ISSN 2073–4034
eISSN 2414–9128

Хроматография мочи при заболеваниях кожи

Н.О. Артемьева (1), Е.В. Свечникова (1, 3), Ю.В. Максимова (1, 4), В.Н. Максимов (1, 2)

1) Новосибирский государственный медицинский университет, Новосибирск, Россия; 2) Научно-исследовательский институт терапии и профилактической медицины – филиал ФГБНУ «Федеральный исследовательский центр ”Институт цитологии и генетики“ Сибирского отделения РАН, Новосибирск, Россия; 3) Поликлиника № 1 УДП РФ, Москва, Россия; 4) Городская клиническая больница № 1, Новосибирск, Россия
Обоснование. Для оценки экскретируемых веществ используется метод хроматографии мочи – стандартный скрининг мочи на наследственные болезни обмена, входящий в арсенал медико-генетической службы еще с конца прошлого века. Обнаруженные изменения уровней экскретируемых веществ относительно нормы позволяют модифицировать рацион питания пациентов с коллагенопатиями.
Цель исследования: оценка изменений содержания экскретируемых веществ у пациентов в возрасте от 1 года до 5 лет с диагнозом «дисплазия соединительной ткани (НДСТ)» при помощи метода хроматографии мочи.
Методы. Проведен разбор скрининга мочи (экскреция аминокислот) 20 пациентов в возрастном диапазоне от 1 года до 5 лет с диагнозом НДСТ. Для обнаружения экскретируемых метаболитов в исследовании провели скрининг, состоявший из 15 качественных и полуколичественных тестов, хроматографии 12 аминокислот и 6 сахаров, а также электрофореза
4 гликозаминогликанов (ГАГ).
Результаты. У 7 обследуемых детей было выявлено повышение уровня ГАГ в моче. В 5 случаях отмечено повышение содержания глюкуроновой кислоты. У всех 20 пациентов обнаружена гипераминоацидурия. Дополнительное обследование на содержание в крови витаминов D и В6 показало, что 2 пациента были дефицитны по витамину В и все 20 – по витамину D. Выявлено 9 случаев гиперэкскреции цистина, из которых в 7 отмечено повышение экскреции ГАГ в моче. Выявлены 4 пациента с гиперэкскрецией гистидина. В исследовании отмечено 9 случаев гиперэкскреции лизина, из которых 4 ассоциированы с повышением содержания гистидина. Отмечено, что у 7 больных с высоким уровнем ГАГ и наличием оксипролина в моче наблюдалась более яркая клиническая симптоматика, при нормальном содержании оксипролина и повышенном ГАГ у
5 человек симптомы были менее выражены. Кроме того, помимо кожных изменени, у троих данной группы отмечены частые
инфекции.
Заключение. Таким образом, при помощи метода хроматографии мочи у всех 20 пациентов в возрастном диапазоне от 1 года до 5 лет с диагнозом НДСТ обнаружены изменения содержания экскретируемых веществ в моче.

Ключевые слова

нарушение обмена веществ
хроматография мочи
недифференцированная дисплазия соединительной ткани

Введение

Все процессы, протекающие в организме человека, и их отклонения от физиологической нормы можно оценить как при осмотре, так и при оценке лабораторных и инструментальных данных. Кожа – это один из органов, который первый сигнализирует нам об особенностях метаболических процессов, протекающих в организме. Цвет, целостность, увлажненность, состояние придатков кожи (ногти волосы), запах – все это необходимо учитывать на этапах постановки диагноза.

Основным компонентом соединительной ткани является белок коллаген. Для поддержания коллагена и его оптимального функционирования в организме необходимо оценивать в крови уровень общего белка и экскрецию аминокислот с мочой (хроматография мочи), уровень витаминов группы В (В1, В2, В3, В6), витаминов С, D, Е, а также оценивать в организме содержание таких микро- и макроэлементов, как медь, цинк, селен, марганец, фтор, ванадий, кремний, бор, кальций, фосфор, магний [1–3].

Цель исследования: оценка изменений содержания экскретируемых веществ у пациентов в возрасте от 1 года до 5 лет с диагнозом «недифференцированная дисплазия соединительной ткани» (НДСТ) при помощи метода хроматографии мочи.

Методы

В исследовании проведен разбор скрининга мочи (экскреция аминокислот) 20 пациентов в возрастном диапазоне от 1 года до 5 лет с диагнозом НДСТ.

Для оценки экскретируемых веществ использовали метод хроматографии мочи – стандартный скрининг мочи на наследственные болезни обмена, входящий в арсенал медико-генетической службы еще с конца прошлого века (Приказ Минздрава России № 316 от 30.12.1993) [4]. Обнаруженные изменения экскретируемого вещества относительно нормы позволяют модифицировать рацион питания пациентов с коллагенопатиями.

Баланс веществ, поступающих в организм человека, обусловлен процессами пищеварения, которые включают переваривание и всасывание нутриентов, их переработку и включение в обменные процессы, а также процессами экскреции из организма. Для обнаружения экскретируемых метаболитов в исследовании использовали скрининг, состоящий из 15 качественных и полуколичественных тестов, хроматографии 12 аминокислот и 6 сахаров, а также электрофорез 4 гликозаминогликанов (ГАГ).

Исследовалась случайная порция мочи (не менее 100 мл).

После поступления в лабораторию мочу замораживали и выдерживали в течение 3 часов. После размораживания мочи исследование проводили в два этапа. На первом проводили качественные и полуколичественные тесты, представленные в табл. 1, позволившие выявить отклонения в основных циклах обмена веществ, которые делятся на органические, неорганические вещества и кофакторы.

100-1.png (97 KB)

Органические вещества, входящие в состав человеческого организма, представлены в табл. 2.

100-2.png (39 KB)

При анализе соотношения аминокислот и углеводов, выявленных с помощью хроматографии мочи, можно скорректировать диету пациента.

После проведения качественных и полуколичественных тестов проводили второй этап скрининга методом хроматографии мочи на содержание в ней аминокислот и сахаров, указанных в табл. 3.

101-1.png (70 KB)

Для пациентов с выявленными изменениями содержания сахаров как в качественных и полуколичественных тестах, так и при хроматографии для исключения сахарного диабета рекомендовано дополнительно определять уровень глюкозы натощак, а для оценки длительности изменения уровня сахара в крови – уровень гликированного гемоглобина.

После проведения хроматографии мочи на содержание в ней аминокислот проводили взвешивание выделенных методом электрофореза ГАГ, представленных в табл. 4.

102-1.png (308 KB)

ГАГ, содержащиеся в составе протеогликанов, входят в состав межклеточного вещества соединительной ткани, содержатся в костях, синовиальной жидкости, стекловидном теле и роговице глаза. К представителям ГАГ относятся гиалуроновая кислота, хондроитинсульфат, дерматансульфат, кератансульфат и гепарансульфат. Вместе с волокнами коллагена и эластина протеогликаны образуют соединительнотканный матрикс (основное вещество). При подборе рациона нужно учитывать уровень ГАГ, т.к. их повышение может свидетельствовать о ферментативной недостаточности у детей при употреблении продуктов, состоящих из чужеродных животных белков. Так, у 7 обследуемых детей было выявлено повышение уровня ГАГ в моче. Из их анамнеза было выявлено, что их рацион составляли преимущественно мясные продукты с минимальным количеством клетчатки [5]. После подбора низкобелкового питания с ограничением количества продуктов, содержащих белок (курица, рыба, мясо, яйцо), отмечено улучшение по данным хроматографии мочи через 4 недели от момента коррекции питания. Для пациентов, из чьего рациона была исключена рыба, дополнительно были назначены Омега-3 жирные кислоты под контролем переносимости.

Глюкуроновая кислота является метаболитом ГАГ, входящих в состав углеводно-белковых комплексов (состав межклеточного вещества). Образуется при окислении D-глюкозы и является одним из ключевых компонентов пигментного обмена в печени. Повышение уровня глюкуроновой кислоты говорит о распаде ГАГ. Динамика снижения концентрации глюкуроновой кислоты может свидетельствовать о стихании воспалительного процесса при органосохраняющих операциях [6, 7]. Витамин С принимает участие в образовании мукополисахаридов соединительной ткани (гиалуроновая и хондроитинсерная кислоты). В пяти случаях отмечено повышение содержания данной кислоты среди выборки пациентов.

Результаты теста с ЦТАБ повышены при мукополисахаридозах (группа заболеваний, поражающих соединительную ткань, сосуды и суставы), заболеваниях почек с протеинурией, выраженном разрушении соединительной ткани (особенно при рахите, синдроме мальабсорбции с остеомаляцией, злокачественных новообразованиях с обширными метастазами, при синдроме Марфана и т.д.). В данном исследовании пациентов с положительным тестом выявлено не было.

Гипераминоацидурия может свидетельствовать о снижении уровня витаминов D и В6 в организме. В исследуемой группе у всех 20 пациентов обнаружена гипераминоацидурия. Дополнительное обследование на содержание в крови витаминов D и В6 показало, что 2 пациента были дефицитными по витамину В и все 20 – по витамину D. Пациентам назначены корректирующие дозировки витаминов. Отмечено улучшение состояния кожи в первые 3 недели от момента применения. Следует отметить, что у пациентов на фоне длительных элиминационных диет часто возникают дефициты витаминов, а также микро- и макроэлементов.

Экскреция цистина повышается при избыточном употреблении белка и соли, поэтому при обнаружении цистина в моче потребление белка и соли нужно снижать до 5 г/сут. и убирать из рациона продукты с высоким ее содержанием [8]. В исследованиии были выявлены 9 пацентов с гиперэкскрецией цистина, также у 7 из них было отмечено повышение экскреции ГАГ в моче. Таким детям рекомендовано придерживаться рациона питания с низким содержанием белка (т.к. цистин образуется при метаболизме метионина) и натрия. При цистинурии рекомендовано снизить количество животного белка в день, ограничить употребление продуктов, богатых белком (яйца, мясо, курица, субпродукты, сыры, сливки). Рацион пациентов, в моче которых обнаружено повышенное содержание цистина, должен содержать овощи, зелень, фрукты и злаки.

Гистидин – гетероциклическая аминокислота; незаменимая аминокислота для растущего организма. Входит в состав гемоглобина, необходим для производства клеток крови. Гистидин в терапевтической дозе улучшает состояние кожного барьера. Является предшественником гистамина. В данном исследовании выявлены 4 пациента с гиперэкскрецией гистидина.

Лизин находится в составе практически всех животных белков. Недостаток лизина приводит к задержке роста, расстройствам кровообращения, снижению содержания гемоглобина в крови. Лизин в сочетании с витамином С и пролином снижает уровень липопротеидов низкой плотности. В исследовании отмечено 9 случаев гиперэкскреции лизина, из которых 4 ассоциированы с повышением содержания гистидина.

При появлении пролина в моче учитывается, что это гетероциклическая аминокислота, участвующая в синтезе коллагена и способствующая поддержанию нормального состояния соединительной ткани. Оксипролин – основная аминокислота коллагена, позволяет оценить катаболизм белка; увеличение свободного оксипролина говорит о нарушении синтеза коллагена. Отмечено, что у 7 пациентов с высоким уровнем ГАГ и наличием оксипролина в моче наблюдалась более яркая клиническая симптоматика, при нормальном содержании оксипролина и повышенном ГАГ у 5 человек симптомы были менее выражены. Кроме того, помимо кожных изменений у 3 пациентов данной группы отмечены частые инфекции.

При оценке состояния функции почек не было обнаружено изменений уровней креатинина, мочевины, мочевой кислоты в крови всех пациентов в исследуемой группе. Пациентам был скорректирован рацион питания (при гиперэкскреции аминокислот выше нормы элиминируют продукт с ее повышенным содержанием) (табл. 5).

Результаты

Так, у 7 обследуемых детей выявлено повышение уровня ГАГ в моче. В 5 случаях отмечено повышение содержания глюкуроновой кислоты.

В исследуемой группе у всех 20 пациентов обнаружена гипераминоацидурия. Дополнительное обследование на содержание в крови витаминов D и В6 показало, что 2 пациента были дефицитными по витамину В и все 20 – по витамину D. Пациентам были назначены корректирующие дозировки витаминов. Отмечено улучшение состояния кожи в первые 3 недели от момента применения. У 9 пациентов обнаружена гиперэкскреция цистина, у 7 из них отмечено повышение экскреции ГАГ в моче. Выявлены 4 пациента с гиперэкскрецией гистидина. В исследовании отмечено 9 случаев гиперэкскреции лизина, из которых 4 ассоциированы с повышением содержания гистидина. Отмечено, что у 7 пациентов с высоким уровнем ГАГ и наличием оксипролина в моче наблюдалась более яркая клиническая симптоматика, у 5 при нормальном содержании оксипролина и повышенном ГАГ симптомы были менее выражены. Кроме того, помимо кожных изменений у трех пациентов в данной группе отмечены частые инфекции.

Обсуждение

Исходя из обнаруженных изменений уровней экскретируемых веществ относительно нормы у пациентов в возрасте от 1 года до 5 лет с диагнозом «недифференцированная дисплазия соединительной ткани» (НДСТ), метод хроматографии мочи в перспективе возможно использовать с целью модификации рациона питания пациентов с коллагенопатиями.

Заключение

Таким образом, при помощи метода хроматографии мочи (экскреция аминокислот) у всех 20 пациентов в возрастном диапазоне от 1 года до 5 лет с диагнозом НДСТ были обнаружены изменения содержания экскретируемых веществ в моче.

Список литературы

1. Яковлев В.М., Нечаева Г.И., Мартынов А.И., Викторова И.А. Дисплазия соединительной ткани в практике врачей первичного звена здравоохранения: Руководство для врачей. М., 2016. 520 с.

2. Национальные рекомендации российского научного медицинского общества терапевтов по диагностике, лечению и реабилитации пациентов с дисплазиями соединительной ткани. Медицинский вестник Северного Кавказа. 2016;11(1):2–76.

3. Кадурина Т.И., Аббакумова Л.Н. Элементный статус и особенности течения дисплазии соединительной ткани у детей. Педиатрические аспекты дисплазии соединительной ткани. Достижения и перспективы: Росс. сб. научн. трудов с междунар. уч., вып. 2. Под ред. С.Ф. Гнусаева, Т.И. Кадуриной, А.Н. Семячкиной. М., Тверь, СПб., 2011. С. 39–46.

4. Краснопольская К.Д. Наследственные болезни обмена веществ. М., 2005. 290 с.

5. Свечникова Е.В., Максимова Ю.В., Куприяно-ва Л.Я. и др. Опыт применения количественных и полуколичественных тестов и хроматографии мочи для коррекции диеты детей с атопическим дерматитом. Кремлевская медицина. Клинический вестник. 2015;2:146–51.

6. Биохимия межклеточного матрикса (соединительной ткани). Биохимия. Учебник. Под ред. Е.С. Северина. М., 2004. С. 703–8.

7. Юлдашев С.М., Валиев А.Г., Юлдашев М.Т. Динамика изменений содержания глюкуроновой кислоты в моче как биохимический показатель эффективности лечения больных с травматическими повреждениями почек. Медицинский вестник Башкортостана. 2010;5(2):45–47.

8. Клиническое руководство по лабораторным тестам. Под ред. Н.У. Тица. М., 2003. 942 с.

Об авторах / Для корреспонденции

Автор для связи: Н.О. Артемьева, ассистент кафедры медицинской генетики и биологии, Новосибирский государственный медицинский университет, Новосибирск, Россия; natalya.artemeva.89@mail.ru
Адрес: 630091, Россия, Новосибирск, Красный пр-т, 52

ORCID:
Н.О. Артемьева, https://orcid.org/0000-0002-5619-6757
Е.В. Свечникова, https://orcid.org/0000-0002-5885-4872
Ю.В. Максимова, https://orcid.org/0000-0002-9094-1714
В.Н. Максимов, https://orcid.org/0000-0002-7165-4496

Также по теме

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.