К вопросу о повышении удовлетворенности пациентов результатами косметологических процедур
Обоснование. На сегодняшний день нередко встречаются пациенты, оставшиеся неудовлетворенными полученными косметологическими результатами, в связи с чем особую актуальность приобретает изучение причин недовольства пациентов полученными результатами, а также путей повышения удовлетворенности пациентов косметологической помощью.Н.Н. Николаева, И.О. Малова
Цель исследования: изучить удовлетворенность пациентов косметологической помощью по динамике показателей самоотношения пациентов в процессе оказания комплексной косметологической программы по сравнению с традиционной косметологической программой.
Методы. Клинический осмотр, клиническая беседа, опросник самоотношения В.В. Столина, С.Р. Пантилева. Показатели самоотношения (аутосимпатия, самопринятие) расценивались как маркеры удовлетворенности пациента. Изменение удовлетворенности пациентов результатом косметологической помощи оценивалось по динамике показателей самоотношения с использованием методов математической статистики (критерий Уилкоксона, t-критерий Стьюдента).
Результаты. В ходе исследования было выявлено проблемное самоотношение у 77,1% пациентов, не удовлетворенных результатами прежних косметологических вмешательств. Оказание комплексной (включающей психологическую коррекцию) косметологической помощи данным пациентам способствовало повышению удовлетворенности пациентов полученными результатами косметологических вмешательств, о чем свидетельствуют статистически значимые различия показателей самоотношения (как маркеров удовлетворенности) в основной группе до и после комплексной коррекции, а также в сравнении с контрольной группой, где психологическая помощь не оказывалась.
Заключение. Применение косметологом комплексной косметологической программы, включившей косметологические процедуры и психологическую коррекцию, способствовало оптимизации самоотношения и повышению удовлетворенности пациентов результатами косметологической помощи.
Ключевые слова
Список литературы
1. Бреслав Г.Э. Психокосметология: задачи и проблемы. Экспериментальная и клиническая дерматокосметология. 2010;4:23–25.
2. Пантилеев С.Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система. М., 1991. 100 с.
3. Лабунская В.А. Самооценка внешнего облика на различных этапах жизненного пути. Развитие психологии в системе комплексного человекознания. М., 2012. Ч. 1. С. 331–38.
4. Сац Е.А., Слободчиков И.М. Особенности самосознания у женщин-клиентов косметологических услуг. Современные проблемы науки и образования. 2015;1:15–63.
5. Сац Е.А. Анализ самооценки клиентов косметологической медицины. Дискуссия. Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2012;11:142–45.
6. Столин В.В., Пантилеев С.Р. Опросник самоотношения. В кн.: Практикум по психодиагностике. Психодиагностические материалы. Под ред. Бодалева А.А., Карлинской И.М., Столина В.В., Пантилеева С.Р. М., 1988. С. 123–30.
7. Dalgard F., Gieler U., Lucia T-A., et al. The psychological burden of skin diseases: a cross-sectional multicenter study among dermatological out-patients in 13 European countries. J Invest Dermatol. 2015;135:984–991. doi: 10.1038/ jid.2014.530.
8. Ryu E.J., Jeon H.H. The effects of beauty-related college students’ self-efficacy on the academic adjustment and the career maturity. Journal of the Korean Society of Design Culture. 2015; 21:307–20.
9. Николаева Н.Н. Психологические аспекты в практике косметолога. Иркутск, 2018. 220 с.
Об авторах / Для корреспонденции
Автор для связи: Наталья Николаевна Николаева, к.м.н., магистр психологии, косметолог, психолог, директор центра психологического консуль- тирования и косметологии ООО «БЬЮТИ-МЕДЭКСПЕРТ», Иркутск, Россия; 999534@bk.ru">href="mailto:999534@bk.ru">999534@bk.ru
ORCID:
Николаева Н.Н. (Nikolaeva N.N.), https://orcid.org/0000-0001-6443-8288
Малова И.О. (Malova I.O.), https://orcid.org/0000-0002-5078-1955