ISSN 2073–4034
eISSN 2414–9128

Гендерные особенности аксиологической направленности личности медицинских работников

Бонкало Т.И., Романова А.В., Саламатов М.Б., Ковалева М.А.

1) Научно-исследовательский институт организации здравоохранения и медицинского менеджмента ДЗМ, Москва, Россия; 2) Кубанский государственный университет, Краснодар, Россия; 3) Российский государственный социальный университет, Москва, Россия; 4) Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия; 5) Московский университет технологий и управления им. К.Г. Разумовского, Москва, Россия
Обоснование. Актуальность исследования аксиологической направленности личности медицинских работников обусловлена переходом здравоохранения на ценностно-ориентационную модель, что требует изучения аксиосферы личности врача и пациента.
Цель исследования: выявление гендерных особенностей аксиологической направленности личности медицинских работников. Методы. Всего в исследовании приняли участие 69 врачей: 35 мужчин и 34 женщины в возрасте 40–52 лет. Отбор респондентов по стажу или отрасли медицины не производился. В исследовании использовалась методика А.В. Капцова и Л.В. Карпушиной, направленная на выявление особенностей аксиологической направленности личности. Статистические методы исследования включили расчет средних арифметических, репрезентативных ошибок, а также U-критерий Манна–Уитни.
Результаты. Выявлено значительное сходство в аксиологической направленности личности врачей-мужчин и врачей- женщин, что проявляется в идентичной оценке ими гуманистической и прагматической значимости ценностей разных сфер жизни. Установлено, что потребности как врачей-мужчин, так и врачей-женщин удовлетворяются только в профессиональной деятельности, тогда как в области семейных отношений, увлечений, образования и общественной жизни наблюдаются значительные расхождения между их гуманистическими представлениями и возможностями их практической реализации в жизни. Неудовлетворенные потребности врачей могут рассматриваться в качестве основы для психологической поддержки дальнейшего развития их личности.
Заключение. Показана необходимость в условиях перехода на ценностно-ориентационную модель медицинских услуг,
разработки и реализации в медицинских учреждениях целенаправленных программ формирования и развития у медицинских работников аксиологической направленности их личности.

Ключевые слова

аксиологическая направленность личности
гуманистические и прагматические ценности
гендерные особенности
медицинские работники
сферы жизни

Список литературы

1. Адамова З.Г. Экспериментальное психолингвистическое исследование ценностей «образование» и «личность». Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. 2020;4(833):42–53.

2. Гайденко П.П. Познание и ценности. Научная рациональность и философский разум. М., 2003. С. 493–521.

3. Каган М.С. Философская теория ценностей. СПб., 1997.

4. Кононов С.В. Современные проблемы становления дискурса философии социальной безопасности. Социология. 2020;5:371–79.

5. Закиева Р.Р. Формирование профессионального мировоззрения. Проблемы современного образования. 2019;5:114–20.

6. Маджидова Р.У. Антропоцентризм и аксиологическая картина мира. Наука, техника и образование. 2019;6(59):67–71.

7. Бочарова Е.Е. Аксиологическая направленность личности представителей разных социокультурных групп. Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Философия. Психология. Педагогика. 2014;14(2):58–63.

8. Петров И.Ф. Аксиологический подход в социологии культуры. Бюллетень науки и практики. 2020;6(4):480–83.

9. Момотова А.С. Теоретические аспекты развития аксиологического потенциала обучающихся. Молодой ученый. 2020;19(309):486–88.

10. Полякова А.А. Аксиологический потенциал личности: сущностные особенности, педагогические функции. Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Психология и педагогика. 2011;1:9–18.

11. Розов Н.С. Ценности в проблемном мире: философские основания и социальные приложения конструктивной аксиологии. Новосибирск, 1998.

12. Strelkov V.I., Zavarzina O.O., Shmeleva S.V., et al. Psychological barriers in college teacher’s «helping professions». Res J Pharmaceut Biol Chem Sci. 2016;7(1):1938–45.

13. Карпушина Л.В. Аксиологическая направленность и смысложизненные ориентации современной молодежи. Вестник Самарской гуманитарной академии. Психология. 2006;2:66–75.

14. Bonkalo T.I., Logachev N.V., Shmeleva S.V. Formation of a professional and informational culture of future lawyers as a Condition for solving the problems of digitalization of legal professions. Modern Global Economic System: Evolution Development vs. Revolutionary Leap Сep. Lecture Notes in Networks and Systems. Cham, 2021. C. 1318–27.

Об авторах / Для корреспонденции

Автор для связи: Татьяна Ивановна Бонкало, докт. психол. наук., профессор, Научно-исследовательский институт организации здравоохранения и медицинского менеджмента ДЗМ (Москва); Кубанский государственный университет, Краснодар, Россия; 89151479832@mail.ru">href="mailto:89151479832@mail.ru">89151479832@mail.ru

ORCID:
Т.И. Бонкало (T.I. Bonkalo), https://orcid.org/0000-0003-0887-4995
А.В. Романова (A.V. Romanova), https://orcid.org/0000-0002-7472-8235
М.Б. Саламатов (M.B. Salamatov), https://orcid.org/0000-0001-6865-4092
М.А. Ковалева (M.A. Kovaleva), https://orcid.org/0000-0003-0442-9608

Также по теме

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.