В исследовании использовалась методика А.В. Капцова и Л.В. Карпушиной, направленная на выявление особенностей аксиологической направленности личности. Статистические методы исследования включили расчет средних арифметических, репрезентативных ошибок, а также U-критерий Манна–Уитни.
Результаты. Выявлено значительное сходство в аксиологической направленности личности врачей-мужчин и врачей- женщин, что проявляется в идентичной оценке ими гуманистической и прагматической значимости ценностей разных сфер жизни. Установлено, что потребности как врачей-мужчин, так и врачей-женщин удовлетворяются только в профессиональной деятельности, тогда как в области семейных отношений, увлечений, образования и общественной жизни наблюдаются значительные расхождения между их гуманистическими представлениями и возможностями их практической реализации в жизни. Неудовлетворенные потребности врачей могут рассматриваться в качестве основы для психологической поддержки дальнейшего развития их личности.
Заключение. Показана необходимость в условиях перехода на ценностно-ориентационную модель медицинских услуг,
разработки и реализации в медицинских учреждениях целенаправленных программ формирования и развития у медицинских работников аксиологической направленности их личности.

Ключевые слова

аксиологическая направленность личности
гуманистические и прагматические ценности
гендерные особенности
медицинские работники
сферы жизни

Введение

Осознание смысла своего существования является неотъемлемой частью жизни и основой саморегуляции каждого человека. Для такого осознания необходимо понимание себя как личности и части человеческого рода, объективация своего существования в терминах интериоризированной общественной системы ценностей. Механизмом такой объективации является рефлексия, осуществляемая на идеальном и инструментальном уровнях, результатом чего служит формирование и функционирование аксиологической сферы личности, которая объединяет представления о наиболее значимых критериях оценки эффективности деятельности, выраженных в понятии ценностей, и которая является ключевой для высшей регуляции жизнедеятельности. Именно с ценностями связаны стремление человека к самосовершенствованию, формирование и развитие субъектных личностных качеств. Это развитие связано с сосредоточением на существенных свойствах личности, индивидуальных интересах и целях. Также важно учитывать развитие способностей, которые обусловливают субъективную успешность как следствие освоения новых социальных ролей.

Во многих психолого-педагогических трудах подчеркивается значимость зависимости мотивации от осознания смысла деятельности и ее целенаправленности [1]. Поэтому в качестве изучения важных причин жизненной активности мы рассматриваем анализ жизненных ценностей, из которых складывается аксиологическая сфера личности.

Рассмотрение аксиологической направленности личности врачей необходимо в рамках перехода здравоохранения на ценностно-ориентационную модель, эффективность которой подтверждена в ряде зарубежных стран. Построение такой модели, опирающейся на ценности пациентов, так или иначе предполагает наличие у самого врача гармоничной аксиологической сферы личности.

Аксиологический подход к психологии берет свое начало с философских воззрений. В работах философов различных школ и направлений термин «аксиология» стал использоваться как аналогия философии и теории ценностей. В настоящее время аксиология также определяется как наука о ценностях и рассматривается прежде всего в философском ключе [2].

На сегодняшний день аксиология (от греч. axia – ценность, logos – слово, понятие, учение) рассматривается как раздел философии, изучающий природу ценностей, их происхождение и обоснование, их функции и типы, иерархию, их значение и связь с социальными и культурными аспектами человеческой жизни. Принимаются во внимание культурно-исторические аспекты возникновения и формирования ценностей, их предметная соотнесенность со структурой личности и индивидуальная значимость [3].

Рассмотрение аксиологии в русле психологической проблематики обусловлено тем, что на протяжении 1990-х гг. на одно из первых мест в философских исследованиях выдвигалась онтологическая проблематика происхождения смысла человеческого бытия, что рассматривалось в работах В.В. Бибихина, П.П. Гайденко, В.А. Кутырева, В.Е. Кемерова, Ю.В. Мамлеева, С.Д. Лобанова, Ю.А. Урманцева, С.А. Чернова. Личность они рассматривали с позиции ее сущностных характеристик как истоки трансценденции (В.Н. Волков).

В свою очередь использование понятия трансценденции приводит к анализу трансцендентальных, внеи надопытных оснований человеческого существования. При этом личность не может рассматриваться как вневременная структура, поскольку с точки зрения человеческого бытия именно она является исторически определенной единицей.

Аксиология как раздел философского знания сосредоточена на изучении ценностей в качестве основных принципов, определяющих все человеческие поступки и действия. В отдельную дисциплину, в рамках которой происходит изучение природы ценностей, способы из познания, их соотнесенность и суть, аксиология выделилась после кризиса гуманистических идеалов эпохи просвещения, поскольку преимущественно в рамках этого направления развивались концепции авторов, утверждавших приоритет воли над разумом. Ценность как главное понятие аксиологии впервые сформулировал Иммануил Кант в своей этической теории, где область нравственности, или «царство свободы», оказалась отделена от «царства природы». Тем самым он разграничил области сущего и должного. Ценности, которые представляют собой принципы долженствования и являются предиктором волевых качеств, рассматриваются как идеалы и выносятся в поле трансцендентного.

Далее моральую философию И. Канта продолжали в этом направлении равивать представители Баденской школы (В. Виндельбанд, Г. Риккерт), теперь уже конкретно пытаясь с помощью аксиологии укрепить автономный статус сопряженных гуманитарных наук [3]. Рассматривая отнесение чего-либо к ценности в противовес субъективной оценке, Г. Риккерт сформулировал правило истинности суждения, а именно: опора на ценности гарантирует общезначимость отстаиваемых исследователем положений, что приравнивает их к естественнонаучным выводам, претендующим на объективность.

Аксиологическая сфера личности включает социальный уровень и уровень индивидуальности, которые составляют ее сущность и субъектную уникальность [4]. Развивается аксиологическая сфера личности в результате социализации. Важным аспектом является устройство и регуляция жизнедеятельности, в рамках которой усваиваются групповые и социальные нормы [5]. Соответственно, для понимания аксиологического содержания личности необходимо понимать соотношение предпосылок ее формирования.

Методологически аксиологическая сфера личности изучается через оценку сущностных и содержательных деятельностных составляющих человеческой активности [6].

В современной психологии аксиологическая сфера личности осмысляется через понятие личностного аксиологического потенциала и аксиологической направленности [7, 8].

Личностный аксиологический потенциал можно рассматривать как структуру из ценностных ориентаций, определенных мотивов, заряженных эмоционально и поддерживаемых волевым импульсом, что в целом приводит к достижению жизненных целей [9].

В направленности аксиосферы воплощается индивидуальность как особая форма самореализации любой личности. Ценность всегда воспринимается субъектом как некий образ, имеющий исключительно человеческое измерение, который фиксируется в определенных представлениях. Вследствие этого любая ценность ассоциируется с определенной направленностью жизни, с характеристиками приемлемого поведения. При этом собственно содержание ценности можно понять через конкретный комплекс связанных идей. Ценности обусловливают моменты избирательного, даже оценочного отношения любого человека к жизни, упорядочивая эти отношения [10–12].

Изучение аксиологической направленности личности как субъекта медицинского труда имеет особое значение в связи с переходом медицины на ценностно-ориентационную модель.

Цель исследования: выявление гендерных особенностей аксиологической направленности личности медицинских работников.

Методы

Всего в исследовании приняли участие 69 врачей различной медицинской направленности – 35 мужчин и 34 женщины в возрасте 40–52 лет. Отбор респондентов по стажу или отрасли медицины не производился.

В исследовании использовалась методика, разработанная и апробированная А.В. Капцовым и Л.В. Карпушиной для выявления особенностей аксиологической направленности личности [13]. Авторы методики выделяют гуманистическую, прагматическую значимости тех или иных ценностей, а также значимость в отношении активности личности. В исследовании рассмотрены гендерные особенности ценностей разных сфер жизни, соотношение гуманистической и прагматической их значимости для врачей-мужчин и врачей-женщин.

Статистические методы исследования включали расчет средних арифметических, репрезентативных ошибок, а также U-критерия Манна–Уитни.

Результаты

Первым этапом анализа аксиологической направленности личности является рассмотрение ценности различных сфер жизни с точки зрения возможности гуманистической и прагматической самореализации и установление различий между подгруппами врачей-мужчин и врачей-женщин.

В результате исследования не было выявлено статистически достоверных различий между врачами-мужчинами и врачами-женщинами в показателях ценности различных жизненных сфер. Так, гуманистическая ценность различных жизненных сфер у врачеймужчин и врачей-женщин схожа, различия незначительны (на уровне тенденций) и заключаются в следующем (табл. 1).

122-1.jpg (82 KB)

В подгруппе женщин незначительно выше показатели гуманистической ценности профессии, образования, общественной жизни и увлечений. Многие врачи-женщины относятся к людям, для которых весьма значима профессиональная сфера: они много времени отдают работе, относятся к работе творчески, в профессии требовательны к себе, стараются быть мягкими в отношениях с коллегами. Многие женщины-врачи относятся также к таким людям, для которых очень значимо образование: они в большей степени, чем врачи-мужчины, характеризуются направленностью на повышение уровня своей образованности и кругозора, развитие собственных способностей; процесс обучения и учения для получения новых знаний, умений и навыков для них важен. Такие люди имеют желание преобразовать окружающий мир, внести в область изучаемого что-то новое, ранее неизвестное.

В подгруппе мужчин показатели семейных взаимоотношений выше, чем в подгруппе женщин. Это означает, что для врачей-мужчин с точки зрения самореализации гуманистических ценностей важны семья и увлечения. Люди, для которых значимы семейные взаимоотношения, как правило, характеризуются направленностью на теплые отношения с членами семьи, построенные на взаимной ответственности и взаимовыручке. Такие люди ценят в супружестве любовь, дружбу, взаимопонимание, стремятся изменить к лучшему свойства своего характера, а также разнообразить жизнь в своей семье. Для человека имеет большое значение все, что связано с жизнью его семьи.

Прагматическая ценность различных жизненных сфер у врачей-мужчин и врачей-женщин также во многом идентичны. В подгруппе женщин незначительно выше показатели прагматической ценности профессии, образования и увлечений (табл. 2). Это говорит о том, что профессия, повышение уровня образованности и увлечения важны для прагматической самореализации врачей-женщин в большей степени, чем для врачей-мужчин.

123-1.jpg (155 KB)

Прагматическая ценность профессии означает направленность человека на извлечение из своей профессиональной деятельности как можно больше практической выгоды. Такие люди проявляют желание выделиться своими результатами, похвастаться достигнутым материальным положением, социальным статусом и глобальными целями.

Прагматическая ценность образования означает направленность на достижение результатов, высоко оцениваемых в значимом для человека ближайшем окружении, стремление к получению конкретной выгоды, достижение запланированных результатов, позволяющих гордиться самим собой.

Прагматическая ценность увлечений означает направленность людей на увлечения и интересы, которые могут служить основанием их высокой оценки окружающими, на получение практической материальной выгоды, стремление проводить время за любимым занятием (которое отличает человека от других), которое позволяет считать себя не хуже, а чаще и лучше других и результаты которого имеют практическую ценность.

В подгруппе врачей-мужчин выше показатели прагматической ценности семьи и общественных отношений. Это говорит о том, что семейные и общественные отношения важны для реализации прагматических ценностей врачей-мужчин в большей степени, чем для врачей-женщин.

Прагматическая ценность семейных отношений означает направленность на обеспечение признания успеха семьи со стороны окружающих. Люди с высокими показателями прагматической ценности семейных отношений много сил и времени отдают решению проблем своей семьи, считая, что благополучие, особенно материальное, – это главное в жизни. Характерна заинтересованность жизнью других семей с целью сравнения своих и чужих достижений, однако такие люди стремятся строить свою семейную жизнь, ориентируясь лишь на собственные взгляды, желания и убеждения.

Прагматическая ценность общественных отношений означает направленность на достижение реальных, конкретных результатов в своей общественной жизни, часто ради повышения самооценки.

Не выявлены достоверные различия и между показателями активности аксиологической направленности врачей-мужчин и врачей-женщин во всех сферах жизнедеятельности. Это говорит о незначительных различиях мужчин и женщин в понимании возможности практической самореализации в различных жизненных сферах (табл. 3). С позиций физической и психической активности врачи-мужчины и врачи-женщины оценивают различные жизненные сферы идентично. На уровне тенденций в подгруппе женщин выше показатель ценности образования, в подгруппе мужчин – показатели ценности семейных и общественных отношений и увлечений. В данном случае мы не выявили достоверных различий между подгруппами, что позволяет заключить: что касается конкретной физической и психической активности по достижению желаемых жизненных целей, и мужчины и женщины ведут себя сходно.

Интерес представляют результаты процентного распределения врачеймужчин и врачей-женщин по степени выраженности гуманистической значимости жизненных сфер (рис. 1, 2).

124-1.jpg (218 KB)

У 3% мужчин отмечен низкий уровень выраженности гуманистической значимости профессии, что означает рассмотрение ими профессии как необходимой для социального существования личности, но в силу жизненных обстоятельств она не считается значимой. Они относятся к работе, к проблемам профессионального роста и самосовершенствования равнодушно, не считают нужным тратить свой творческий потенциал на решение производственных задач и общение с коллегами по работе. Среди врачей-женщин не выявлено испытуемых с низкой значимостью этой сферы.

У 46% врачей-мужчин и 35% врачей-женщин выявлен средний уровень выраженности гуманистической значимости профессии, средняя значимость профессиональной деятельности и умеренное стремление профессиональной самореализации.

У 51% врачей-мужчин и 65% врачейженщин выявлен высокий уровень гуманистической значимости профессиональной деятельности, что проявляется в их готовности посвящать много времени работе, стремлении использовать в профессии врача творческие способности, в стремлении к моральному удовлетворению в результате профессионально-медицинской деятельности, требовательность к себе и мягкость в отношениях с пациентами и коллегами.

Следует обратить внимание на соотношение гуманистической и прагматической значимости жизненных сфер у врачей мужчин и женщин (рис. 3, 4). Как следует из представленных на рис. 3 данных, потребности врачей-мужчин в самореализации полностью насыщаются в сфере профессиональной деятельности, что говорит о гармоничной связи целей и средств их достижения, не противоречащих гуманистическим идеалам испытуемых. Это подтверждает и статистический анализ.

125-1.jpg (71 KB)

Также выявлено наличие статистически достоверных расхождений между гуманистическими идеалами и осознанием практической возможности их достижения в области семейных отношений, увлечений, общественной жизни и образования, что говорит о том, что самореализация врачей-мужчин в указанных сферах является активным процессом, идущим в нескольких направлениях.

Обсуждение

В области семейных отношений гуманистические идеалы ориентации на теплые отношения с членами семьи не получают достаточного насыщения, наблюдается тенденция игнорирования материального достатка как индикатора семейного благополучия [14].

То же отмечено и в области общественных отношений, в среднем – желание увеличить круг общения и как-то в нем реализоваться у врачеймужчин не превращается в активное стремление это сделать. В семейных и общественных отношениях мужчинам хочется быть лучше, чем они есть на самом деле. В области увлечений также практическая реализация интересов и получение материальной выгоды от хобби для врачей-мужчин менее важна, чем просто наличие любимого дела.

Соотношение гуманистической ценности и практической удовлетворенности реализацией жизненных ценностей в подгруппе женщин схоже с результатами, полученными в подгруппе мужчин. Потребности женщин в самореализации также полностью насыщаются в сфере профессиональной деятельности, что также говорит о гармоничной связи целей и средств их достижения, не противоречащей гуманистическим идеалам испытуемых. То же подтверждает и статистический анализ.

Однако в целом ценности гуманистической направленности более выражены, чем прагматические ценности, т.е. врачи-женщины испытывают недостаток средств для удовлетворения своих гуманистических потребностей, что делает сферы жизни, в которых они не полностью удовлетворяются, точкой личностного роста и его позитивной динамики.

Заключение

В результате исследования выявлено значительное сходство в аксиологической направленности личности врачей-мужчин и врачей-женщин, что проявляется в идентичной оценке ими гуманистической и прагматической значимости ценностей разных сфер жизни. Установлено, что потребности как врачей-мужчин, так и врачей-женщин удовлетворяются только в профессиональной деятельности, тогда как в области семейных отношений, увлечений, образования и общественной жизни наблюдаются значительные расхождения между их гуманистическими представлениями и возможностями их практической реализации в жизни. Неудовлетворенные потребности врачей могут рассматриваться в качестве основы для психологической поддержки дальнейшего развития их личности.

В целом результаты исследования показали необходимость в условиях перехода на ценностно-ориентационную модель медицинских услуг, разработки и реализации в медицинских учреждениях целенаправленных программ формирования и развития у медицинских работников аксиологической направленности их личности. Такие программы должны быть ориентированы на поддержку медицинских работников, их профессиональной деятельности, а также на оказание им адресной помощи в осознании своих ценностей и нахождении средств их реализации в практической медицинской деятельности.

Список литературы

1. Адамова З.Г. Экспериментальное психолингвистическое исследование ценностей «образование» и «личность». Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. 2020;4(833):42–53.

2. Гайденко П.П. Познание и ценности. Научная рациональность и философский разум. М., 2003. С. 493–521.

3. Каган М.С. Философская теория ценностей. СПб., 1997.

4. Кононов С.В. Современные проблемы становления дискурса философии социальной безопасности. Социология. 2020;5:371–79.

5. Закиева Р.Р. Формирование профессионального мировоззрения. Проблемы современного образования. 2019;5:114–20.

6. Маджидова Р.У. Антропоцентризм и аксиологическая картина мира. Наука, техника и образование. 2019;6(59):67–71.

7. Бочарова Е.Е. Аксиологическая направленность личности представителей разных социокультурных групп. Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Философия. Психология. Педагогика. 2014;14(2):58–63.

8. Петров И.Ф. Аксиологический подход в социологии культуры. Бюллетень науки и практики. 2020;6(4):480–83.

9. Момотова А.С. Теоретические аспекты развития аксиологического потенциала обучающихся. Молодой ученый. 2020;19(309):486–88.

10. Полякова А.А. Аксиологический потенциал личности: сущностные особенности, педагогические функции. Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Психология и педагогика. 2011;1:9–18.

11. Розов Н.С. Ценности в проблемном мире: философские основания и социальные приложения конструктивной аксиологии. Новосибирск, 1998.

12. Strelkov V.I., Zavarzina O.O., Shmeleva S.V., et al. Psychological barriers in college teacher’s «helping professions». Res J Pharmaceut Biol Chem Sci. 2016;7(1):1938–45.

13. Карпушина Л.В. Аксиологическая направленность и смысложизненные ориентации современной молодежи. Вестник Самарской гуманитарной академии. Психология. 2006;2:66–75.

14. Bonkalo T.I., Logachev N.V., Shmeleva S.V. Formation of a professional and informational culture of future lawyers as a Condition for solving the problems of digitalization of legal professions. Modern Global Economic System: Evolution Development vs. Revolutionary Leap Сep. Lecture Notes in Networks and Systems. Cham, 2021. C. 1318–27.

Об авторах / Для корреспонденции

Автор для связи: Татьяна Ивановна Бонкало, докт. психол. наук., профессор, Научно-исследовательский институт организации здравоохранения и медицинского менеджмента ДЗМ (Москва); Кубанский государственный университет, Краснодар, Россия; 89151479832@mail.ru">href="mailto:89151479832@mail.ru">89151479832@mail.ru

ORCID:
Т.И. Бонкало (T.I. Bonkalo), https://orcid.org/0000-0003-0887-4995
А.В. Романова (A.V. Romanova), https://orcid.org/0000-0002-7472-8235
М.Б. Саламатов (M.B. Salamatov), https://orcid.org/0000-0001-6865-4092
М.А. Ковалева (M.A. Kovaleva), https://orcid.org/0000-0003-0442-9608

Также по теме

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.