Введение
Известно, что распространенность артериальной гипертензии (АГ) в российской популяции среди мужчин в возрасте 25–65 лет достигает 47% [1]. При этом показано, что избыточная масса тела, ожирение, АГ и гиперхолестеринемия являются ведущими факторами риска развития неблагоприятных сердечно-сосудистых событий [2, 3]. Ряд авторов свидетельствуют о наличии связи феномена нарушения и уменьшения длительности ночного сна с развитием ожирения, хронического воспаления, сахарного диабета и сердечно-сосудистых болезней [4], при этом остаются малоизученными ассоциации характера трудовой деятельности военнослужащих и полицейских с факторами сердечно-сосудистого риска.
Цель исследования: изучение частоты встречаемости АГ и взаимосвязи характера работы в ночные смены с факторами сердечно-сосудистого риска у сотрудников полиции.
Методы
Методом случайной выборки при проведении планового профилактического осмотра после получения информированного согласия были обследованы 202 сотрудника из числа мужчин среднего руководящего звена аппарата управления полиции. Медиана возраста обследованных составила 36,0 (22–54) лет. В соответствии с Российскими клиническими рекомендациями «Артериальная гипертензия у взрослых» [5] всем обследуемым производили измерение уровня артериального давления (АД), а также оценку основных и ряда дополнительных факторов сердечно-сосудистого риска. Проводилась антропометрия с расчетом индекса массы тела (ИМТ). Выполнялось измерение объема талии (ОТ) и объема бедер (ОБ), см. Определяли уровни общего холестерина сыворотки крови (ОХС) и триглицеридов (ТГ), холестерина липопротеидов низкой и высокой плотности (ЛПНП и ЛПВП). Также рассчитывали индекс и длительность курения. При оценке профессиональной деятельности учитывали среднее число ночных смен в месяц в течение последних 5 лет трудовой деятельности. Определение уровня личностной (ЛТ) и реактивной (РТ) тревожности осуществляли по методу Ч. Спилбергера и Ю.Л. Ханина (Ханин Ю.Л., 1976; Карелин В.В., 1999) на клиническом приеме в утренние часы. Кроме того, анализировали индекс качества ночного сна с применением Питтсбургского опросника (PSQI – Pittsburgh Sleep Quality Index), значение общего балла более 5 расценивали как подтверждение плохого качества сна.
При анализе количественных показателей рассчитывались среднее значение (М) и стандартное отклонение (±SD). Оценка нормальности распределения количественных показателей проводилась по критерию Шапиро–Уилка, равенство дисперсий в сравниваемых группах оценивалось по критерию Левина. В целях определения различий количественного показателя в сравниваемых группах при нормальном распределении и равенстве дисперсий в сравниваемых группах использовался t-критерий Стьюдента (при двух группах сравнения) или дисперсионный анализ (при трех и более группах сравнения). В случае трех и более групп сравнения в качестве апостериорного критерия использовался критерий Ньюмена–Кейлса. При несоблюдении условий нормальности распределения количественного показателя или при неравенстве дисперсий в сравниваемых группах использовались непараметрические аналоги: критерий Манна–Уитни (при двух группах сравнения) или критерий Крускала–Уоллиса (при трех и более группах сравнения). Исследование было одобрено локальным этическим комитетом.
При анализе качественных показателей строились таблицы сопряженности и рассчитывались частоты признака. Определение различий качественных показателей проводилось с помощью χ2-критерия Пирсона.
При анализе связи между двумя количественными показателями использовали параметрический и непараметрический корреляционные анализы. В случае нормального распределения изучаемых количественных признаков использовался корреляционный анализ Пирсона, при ненормальном распределении хотя бы одного из показателей использовался ранговый корреляционный анализ Спирмена.
Критическим уровнем статистической значимости принимался 0,05. Статистический анализ проводился с использованием пакета программ «Statistica 6.1» (StatSoft).
Исследование было выполнено на базе федерального государственного казенного учреждения – Медико-санитарной части Министерства внутренних дел Российской Федерации по Кемеровской области.
Результаты
Оптимальный уровень АД у сотрудников полиции был констатирован у 14, нормальный – у 27, высокое нормальное АД – у 16, АГ I степени – у 98, АГ II степени – у 38, АГ III степени – у 9 человек. Таким образом, общая частота встречаемости АГ составила 145 (71,78%). Приведенные данные свидетельствуют о повышенной по сравнению с общепопуляционными значениями частоте встречаемости АГ у сотрудников полиции, а также о достоверном (р<0,01) преобладании среди обследованных лиц с АГ больных АГ I степени.
В табл. 1 представлены количественные значения основных и ряда дополнительных факторов риска у здоровых полицейских и сотрудников, имеющих АГ.
В табл. 2 представлены качественные различия факторов сердечно-сосудистого риска у полицейских здоровых и больных АГ.
Из табл. 1–2 видно, что сотрудники полиции с наличием АГ отличаются от здоровых лиц повышенным ИМТ, абдоминальным типом отложения жировой клетчатки, увеличением уровня ЛТ, большей длительностью курения, неблагоприятными изменениями в липидном составе крови и ухудшением качества ночного сна. Кроме того, наличие суточного графика в режиме трудовой деятельности было высоко достоверно связано с превалированием АГ.
Результаты корреляционного анализа продемонстрировали четкие достоверные ассоциации стажа службы в органах внутренних дел с наличием ночных смен с ИМТ, длительностью курения, неблагоприятными изменениями липидного состава крови и уровнем АД у полицейских с АГ (табл. 3).
Обсуждение
В результате проведенного исследования выявлена повышенная частота встречаемости АГ у сотрудников полиции по сравнению с общепопуляционными значениями жителей России соответствующего возраста.
Подтверждены прямые ассоциации факторов сердечно-сосудистого риска, суточного режима работы с нарушением ночного сна и наличием АГ у сотрудников полиции. Ряд авторов установили, что характер работы в суточном режиме повышает риск несчастных случаев на рабочем месте, вызывает депрессию иммунной системы, развитие диабета 2 типа, увеличение массы тела, некоторые виды рака, беспокойство, повышенное употребление алкоголя, нарушения сна, функции опорно-двигательного аппарата и желудочно-кишечного тракта [6].
В систематический обзоре, охватившем 173 тыс. человек, было сообщено о повышенном риске сердечно-сосудистых заболеваний среди сменных работников по сравнению с дневными работниками, при этом риск заболеваний увеличивался на 7,1% за каждые дополнительные пять лет воздействия [7]. Было показано, что биологические эффекты риска сердечно-сосудистых заболеваний у сменных работников могут быть связаны с острым изменением уровня симпатоадреналового возбуждения, холестерина, мочевой кислоты, глюкозы и калия вследствие неблагоприятной экскреции катехоламинов. Кроме того, работа в ночную смену может ассоциироваться с повышенным риском системного воспаления [8].
Заключение
Трудовая деятельность в условиях многолетнего суточного режима с наличием ночных смен у сотрудников полиции связана с повышенной частотой развития АГ, увеличением ИМТ, нарушением сна, курением и неблагоприятными сдвигами в липидном составе крови.