ISSN 2073–4034
eISSN 2414–9128

Пациент с системной красной волчанкой и волчаночным нефритом: возможности биологической терапии

Н. Дамъянов, И.Б. Виноградова, А.В. Безгин, Л.А. Князева

1) Белградский университет, медицинский факультет, кафедра ревматологии, Белград, Сербия; 2) ГУЗ «Ульяновская областная клиническая больница» , отделение ревматологии, Ульяновск, Россия, Ульяновск; 3) БМУ «Курская областная клиническая больница» , отделение нефрологии, Курск, Россия; 4) ООО «Медицинский центр № 1», отделение ревматологии, Курск, Россия
Цель исследования: оценить клинико-лабораторную динамику пациентов c системной красной волчанкой (СКВ) и волчаночным нефритом (ВН) на фоне терапии белимумабом.
Материал и методы. В исследование были включены 18 пациентов с СКВ и волчаночным поражением почек, получавших белимумаб в дополнение к стандартной терапии. Произведена оценка иммунологических (титр антител к нативной двуспиральной ДНК, содержание С3, С4 компонентов комплемента), биохимических (уровни холестерина, креатинина, общего белка крови) показателей, изменения показателей в общем анализе мочи (протеинурия, цилиндрурия, лейкоцитурия, эритроцитурия); проведен анализ динамики скорости клубочкой фильтрации (СКФ), уровня суточной протеинурии и значения индекса активности СКВ SELENA-SLEDAI, полученных в разные периоды от начала лечения белимумабом (0, 2, 6 и 12 мес.).
Результаты. Выявлена положительная динамика клинико-лабораторной симптоматики (уменьшение основных симптомов заболевания, положительная динамика лабораторных показателей и улучшение общего состояния) пациентов.
Заключение. Применение белимумаба в дозе 10 мг/кг в дополнение к стандартной терапии пациентов с СКВ и ВН способствует снижению клинической и иммунологической активности СКВ, уменьшению уровня суточной протеинуриии, снижению уровня креатинина и позволяет деэскалировать дозу принимаемых глюкокортикостероидов.

Ключевые слова

системная красная волчанка
волчаночный нефрит
белимумаб

Системная красная волчанка (СКВ) – аутоиммунное заболевание, характеризующееся повышением синтеза органоспецифических аутоантител к компонентам клеточного ядра и цитоплазмы, а также развитием хронического иммуновоспалительного повреждения внутренних органов [1]. В основе возникновения и течения заболевания лежит широкий спектр малоизученных триггерных факторов, вне- и внутриклеточных механизмов [2, 3], определяющих разнообразие клинических проявлений, трудности диагностики и подбора персонифицированной терапии данного аутоиммунного заболевания [4–6]. СКВ характеризуется развитием многообразной клинической симптоматики, связанной с вовлечением в патологический процесс многих органов и систем. Волнообразное течение заболевания сопровождается развитием конституциональных, кожных, суставных и висцеральных проявлений. Не менее чем у 40% всех пациентов с СКВ дебют заболевания ознаменован развитием поражения почек волчаночным нефритом (ВН; синоним – люпус-нефрит). К предикторам риска развития ВН относят возраст моложе 33 лет, мужской пол, принадлежность к неевропеоидной расе, наличие повышенных титров антител к двуспиральной ДНК, гипокомплементемии и антител к C1q (С1-компонент комплемента) [7].

В основе патогенеза ВН лежит процесс депонирования иммунных комплексов в клубочках нефронов, активации системы комплемента и инициации воспалительного ответа. Привлеченные хемокинами плазматические клетки, мигрируя из/в почки, продолжают активную продукцию органоспецифических антител, вызывающих развитие тубулоинтерстициальных повреждений [8–11]. Критически важным цитокином в иммунопатогенезе СКВ и ВН является В-лимфоцитарный стимулятор (BAFF, или BLyS), повышение концентрации которого в сыворотке крови пациентов с СКВ служит предиктором обострения заболевания [12]. Волчаночное поражение почек сопровождается быстрым развитием необратимых органных повреждений. Так, у 25% пациентов с ВН развивается терминальная стадия почечной недостаточности, требующая перевода на программный гемодиализ или трансплантацию почки в течение 15 лет с момента постановки диагноза [4]. В связи с вышеизложенным ранняя диагностика и лечение волчаночного поражения почек – одна из приоритетных задач в ведении пациентов с СКВ.

Белимумаб, человеческое рекомбинантное моноклональное антитело к иммуноглобулину-G-1λ (IgG-1λ), представляющее собой ингибитор BLyS, одобрен для лечения пациентов c активной СКВ и наличием аутоантител в возрасте 5 лет и старше [13]. Post-hoc-анализ данных пациентов из исследований BLISS-52 и BLISS-76, у которых изначально наблюдалась протеинурия, не превышавшая значения 6 г/л/сут., показал снижение уровня протеинурии и более низкую частоту обострений ВН почек у пациентов, получавших лечение белимумабом в дополнение к стандартной терапии [14]. Эти наблюдения легли в основу проведения международного исследования по применению белимумаба при ВН (BLISS-LN), целью которого стала оценка эффективности и безопасности применения белимумаба в сочетании со стандартной терапией (микофенолата мофетил, циклофосфамид, азатиоприн) пациентов с активным ВН.

На 104-й неделе данного исследования значимо больше пациентов группы белимумаба по сравнению с группой плацебо достигли первичного почечного ответа на терапию: 96 (43%) из 223 пациентов по сравнению с 72 (32%) из 223 пациентов (отношение шансов [OШ]=1,6, 95% доверительный интервал [ДИ]: 1,0–2,3; р=0,03). Компоненты первичного почечного ответа (эффективность терапии в отношении почек) на 104-й неделе, включая снижение соотношения белка и креатинина в моче до 0,7 или менее и в отсутствие случаев неэффективности, чаще наблюдались у пациентов, которые получали белимумаб, по сравнению с группой плацебо. Больше пациентов группы белимумаба по сравнению с группой плацебо достигли первичного ответа со стороны почек (эффективность терапии) к более раннему моменту времени (52-я неделя) – 104 (47%) пациента из 223 по сравнению с 79 (35%) пациентами из 223 (ОШ=1,6, 95% ДИ 1,1–2,4; р=0,02). Начиная с 24-й недели на каждом визите у большего числа пациентов, получавших белимумаб, наблюдался первичный почечный ответ на терапию, чем у получавших плацебо. Вероятность достижения первичного почечного ответа (показатель эффективности терапии в отношении почек), который сохранялся до 104-й недели, была выше при лечении белимумабом, чем при применении плацебо (ОШ=1,46, 95% ДИ: 1,07–1,98).

Анализ показал, что среди пациентов, завершивших 104-недельное исследование, пациенты, получавшие лечение белимумабом, 88 (67%) из 131 имели уменьшение соотношения белка и креатинина в моче (от ≥0,5 до <0,5) на 104-й неделе по сравнению с группой плацебо: 70 (56%) из 124 . Наблюдаемые средние значения расчетной СКФ (рСКФ) первоначально увеличились в обеих группах исследования; однако с 52-й недели значения рСКФ снизились в группе плацебо, тогда как рСКФ в группе белимумаба оставалась стабильной до 104-й недели.

В ходе исследования группа пациентов, получавших лечение белимумабом, имели значительно более низкий риск возникновения явлений или смерти, связанных с нарушением функции почек, чем в группе пациентов, получавших плацебо (отношение рисков=0,51, 95% ДИ: 0,34–0,77; р=0,001).

Профиль безопасности белимумаба в сочетании со стандартной терапией был аналогичен таковому стандартной терапии. Смертность, связанная с инфекцией, была равнозначной в обеих группах (3 пациента в каждой группе), и ни одна смерть не связывалась исследователями непосредственно с ВН [15].

Таким образом, данные исследования BLISS-LN свидетельствуют об эффективности и безопасности применения белимумаба для пациентов с ВН.

Материал и методы

В нашем наблюдательном исследовании приняли участие 18 пациентов с диагнозом СКВ и ВН, получавших терапию белимумабом в течение 12 мес.

Исходные демографические и клинические характеристики пациентов с СКВ и ВН представлены в табл. 1.

46-1.jpg (231 KB)

Белимумаб был назначен пациентам с СКВ и клинико-лабораторными проявлениями ВН, согласно положению Российских национальных рекомендаций по специальности «ревматология», которые определяют место белимумаба в терапии пациентов СКВ с преимущественным поражением кожи, слизистых оболочек, суставов, неактивным ВН (протеинурия ≤2 г), с некритическим уровнем анемии (уровень гемоглобина не ниже 50 г/л), тромбоцитопении (не менее 20×109), лейкопении (не менее 2×109), с высокой иммунологической и клинической активностью (высокий уровень анти-ДНК, снижение уровней С3 и С4 компонентов комплемента, значение SELENA-SLEDAI – 7–12 баллов) у пациентов с неэффективностью стандартной базисной терапии, частым развитием обострений и с зависимостью от приема средних и высоких доз глюкокортикостероидов (ГКС), а также с высоким риском развития осложнений терапии (повреждения органов), инфекций [16]. Диагноз ВН был верифицирован на основании клинико-лабораторных данных (наличие отеков, активного мочевого осадка, повышение уровней креатинина крови, суточной протеинурии). Морфологическое исследование нефробиоптата проведено у 2 пациентов с верификацией III морфологического класса ВН. Оценка клинических и лабораторных прказателей активности СКВ и ВН проводилась дважды – на 6-м и 12-м месяцах терапии белимумабом.

Результаты и обсуждение

Динамика лабораторных и клинических показателей на фоне терапии белимумабом отражена в табл. 2.

47-1.jpg (103 KB)

На фоне присоединения белимумаба к проводимой стандартной терапии отмечено снижение клинической и иммунологической активности заболевания в виде снижения значений индекса активности SELENA-SLEDAI на 43% к 6-му и на 73% от исходного уровня к 12-му месяцу терапии, а также в виде снижения уровня антител к нативной двухцепочной ДНК на 39,4% к 12-му месяцу терапии по сравнению с исходным показателем. Следует также отметить увеличение концентрации как С3-, так и С4-компонетов комплемента на фоне включения белимумаба в схему лечения, нараставшие с длительностью терапии. Применение белимумаба также способствовало снижению уровня суточной протеинурии на 56,2% к 6-му месяцу терапии и на 75% к 12-му по сравнению с исходным уровнем при сохраняющихся нормальных значениях СКФ и снижению уровня креатинина в сыворотке крови, что свидетельствует об органосохраняющем эффекте белимумаба и отсутствии признаков обострения со стороны ВН. Обращает на себя внимание стероидсберегающий эффект белимумаба, реализованный в виде возможности деэскалации дозы пероральных ГКС на 42% к 12-му месяцу лечения. В данном наблюдательном исследовании не было отмечено развития побочных эффектов, потребовавших отмены белимумаба, и все пациенты продолжили проводимую терапию.

Выводы

Включение белимумаба в схему лечения СКВ с ВН способствует снижению клинической и иммунологической активности заболевания, деэскалации дозы применяемых ГКС и обладает органосохраняющим эффектом.

Список литературы

  1. Kaul A., Gordon C., Crow M.K., et al. Systemic lupus erythematosus. Nat. Rev. Dis. Primers. 2016;2:16039. Doi: 10.1038/nrdp.2016.39.
  2. Tsokos G.C., Lo M.S., Costa Reis P., Sullivan K.E. New insights into the immunopathogenesis of systemic lupus erythematosus. Nat. Rev. Rheumatol. 2016;12(12):716–730. Doi: 10.1038/nrrheum.
  3. Rekvig O.P. Autoimmunity and SLE: Factual and semantic evidence-based critical analyses of definitions, etiology, and pathogenesis. Front. Immunol. 2020;11:569234. Doi: 10.3389/ fimmu.2020.569234.
  4. Mahajan A., Amelio J. Gairy K., et al. Systemic lupus erythematosus, lupus nephritis and end-stage renal disease: a pragmatic review mapping disease severity and progression. Lupus. 2020;29:1011–1020.
  5. Hanly J.G., et al. The frequency and outcome of lupus nephritis: results from an international inception cohort study. Rheumatol. 2016;55:252–262.
  6. Piga M., Arnaud L. The main challenges in systemic lupus erythematosus: Where do we stand? J. Clin. Med. 2021;10(2):243. Doi: 10.3390/jcm10020243.
  7. Lockshin M.D., Barbhaiya M., Izmirly P., et al. SLE: Reconciling heterogeneity. Lupus Sci. Med. 2019;6(1):280. Doi: 10.1136/lupus-2018-000280.
  8. Lo M.S., Tsokos G.C. Recent developments in systemic lupus erythematosus pathogenesis and applications for therapy. Curr. Opin. Rheumatol. 2018;30(2):222–228. Doi: 10.1097/BOR.0000000000.
  9. Furie R., Rovin B.H., Houssiau F., et al. Two-Year, Randomized, controlled trial of Belimumab in lupus nephritis. N. Engl. J. Med. 2020;383(12):1117–1128. Doi: 10.1056/NEJMoa2001180.
  10. Cassese G., Lindenau S., de Boer B., et al. Inflamed kidneys of NZB/W mice are a major site for the homeostasis of plasma cells. Eur. J. Immunol. 2001;31:2726–2732.
  11. Chang A., Henderson S.G., Brandt D., et al. In situ B cell-mediated immune responses and tubulointerstitial inflammation in human lupus nephritis. J. Immunol. 2011;1861849–1860.
  12. Clark M.R., Trotter K., Chang A. The pathogenesis and therapeutic implications of tubulointerstitial inflammation in human lupus nephritis. Semin. Nephrol. 2015;35:455–464.
  13. Allen M.E., Rus V., Szeto G.L. Leveraging Heterogeneity in Systemic Lupus Erythematosus for New Therapies. Trends Mol. Med. 2021;2(2):152–171.
  14. Benlysta prescribing information. Research Triangle Park, NC: GlaxoSmithKline, 2019. https://www.accessdata.fda.gov/drugsatfda_docs/label/2019/125370s067,761043s005lbl.pdf.
  15. Dooley M.A., Houssiau F., Aranow C., et al. Effect of belimumab treatment on renal outcomes: results from the phase 3 belimumab clinical trials in patients with SLE. Lupus 2013;22:63–72.
  16. Furie R., Rovin B.H., Houssiau F., et al. Two-year, randomized, controlled trial of belimumab in lupus nephritis. N. Engl. J. Med. 2020;383:1117–1128. Doi: 10.1136/annrheumdis-2020-216924.
  17. Российские клинические рекомендации «Ревматология». Под ред. Е.Л. Насонова. М., 2020. 132 с. 

Об авторах / Для корреспонденции

Неманья Дамъянов – д.м.н., профессор, заведующий кафедрой ревматологии медицинского факультета Белградского университета, Сербия, председатель комитета EULAR по непрерывному медицинскому образованию; e-mail: nemanjadamjanov@yahoo.com
Ирина Борисовна Виноградова – к.м.н., заведующая отделением ревматологии ГУЗ «Ульяновская областная клиническая больница», главный внештатный ревматолог Ульяновской области, главный ревматолог Приволжского федерального округа, Ульяновск, Россия; e-mail: kazvin@yandex.ru
Артем Вячеславович Безгин – д.м.н., врач-нефролог отделения нефрологии, БМУ «Курская областная клиническая больница», Курск, Россия; e-mail: bezgin_artem@inbox.ru
Лариса Александровна Князева – д.м.н., профессор, заведующая отделением ревматологии ООО «Медицинский центр № 1», научный эксперт GSK «Ревматология», Курск, Россия; e-mail: larisa.x.kniazeva@gsk.com

Также по теме

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.