Введение
В настоящее время борьба с допингом является одной из самых актуальных проблем профессионального и любительского спорта [1]. Применение спортсменами фармакологического допинга приводит к негативным последствиям, связанным со здоровьем атлетов, их дальнейшей карьерой. Наносится ущерб престижу страны и команды, спорту в целом, т.к. создаются неравные условия для достижения спортивных результатов [2].
Всемирный антидопинговый кодекс определяет допинг как совершение одного или нескольких нарушений антидопинговых правил, приведенных в статьях 2.1–2.11. К нарушениям антидопинговых правил относятся наличие запрещенной субстанции или ее метаболитов, или маркеров в пробе, взятой у спортсмена; использование или попытка использования спортсменом запрещенной субстанции; уклонение, отказ или неявка на процедуру сдачи проб; нарушение порядка предоставления информации о местонахождении; фальсификация или попытка фальсификации в любой составляющей допинг-контроля; обладание запрещенной субстанцией; распространение или попытка распространения любой запрещенной субстанции; назначение или попытка назначения любому спортсмену в соревновательном периоде запрещенной субстанции, или назначение, или попытка назначения любому спорт-смену во внесоревновательном периоде запрещенной субстанции [3].
Несмотря на запрещающие меры, некоторые спортсмены принимают допинг с целью повышения силы, увеличения способности организма к восстановлению после тренировки, для продуктивности процессов адаптации к физическим и эмоциональным нагрузкам, стимуляции работоспособности, снижения болевых ощущений в соревновательный период, что в результате приводит к увеличению шансов на победу [4, 5].
Российская антидопинговая организация РУСАДА каждый год обновляет список запрещенных препаратов, в который входят различные группы лекарственных средств, в т.ч. наркотические анальгетики [6].
Все вышесказанное свидетельствует: проблема использования фармакологического допинга актуальна во всем мире. Поэтому для комплексного решения данной проблемы в Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования по специальностям «лечебное дело», «педиатрия», «стоматология» введена новая общепрофессиональная компетенция (ОПК-3) для студентов медицинских вузов – способность к противодействию применению допинга в спорте и борьбе с ним, необходимая в их дальнейшей профессиональной деятельности. Целью компетенции является формирование знаний, умений, навыков по пониманию, решению социальных, этических, правовых и медицинских проблем, связанных с допинговыми лекарственными средствами. Знание классификаций, механизма действия, фармакодинамики, побочных эффектов наркотических анальгетиков, применяемых в качестве фармакологического допинга в современном спорте, будет способствовать организации борьбы с ними при помощи санитарно-просветительской работы студентов-медиков среди различных групп населения, в т.ч. спортсменов.
Фармакологический анализ списка запрещенных наркотиков на основании нормативной документации
В список запрещенных наркотиков (группа S7), опубликованный РУСАДА в 2023 г., входят 12 веществ. Эти наркотики запрещены в соревновательный период [6].
В доступной литературе не встретились статьи, в которых с позиции фундаментальной науки «Фармакология» проанализирован список запрещенных наркотиков в соответствии с нормативной документацией.
При фармакологическом анализе списка запрещенных наркотиков выявлено, что из них пять веществ – лекарственные средства, преимущественно действующие на центральную нервную систему (ЦНС), опиоидные (наркотические) анальгетики. Они зарегистрированы в Государственном реестре лекарственных средств в РФ.
К ним относятся морфин, бупренорфин, оксикодон, пентазоцин, фентанил [6, 7]. В соответствии с фармакологическими классификациями морфин относится к полным агонистам опиоидных рецепторов природного происхождения. К данной группе полных агонистов опиоидных рецепторов синтетического происхождения относятся фентанил, оксикодон. Последний зарегистрирован в РФ в комбинации с антагонистом опиоидных рецепторов налоксоном (Таргин). К частичным агонистам µ-опиоидных рецепторов относится бупренорфин. К агонистам-антагонистам – пентазоцин, который активирует κ-рецепторы и блокирует µ-опиоидные рецепторы [7].
В обзоре литературы мы рассматриваем вопрос противодействия применению наркотических лекарственных препаратов (наркотических анальгетиков) в качестве фармакологического допинга. Согласно Федеральному закону «Об обращении лекарственных средств» № 61-ФЗ от 12.04.2010 (с последней редакцией от 19.12.2022), термин «наркотические лекарственные средства» означает лекарственные препараты и фармацевтические субстанции, содержащие наркотические средства и включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ в соответствии с законодательством РФ, международными договорами РФ, в т.ч. Единой конвенцией о наркотических средствах 1961 г. [8].
В соответствии с Постановлением Правительства РФ (ред. от 15.06.2022) ‹‹Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ›› № 681 от 30.06.1998, морфин, бупренорфин, оксикодон, пентазоцин, фентанил, декстроморамид, гидроморфон относятся к списку II, оборот которых в РФ ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля. Такие наркотики, как героин (диаморфин), никоморфин, оксиморфон, петидин, метадон, относятся к списку I, оборот которых в РФ запрещен в соответствии с законодательством РФ и международными договорами РФ [9].
Спортсмены, принимающие наркотические средства в качестве допинга, должны знать, что несут уголовную и административную ответственность, в результате чего могут быть дисквалифицированы, а также лишиться своей спортивной карьеры.
Согласно статье 228 пункту 1 Уголовного кодекса РФ, за незаконное приобретение, хранение, перевозку без цели сбыта наркотических средств в значительном размере предусмотрены штраф, исправительные работы, ограничение свободы сроком до 3 лет. Те же деяния в крупном и особо крупном размерах наказываются сроком лишения свободы до 10 и 15 лет соответственно [10].
На основании Кодекса об административных правонарушениях РФ статьи 6.8 о незаконном обороте наркотических средств и статьи 20.20 о потреблении наркотических средств в общественных местах предусмотрены штраф, административный арест на срок до 15 суток [11].
В соответствии с Федеральным законом «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» № 329-ФЗ от 04.12.2007 (с последней редакцией от 28.04.2023) ст. 26 пункта 8 одной из мер по предотвращению допинга в спорте и борьбе с ним является установление ответственности спорт-сменов, тренеров, специалистов по спортивной медицине, а также иных специалистов в области физической культуры и спорта за нарушение антидопинговых правил [12].
Таким образом, фармакологический анализ запрещенного списка наркотиков РУСАДА на основе нормативной документации будет способствовать студентам медицинский вузов в противодействии незаконному обороту допинговых средств (наркотических анальгетиков).
Мотивы применения спортсменами наркотических анальгетиков в качестве допинга
Анализ литературных данных показал, что число статей, основанных на анкетировании спортсменов, ограниченно, т.к. не все атлеты готовы правдиво ответить на вопросы, связанные с употреблением наркотиков. С позиции уголовно-правовой оценки – это незаконный оборот допинговых средств, где нарушаются этические, правовые и нравственные установки.
При анализе отечественных и зарубежных статей выявлено, что наркотические анальгетики принимают спортсмены в тех видах спорта, где необходимы устойчивость к острой и хронической боли в тренировочный и соревновательный периоды. Чаще всего применение этих препаратов в качестве допинг-средств зарегистрировано в игровых видах спорта, где происходит активная борьба за очки. При анкетировании спортсменов, профессионально занимающихся спортом, выявлено, что футболисты чаще подвержены серьезной травме, такой как сотрясение мозга, травмы колена, плеча, спины в момент столкновения, приводящей к долговременному восстановительному периоду [1, 13]. При проведении опроса игроков ассоциации профессиональных футбольных клубов ‹‹Футбольной национальной лиги››, вышедших на пенсию, выявлено, что среди 644 спортсменов 52% употребляли наркотические анальгетики в виде допинга.
В первой группе бывшие спортсмены принимали допинг только во время профессиональной карьеры и в данный момент не употребляют наркотические анальгетики, во второй группе продолжают употреблять данные лекарственные препараты, но по предписанию врача, в третьей – принимают наркотические анальгетики в дозировке, превышающей предписанной врачом. При сравнении выше указанных групп во время карьеры отмечено, что увеличивался риск получения травм среди спортсменов второй и третьей групп в 3 раза, что привело к использованию трости, ходунков или инвалидной коляски. Значительный урон здоровью в результате профессиональных травм, полученных во время соревнований и тренировок, наблюдается среди атакующих игроков – нападающих, в отличие от других полевых игроков, включая вратаря. За счет полученных травм завершили свою спортивную карьеру 73% футболистов, принимавших наркотические анальгетики не по предписанию врача [13].
Авторы отечественных и зарубежных статей придерживаются следующего мнения: мотивы применения наркотических анальгетиков в различных видах спорта в качестве допинга целесообразны только в определенный момент времени – для сокращения восстановительного периода после ушибов и серьезных травм в соревновательный или тренировочный периоды [1, 14]. Данное мнение совпадает с рекомендациями РУСАДА о том, что наркотические анальгетики могут быть обнаружены при допинг-контроле при лечении болевого синдрома, включая травмы опорно-двигательного аппарата [6].
При обзоре литературы выявлен недостаток статей, в которых рассмотрена связь между мотивами применения спортсменами наркотических анальгетиков в качестве допинга и фармакологическим механизмом действия, фармакодинамикой, как следствие – побочными эффектами.
Механизм действия, побочные эффекты при применении наркотических анальгетиков как фармакологического допинга
Наркотические анальгетики – вещества природного или синтетического происхождения, оказывающие обез-боливающее действие и вызывающие состояние эйфории [14]. Данные препараты устраняют острую и хроническую боль, поэтому они применяются в виде допинговых средств для снятия болевых ощущений у спортсменов [15]. В результате их применения поражаются внутренние органы [16], возникает психическая и физическая лекарственная зависимость [17].
Наркотические анальгетики, применяемые в качестве допинговых средств, оказывают прямое действие на ЦНС. Существует несколько групп опиоидных рецепторов, основными считаются κ, µ, δ [18]. Много опиатных рецепторов обнаружено в центральном сером околопроводном веществе и желатинозной субстанции спинного мозга [19]. Главной мишенью практически всех наркотических анальгетиков являются µ-опиодные рецепторы [14].
А.А. Тихомирова и соавт. в своей научной работе указывают, что механизм действия наркотиков основан на активации опиоидных рецепторов антиноцицептивной системы, что приводит к выбросу лей-, мет-энкефалинов, динорфина А, В, β-эндорфинов, которые вызывают блокаду кальциевых каналов. В результате активируются пресинаптическая и постсинаптическая мембраны, снижается выработка медиаторов боли [20].
Ю.А. Колесников в дополнение к механизму действия, рассмотренного А.А. Тихомировой и соавт., считает, что наркотики вызывают анальгезию, действуя на центральные и периферические µ-рецепторы, которые регулируются с помощью белкового комплекса Р-гликопротеина (Рgp, АВСВ1-белок) – мощной транспортной системы. Наркотические анальгетики нарушают функционирование белка-транспортера, это приводит к широкому распределению, например, морфина в ЦНС и периферической нервной системе. При стимуляции пресинаптической мембраны на терминале первого нейрона подавляется высвобождение субстанции Р и глутамата. В результате возникает снижение выброса возбуждающих нейромедиаторов, угнетается передача болевых импульсов в ЦНС и формирование болевой импульсации [14]. В статье В.Г. Овсянникова в дополнение ко всему вышесказанному говорится, что энкефалины как эндогенные опиаты высвобождаются нейронами спинного мозга и в зависимости от взаимодействия с опиатными μ-рецепторами постсинаптической терминали нейрона гиперполяризуют мембраны путем открытия калиевых каналов, делая невозможной передачу импульса в ЦНС [19].
Исходя из вышеописанного механизма действия следует, что при применении наркотических анальгетиков у спортсменов повышается болевой порог и они не понимают, насколько серьезна полученная травма. После применения наркотических анальгетиков спортсмен забывает о чувстве усталости за счет седативного действия и эйфории, что в дальнейшем ведет к переутомлению организма. Атлет становится более энергичным, что, с одной стороны, увеличивает вероятность победы, с другой – такое действие наркотиков может приводить к усугублению травмы и истощению запасов организма.
Состояние эйфории служит причиной возникновения психической и физической зависимости. Психическая зависимость – патологическое влечение к применению психоактивных веществ, в связи с чем спортсмен ощущает подавленность, раздражение при невозможности удовлетворить потребность в наркотическом анальгетике. При физической зависимости во время отказа от наркотических анальгетиков или уменьшения дозы происходит формирование абстинентного синдрома (синдрома отмены), развивается комплекс соматовегетативных, неврологических и психических нарушений [16, 21].
Желание повторить состояние эйфории, способствующей расслаблению и избавлению от боли, тревог и проблем без каких-либо медицинских показаний, приводит к наркомании. При каждом повторном применении развивается привыкание организма к препарату, ослабляется его фармакологическое действие. Спортсмен начинает увеличивать дозы для получения желаемого эффекта. Увеличение дозировки сопровождается острым отравлением. Наркотические анальгетики оказывают угнетающее действие на дыхательный и сосудодвигательный центры, которые находятся в продолговатом мозге, что может приводить к полной остановке дыхания и сердцебиения, в результате чего наступает смерть [1, 20, 22].
При употреблении наркотических средств отмечается влияние на психические процессы, например на когнитивную или аффективную сферы. Наркотические анальгетики вызывают психотические расстройства (изменение познавательных функций, эмоций, личности или поведения), которые устойчиво сохраняются и после периода непосредственного воздействия психоактивного вещества [21].
Таким образом, к последствиям употребления наркотиков относят острую интоксикацию, лекарственную зависимость, абcтинентный синдром, психические расстройства и амнестический синдром [21]. Применение допинга (наркотических анальгетиков) подрывает здоровье спортсменов [1].
Заключение
Таким образом, мотивационными аспектами для нелегального применения наркотических анальгетиков спортсменами является анальгезия и эйфория. Применение наркотических анальгетиков сопряжено с серьезным риском для здоровья спортсменов. Данная фармакологическая группа лекарственных препаратов приводит к развитию лекарственной зависимости, психическим расстройствам. При острой интоксикации может произойти остановка дыхания, как следствие – внезапная смерть во время соревнований.
Знания о механизме действия, фармакодинамике, побочных эффектах наркотических анальгетиков на организм спортсменов, правовой анализ запрещенного списка наркотиков РУСАДА будут способствовать повышению уровня правовой культуры, проведению санитарно-просветительной работы студентами медицинских вузов для решения социальных, этических, правовых и медицинских проблем, связанных с нелегальным применением допинга. Студенты-медики будут способны к противодействию применению фармакологического допинга (наркотических анальгетиков) в спорте и борьбе с ним.



