Синдром Лефгрена — клинический вариант саркоидоза, отражающий его острое начало и как правило — благоприятное течение с высокой вероятностью ремиссии, в т. ч. спонтанной.
Ключевые признаки синдрома Лефгрена:
- узловатая эритема;
- двусторонняя симметричная внутригрудная лимфаденопатия на рентгенограммах грудной клетки, выполненных в прямой проекции, имеющая характерный вид "крыльев бабочки";
- клинические (лихорадка, артралгии, потеря массы тела) и лабораторные (увеличение СОЭ, сывороточной концентрации С-реактивного белка, гиперфибри-ногенемия) маркеры острофазового ответа.
Данное сочетание симптомов впервые описано шведским интернистом Свеном Лефгреном (Sven Havlar Lofgren, 1910-1978). В своей докторской диссертации, защищенной в Стокгольме в 1946 г., С. Лефгрен подробно описал этиологические и патогенетические варианты узловатой эритемы у 185 пациентов, обследованных им лично: большинство данных, полученных в ходе выполнения указанной диссертационной работы, сохраняют определенное клиническое значение до настоящего времени.
С. Лефгрен был шестым ребенком в семье. После окончания школы с отличием изучал медицину в Karolinska institute (Стокгольм) и в 1935 г. получил лицензию на врачебную практику. Одиннадцать лет спустя после зашиты докторской диссертации получил звание доцента по внутренним болезням. В 1971 г. С. Лефгрену за заслуги было присвоено звание профессора, крайне редко присуждаемое в Швеции врачам, не работающим непосредственно в университетских клиниках. С. Лефгрен в течение всей жизни работал в Стокгольме в госпитале Святого Горана.
Его заслуги в области изучения саркоидоза были признаны медицинским сообществом: в 1963 г. ему было доверено руководство проведением Международного конгресса по саркоидозу в Стокгольме, который прошел с большим успехом и оказался рекордным по числу участников. С. Лефгрен был широко известен как выдающийся клиницист, его отличали верность профессии, преданность воспитавшей его научной клинической школе и неподдельный патриотизм.
Значение выделенного С. Лефгреном синдрома чрезвычайно велико: своевременное распознавание узловатой эритемы — его ключевого признака — сегодня позволяет рационально определить план обследования, который всегда должен включать рентгенографию и по возможности компьютерную томографию органов грудной клетки, как правило "открывающих" диагноз саркоидоза. Опыт обследования больших групп пациентов с узловатой эритемой показал, что саркоидоз нередко лидирует в структуре ее причин, заметно превосходя, в частности, ревматическую лихорадку и туберкулез, а также болезнь Крона. У представителей некоторых национальностей, проживающих в Средиземноморье (особенно у жителей Турции), одной из самых частых причин узловатой эритемы может также быть болезнь Бехчета. Необходимо помнить о возможности паранеопластической узловатой эритемы, а также о потенциальной связи ее приемом некоторых лекарственных препаратов (иодиды, бромиды, эстроген-содержащие препараты). Тем не менее зачастую узловатая эритема оказывается связанной именно с синдромом Лефгрена — "острым" вариантом клинического течения саркоидоза.
Типичная локализация узловатой эритемы — голени и тыльная поверхность стоп; расположение ее элементов в области голеностопных и коленных суставов — может значительно ограничивать их подвижность в связи с отеком и болезненностью. Элементы узловатой эритемы синюшны, горячи на ощупь; пациент может ощущать боль даже при легком прикосновении к ним. После регресса элементов узловатой эритемы рубцы не образуются, определенное время может сохраняться гиперпигментация.
Морфологически узловатая эритема представляет собой очаги септального панникулита, сочетающегося с продуктивным васкулитом. В отличие от вариантов специфического саркоидного поражения кожи (бляшки, папулы, ознобленная волчанка, подкожный саркоид Дарье—Русси) при морфологическом исследовании образцов ткани кожи, полученных при биопсии участков узловатой эритемы, саркоидных гранулем выявить не удается.
Узловатая эритема, как и синдром Лефгрена в целом, — маркер благоприятного течения саркоидоза с низким риском прогрессирования легочного интерстициального поражения, тем более развития внелеточных проявлений заболевания. Синдром Лефгрена с узловатой эритемой чаше наблюдается у женщин и носителей определенных вариантов генов главного комплекса гистосовместимости (HLA- DRB1*03 и HLADQB1*02), также кодирующих воспалительные цитокины (альфа-фактор некроза опухолей альфа) и молекулы адгезии (Е-селектин). Дальнейшее изучение генетических маркеров предрасположенности к синдрому Лефгрена чрезвычайно актуально, поскольку может позволить приблизиться к пониманию закономерностей, детерминирующих течение саркоидоза, и фармакологическому управлению ими. Синдром Лефгрена практически не встречается в ассоциации с маркерами неблагоприятного течения саркоидоза, в частности у афроамериканцев, у которых это заболевание характеризуется быстропрогрессирующим течением с развитием тяжело дыхательной недостаточности, инвалидизирующего поражения глаз со слепотой и разнообразных, нередко фатальных, внелегочных проявлений, например поражения сердца.
Синдром Лефгрена — надежный ориентир при принятии решения о тактике лечения саркоидоза. Назначение глюкокортикостероидов perosили внутривенно считают непоказанным; возможно местное применение их в виде мазей. С целью уменьшения выраженности болевого синдрома и устранения лихорадки применяют нестероидные противовоспалительные препараты. У большинства пациентов с синдромом Лефгрена наблюдаются спонтанная ремиссия или даже регресс саркоидного поражения внутригрудных лимфатических узлов без развития очевидной интерстициальной диссеминации.