Введение
Осознание смысла своего существования является неотъемлемой частью жизни и основой саморегуляции каждого человека. Для такого осознания необходимо понимание себя как личности и части человеческого рода, объективация своего существования в терминах интериоризированной общественной системы ценностей. Механизмом такой объективации является рефлексия, осуществляемая на идеальном и инструментальном уровнях, результатом чего служит формирование и функционирование аксиологической сферы личности, которая объединяет представления о наиболее значимых критериях оценки эффективности деятельности, выраженных в понятии ценностей, и которая является ключевой для высшей регуляции жизнедеятельности. Именно с ценностями связаны стремление человека к самосовершенствованию, формирование и развитие субъектных личностных качеств. Это развитие связано с сосредоточением на существенных свойствах личности, индивидуальных интересах и целях. Также важно учитывать развитие способностей, которые обусловливают субъективную успешность как следствие освоения новых социальных ролей.
Во многих психолого-педагогических трудах подчеркивается значимость зависимости мотивации от осознания смысла деятельности и ее целенаправленности [1]. Поэтому в качестве изучения важных причин жизненной активности мы рассматриваем анализ жизненных ценностей, из которых складывается аксиологическая сфера личности.
Рассмотрение аксиологической направленности личности врачей необходимо в рамках перехода здравоохранения на ценностно-ориентационную модель, эффективность которой подтверждена в ряде зарубежных стран. Построение такой модели, опирающейся на ценности пациентов, так или иначе предполагает наличие у самого врача гармоничной аксиологической сферы личности.
Аксиологический подход к психологии берет свое начало с философских воззрений. В работах философов различных школ и направлений термин «аксиология» стал использоваться как аналогия философии и теории ценностей. В настоящее время аксиология также определяется как наука о ценностях и рассматривается прежде всего в философском ключе [2].
На сегодняшний день аксиология (от греч. axia – ценность, logos – слово, понятие, учение) рассматривается как раздел философии, изучающий природу ценностей, их происхождение и обоснование, их функции и типы, иерархию, их значение и связь с социальными и культурными аспектами человеческой жизни. Принимаются во внимание культурно-исторические аспекты возникновения и формирования ценностей, их предметная соотнесенность со структурой личности и индивидуальная значимость [3].
Рассмотрение аксиологии в русле психологической проблематики обусловлено тем, что на протяжении 1990-х гг. на одно из первых мест в философских исследованиях выдвигалась онтологическая проблематика происхождения смысла человеческого бытия, что рассматривалось в работах В.В. Бибихина, П.П. Гайденко, В.А. Кутырева, В.Е. Кемерова, Ю.В. Мамлеева, С.Д. Лобанова, Ю.А. Урманцева, С.А. Чернова. Личность они рассматривали с позиции ее сущностных характеристик как истоки трансценденции (В.Н. Волков).
В свою очередь использование понятия трансценденции приводит к анализу трансцендентальных, внеи надопытных оснований человеческого существования. При этом личность не может рассматриваться как вневременная структура, поскольку с точки зрения человеческого бытия именно она является исторически определенной единицей.
Аксиология как раздел философского знания сосредоточена на изучении ценностей в качестве основных принципов, определяющих все человеческие поступки и действия. В отдельную дисциплину, в рамках которой происходит изучение природы ценностей, способы из познания, их соотнесенность и суть, аксиология выделилась после кризиса гуманистических идеалов эпохи просвещения, поскольку преимущественно в рамках этого направления развивались концепции авторов, утверждавших приоритет воли над разумом. Ценность как главное понятие аксиологии впервые сформулировал Иммануил Кант в своей этической теории, где область нравственности, или «царство свободы», оказалась отделена от «царства природы». Тем самым он разграничил области сущего и должного. Ценности, которые представляют собой принципы долженствования и являются предиктором волевых качеств, рассматриваются как идеалы и выносятся в поле трансцендентного.
Далее моральую философию И. Канта продолжали в этом направлении равивать представители Баденской школы (В. Виндельбанд, Г. Риккерт), теперь уже конкретно пытаясь с помощью аксиологии укрепить автономный статус сопряженных гуманитарных наук [3]. Рассматривая отнесение чего-либо к ценности в противовес субъективной оценке, Г. Риккерт сформулировал правило истинности суждения, а именно: опора на ценности гарантирует общезначимость отстаиваемых исследователем положений, что приравнивает их к естественнонаучным выводам, претендующим на объективность.
Аксиологическая сфера личности включает социальный уровень и уровень индивидуальности, которые составляют ее сущность и субъектную уникальность [4]. Развивается аксиологическая сфера личности в результате социализации. Важным аспектом является устройство и регуляция жизнедеятельности, в рамках которой усваиваются групповые и социальные нормы [5]. Соответственно, для понимания аксиологического содержания личности необходимо понимать соотношение предпосылок ее формирования.
Методологически аксиологическая сфера личности изучается через оценку сущностных и содержательных деятельностных составляющих человеческой активности [6].
В современной психологии аксиологическая сфера личности осмысляется через понятие личностного аксиологического потенциала и аксиологической направленности [7, 8].
Личностный аксиологический потенциал можно рассматривать как структуру из ценностных ориентаций, определенных мотивов, заряженных эмоционально и поддерживаемых волевым импульсом, что в целом приводит к достижению жизненных целей [9].
В направленности аксиосферы воплощается индивидуальность как особая форма самореализации любой личности. Ценность всегда воспринимается субъектом как некий образ, имеющий исключительно человеческое измерение, который фиксируется в определенных представлениях. Вследствие этого любая ценность ассоциируется с определенной направленностью жизни, с характеристиками приемлемого поведения. При этом собственно содержание ценности можно понять через конкретный комплекс связанных идей. Ценности обусловливают моменты избирательного, даже оценочного отношения любого человека к жизни, упорядочивая эти отношения [10–12].
Изучение аксиологической направленности личности как субъекта медицинского труда имеет особое значение в связи с переходом медицины на ценностно-ориентационную модель.
Цель исследования: выявление гендерных особенностей аксиологической направленности личности медицинских работников.
Методы
Всего в исследовании приняли участие 69 врачей различной медицинской направленности – 35 мужчин и 34 женщины в возрасте 40–52 лет. Отбор респондентов по стажу или отрасли медицины не производился.
В исследовании использовалась методика, разработанная и апробированная А.В. Капцовым и Л.В. Карпушиной для выявления особенностей аксиологической направленности личности [13]. Авторы методики выделяют гуманистическую, прагматическую значимости тех или иных ценностей, а также значимость в отношении активности личности. В исследовании рассмотрены гендерные особенности ценностей разных сфер жизни, соотношение гуманистической и прагматической их значимости для врачей-мужчин и врачей-женщин.
Статистические методы исследования включали расчет средних арифметических, репрезентативных ошибок, а также U-критерия Манна–Уитни.
Результаты
Первым этапом анализа аксиологической направленности личности является рассмотрение ценности различных сфер жизни с точки зрения возможности гуманистической и прагматической самореализации и установление различий между подгруппами врачей-мужчин и врачей-женщин.
В результате исследования не было выявлено статистически достоверных различий между врачами-мужчинами и врачами-женщинами в показателях ценности различных жизненных сфер. Так, гуманистическая ценность различных жизненных сфер у врачеймужчин и врачей-женщин схожа, различия незначительны (на уровне тенденций) и заключаются в следующем (табл. 1).
В подгруппе женщин незначительно выше показатели гуманистической ценности профессии, образования, общественной жизни и увлечений. Многие врачи-женщины относятся к людям, для которых весьма значима профессиональная сфера: они много времени отдают работе, относятся к работе творчески, в профессии требовательны к себе, стараются быть мягкими в отношениях с коллегами. Многие женщины-врачи относятся также к таким людям, для которых очень значимо образование: они в большей степени, чем врачи-мужчины, характеризуются направленностью на повышение уровня своей образованности и кругозора, развитие собственных способностей; процесс обучения и учения для получения новых знаний, умений и навыков для них важен. Такие люди имеют желание преобразовать окружающий мир, внести в область изучаемого что-то новое, ранее неизвестное.
В подгруппе мужчин показатели семейных взаимоотношений выше, чем в подгруппе женщин. Это означает, что для врачей-мужчин с точки зрения самореализации гуманистических ценностей важны семья и увлечения. Люди, для которых значимы семейные взаимоотношения, как правило, характеризуются направленностью на теплые отношения с членами семьи, построенные на взаимной ответственности и взаимовыручке. Такие люди ценят в супружестве любовь, дружбу, взаимопонимание, стремятся изменить к лучшему свойства своего характера, а также разнообразить жизнь в своей семье. Для человека имеет большое значение все, что связано с жизнью его семьи.
Прагматическая ценность различных жизненных сфер у врачей-мужчин и врачей-женщин также во многом идентичны. В подгруппе женщин незначительно выше показатели прагматической ценности профессии, образования и увлечений (табл. 2). Это говорит о том, что профессия, повышение уровня образованности и увлечения важны для прагматической самореализации врачей-женщин в большей степени, чем для врачей-мужчин.
Прагматическая ценность профессии означает направленность человека на извлечение из своей профессиональной деятельности как можно больше практической выгоды. Такие люди проявляют желание выделиться своими результатами, похвастаться достигнутым материальным положением, социальным статусом и глобальными целями.
Прагматическая ценность образования означает направленность на достижение результатов, высоко оцениваемых в значимом для человека ближайшем окружении, стремление к получению конкретной выгоды, достижение запланированных результатов, позволяющих гордиться самим собой.
Прагматическая ценность увлечений означает направленность людей на увлечения и интересы, которые могут служить основанием их высокой оценки окружающими, на получение практической материальной выгоды, стремление проводить время за любимым занятием (которое отличает человека от других), которое позволяет считать себя не хуже, а чаще и лучше других и результаты которого имеют практическую ценность.
В подгруппе врачей-мужчин выше показатели прагматической ценности семьи и общественных отношений. Это говорит о том, что семейные и общественные отношения важны для реализации прагматических ценностей врачей-мужчин в большей степени, чем для врачей-женщин.
Прагматическая ценность семейных отношений означает направленность на обеспечение признания успеха семьи со стороны окружающих. Люди с высокими показателями прагматической ценности семейных отношений много сил и времени отдают решению проблем своей семьи, считая, что благополучие, особенно материальное, – это главное в жизни. Характерна заинтересованность жизнью других семей с целью сравнения своих и чужих достижений, однако такие люди стремятся строить свою семейную жизнь, ориентируясь лишь на собственные взгляды, желания и убеждения.
Прагматическая ценность общественных отношений означает направленность на достижение реальных, конкретных результатов в своей общественной жизни, часто ради повышения самооценки.
Не выявлены достоверные различия и между показателями активности аксиологической направленности врачей-мужчин и врачей-женщин во всех сферах жизнедеятельности. Это говорит о незначительных различиях мужчин и женщин в понимании возможности практической самореализации в различных жизненных сферах (табл. 3). С позиций физической и психической активности врачи-мужчины и врачи-женщины оценивают различные жизненные сферы идентично. На уровне тенденций в подгруппе женщин выше показатель ценности образования, в подгруппе мужчин – показатели ценности семейных и общественных отношений и увлечений. В данном случае мы не выявили достоверных различий между подгруппами, что позволяет заключить: что касается конкретной физической и психической активности по достижению желаемых жизненных целей, и мужчины и женщины ведут себя сходно.
Интерес представляют результаты процентного распределения врачеймужчин и врачей-женщин по степени выраженности гуманистической значимости жизненных сфер (рис. 1, 2).
У 3% мужчин отмечен низкий уровень выраженности гуманистической значимости профессии, что означает рассмотрение ими профессии как необходимой для социального существования личности, но в силу жизненных обстоятельств она не считается значимой. Они относятся к работе, к проблемам профессионального роста и самосовершенствования равнодушно, не считают нужным тратить свой творческий потенциал на решение производственных задач и общение с коллегами по работе. Среди врачей-женщин не выявлено испытуемых с низкой значимостью этой сферы.
У 46% врачей-мужчин и 35% врачей-женщин выявлен средний уровень выраженности гуманистической значимости профессии, средняя значимость профессиональной деятельности и умеренное стремление профессиональной самореализации.
У 51% врачей-мужчин и 65% врачейженщин выявлен высокий уровень гуманистической значимости профессиональной деятельности, что проявляется в их готовности посвящать много времени работе, стремлении использовать в профессии врача творческие способности, в стремлении к моральному удовлетворению в результате профессионально-медицинской деятельности, требовательность к себе и мягкость в отношениях с пациентами и коллегами.
Следует обратить внимание на соотношение гуманистической и прагматической значимости жизненных сфер у врачей мужчин и женщин (рис. 3, 4). Как следует из представленных на рис. 3 данных, потребности врачей-мужчин в самореализации полностью насыщаются в сфере профессиональной деятельности, что говорит о гармоничной связи целей и средств их достижения, не противоречащих гуманистическим идеалам испытуемых. Это подтверждает и статистический анализ.
Также выявлено наличие статистически достоверных расхождений между гуманистическими идеалами и осознанием практической возможности их достижения в области семейных отношений, увлечений, общественной жизни и образования, что говорит о том, что самореализация врачей-мужчин в указанных сферах является активным процессом, идущим в нескольких направлениях.
Обсуждение
В области семейных отношений гуманистические идеалы ориентации на теплые отношения с членами семьи не получают достаточного насыщения, наблюдается тенденция игнорирования материального достатка как индикатора семейного благополучия [14].
То же отмечено и в области общественных отношений, в среднем – желание увеличить круг общения и как-то в нем реализоваться у врачеймужчин не превращается в активное стремление это сделать. В семейных и общественных отношениях мужчинам хочется быть лучше, чем они есть на самом деле. В области увлечений также практическая реализация интересов и получение материальной выгоды от хобби для врачей-мужчин менее важна, чем просто наличие любимого дела.
Соотношение гуманистической ценности и практической удовлетворенности реализацией жизненных ценностей в подгруппе женщин схоже с результатами, полученными в подгруппе мужчин. Потребности женщин в самореализации также полностью насыщаются в сфере профессиональной деятельности, что также говорит о гармоничной связи целей и средств их достижения, не противоречащей гуманистическим идеалам испытуемых. То же подтверждает и статистический анализ.
Однако в целом ценности гуманистической направленности более выражены, чем прагматические ценности, т.е. врачи-женщины испытывают недостаток средств для удовлетворения своих гуманистических потребностей, что делает сферы жизни, в которых они не полностью удовлетворяются, точкой личностного роста и его позитивной динамики.
Заключение
В результате исследования выявлено значительное сходство в аксиологической направленности личности врачей-мужчин и врачей-женщин, что проявляется в идентичной оценке ими гуманистической и прагматической значимости ценностей разных сфер жизни. Установлено, что потребности как врачей-мужчин, так и врачей-женщин удовлетворяются только в профессиональной деятельности, тогда как в области семейных отношений, увлечений, образования и общественной жизни наблюдаются значительные расхождения между их гуманистическими представлениями и возможностями их практической реализации в жизни. Неудовлетворенные потребности врачей могут рассматриваться в качестве основы для психологической поддержки дальнейшего развития их личности.
В целом результаты исследования показали необходимость в условиях перехода на ценностно-ориентационную модель медицинских услуг, разработки и реализации в медицинских учреждениях целенаправленных программ формирования и развития у медицинских работников аксиологической направленности их личности. Такие программы должны быть ориентированы на поддержку медицинских работников, их профессиональной деятельности, а также на оказание им адресной помощи в осознании своих ценностей и нахождении средств их реализации в практической медицинской деятельности.