Хронический бронхит и принципы терапии его осложнений
Хронический бронхит (ХБ) — широко распространенное заболевание, которым страдают от 10 до 25 % взрослого населения [1]. ХБ представляет собой прогрессирующее заболевание, для которого характерно хроническое рецидивирующее течение с периодическими обострениями.
Пациенты с ХБ, как правило, переносят от 1 до 4 и более обострений в течение года, из которых около 80 % имеют инфекционную природу. Обострения являются одним из основных факторов, определяющих качество жизни больных и темпы прогрессирования заболевания.
Диагноз обострения ХБ обычно устанавливается клинически по наличию одного или более симптомов из числа следующих:
- усиление одышки;
- учащение кашля;
- увеличение объема, степени гнойности или вязкости мокроты [2].
При обострении ХБ, вызванном бактериальной инфекцией, основным методом лечения является эмпирическая антибактериальная терапия.
При выборе антимикробного препарата необходимо учитывать:
- активность лекарственных средств в отношении наиболее часто встречающихся возбудителей с учетом возможной антибиотикорезистентности;
- тяжесть обострения;
- фармакокинетические свойства препарата (способность к проникновению в ткань легких, длительность действия);
- нежелательные побочные явления;
- фармакоэкономические аспекты [3].
Обострения ХБ подразделяют на несколько типов (см. таблицу). Представленная классификация обострений имеет важное практическое значение, т. к. помогает прогнозировать наиболее вероятный спектр возбудителей, вызвавших развитие обострения, а также решать вопрос о подборе оптимального антибактериального препарата и критериях оценки эффективности антибиотико- терапии. Выбор препаратов для антимикробной терапии определяется их активностью в отношении основных микроорганизмов, инициирующих развитие инфекционных обострений ХБ.
Таблица. Варианты инфекционных обострений ХБ и их антибиотикотерапия.
Поскольку при неосложненном обострении ХБ основными патогенами являются H. influenzae, S. pneumoniae и M. catarrhalis, препаратами выбора считаются амоксициллин и современные макролиды [2].
Результаты лечения и бактериологическая эффективность этих групп препаратов сопоставимы. При этом макролиды в отличие от амоксициллина не разрушаются β-лактамазами, продуцируемыми таким частым возбудителем инфекций респираторного тракта, как Н. influenzae [4].
Макролиды обладают высокой эрадикационной активностью в отношении как основных возбудителей ХБ, так и атипичных микроорганизмов (хламидии, микоплазмы), которые также могут являться причиной инфекций нижних дыхательных путей. Считается, что около 10 % обострений ХБ и хронической обструктивной болезни легких обусловлены атипичной флорой [5].
К преимуществам макролидов также относятся меньшая кратность применения, возможность более коротких курсов лечения, редкое проявление нежелательных реакций. При использовании макролидов не отмечено случаев нефротоксичности, токсического влияния на кроветворение, хрящевую ткань, центральную нервную систему. Тяжелые токсико-аллергические синдромы, анафилактические реакции и антибиотик-ассоциированная диарея, свойственные многим другим классам антимикробных препаратов, при лечении макролидными антибиотиками встречаются крайне редко [6].
Заслуживает внимания и иммуномодулирующее действие макролидов. Отмечается положительное влияние рокситромицина, кларитромицина и азитромицина на показатели иммунной системы. В связи с этим в подавляющем большинстве случаев при обострении неосложненного ХБ макролиды могут рассматриваться как средство первой линии лечения [7].
Место рокситромицина в лечении ХБ
При лечении обострений ХБ из числа макролидов в России традиционно чаще назначают кларитромицин и азитромицин. Однако клинический эффект еще одного представителя этой группы антимикробных средств — рокситромицина — практически не отличается для больных ХБ от такового других макролидов (азитромицина, кларитромицина, джосамицина) и β-лактамов — амоксициллина/клавуланата и цефаклора [8]. Несмотря на то что in vitro рокситромицин проявляет относительно невысокую активность в отношении H. influenzae, клиническая эффективность этого антибиотика для пациентов с инфекциями респираторного тракта, вызванными данным микроорганизмом, составляет, по данным мета-анализа контролируемых исследований, около 80 % [9].
Эффективность рокситромицина при остром бронхите и неосложненных обострениях ХБ составляет 83-95 %. По этому показателю рокситромицин, согласно результатам контролируемых исследований, не уступает амоксициллину, цефаклору, эритромицину, азитромицину и доксициклину [9, 10]. Согласно данным еще одного исследования, рокситромицин при респираторных инфекциях разной локализации по эффективности не отличался от амоксициллина/клавуланата, при этом характеризовался лучшей переносимостью [11]. В другом контролируемом исследовании при инфекциях нижних дыхательных путей, среди которых преобладали хронические и острые бронхиты, рокситромицин оказался существенно более эффективным (100 %), чем кларитромицин (82 %) [12].
Как и другие макролиды, рокситромицин реализует свое антимикробное действие за счет связывания с 50S-субъединицей рибосом бактериальных клеток и нарушения синтеза белка. При этом он обладает постантибиотическим эффектом в отношении таких возбудителей, как S. pneumoniae, S. aureus, S. pyogenes и H. influenzae [13].По данным некоторых авторов, рокситромицин оказывает противовоспалительное действие. Считается, что этот эффект может быть связан с его способностью ингибировать выработку цитокинов и антиоксидантными свойствами [14]. Согласно данным экспериментальных исследований, по выраженности противовоспалительного эффекта рокситромицин превосходит кларитромицин и азитромицин [15].
По сравнению с эритромицином при приеме внутрь рокситромицин имеет более высокую биодоступность. Он является более устойчивым к действию кислоты желудочного сока, быстрее и полнее всасывается в желудочнокишечном тракте. Пища, как правило, не влияет на степень абсорбции рокситромицина, но может понижать ее скорость [16]. Максимальная концентрация препарата в плазме крови достигается через 2 часа после перорального приема в дозе 150 мг [17].
Стандартная доза рокситромицина составляет 300 мг в день. Причем, по данным рандомизированного исследования, которое включило 1588 пациентов с различными инфекциями, эффективность антибиотика одинаково высока при назначении однократно в дозе 300 мг или в 2 приема по 150 мг [18].
Благодаря улучшенным параметрам абсорбции и распределения рокситромицин обеспечивает более высокие концентрации в тканях и жидкостях организма по сравнению с другими макролидами. Высокие уровни препарата, превышающие МПК90 для чувствительных микроорганизмов, создаются в миндалинах, придаточных пазухах носа, легких, а также в других органах и средах [19].
Рокситромицин хорошо проникает внутрь клеток, особенно в нейтрофильные лейкоциты и моноциты, стимулируя их фагоцитарную активность. Отношение концентраций антибиотика в цитоплазме ней- трофилов и внеклеточной жидкости для рокситромицина составляет 21,9, а для эритромицина - около 6,6. Накопление рокситромицина также отмечается в альвеолярных макрофагах [20].
Важным достоинством рокситромицина является его хорошая переносимость. Нежелательные реакции развиваются лишь среди 3-4 % пациентов, причем в 75-80 % случаев - это легкие диспепсические явления [8].
Рокситромицин в меньшей, чем эритромицин, степени угнетает систему цитохрома Р450. Следовательно, ниже вероятность его взаимодействия с препаратами, метаболизирующимися в печени при участии микросомальных ферментов. В исследованиях не выявлено клинически значимого взаимодействия данного антибиотика с варфарином, оральными контрацептивами и карбамазепином [21].
Результаты фармакоэкономического исследования свидетельствуют, что применение рокситромицина при инфекциях нижних дыхательных путей, в т. ч. при ХБ, является более предпочтительным по сравнению с амоксициллином/клавуланатом, если оценивать данные препараты по критерию стоимость-эффективность [22].
В настоящее время на российском фармацевтическом рынке представлено несколько торговых наименований препарата рокистромицин. При выборе лекарственного средства для конкретного больного всегда следует помнить, что эффективность и безопасность лечения напрямую зависят от качества производства (Lindopharm GmbH). Одним из наиболее качественных генериков рокситромицина является препарат Эспарокси, производимый в Германии. Он биоэквивалентен оригинальному рокситромицину и широко применяется в европейских странах.
С точки зрения фармакоэкономики применение Эспарокси при обострении неосложненного ХБ на сегодняшний день является предпочтительным, т. к. при западноевропейском качестве его стоимость ниже, чем таковая оригинального препарата и других генериков рокситромицина.
Препараты для улучшения отхождения мокроты
Помимо антимикробной терапии важными компонентами комплексного лечения обострений ХБ являются муколитические и отхаркивающие средства. Они особенно показаны в тех случаях, когда пациент жалуется на трудноотделяемую мокроту [3]. Наличие густой и вязкой мокроты снижает качество жизни пациента и является препятствием к проникновению антибиотиков в слизистую оболочку бронхов и бронхиальный секрет. Совместное применение средств, облегчающих отхождение мокроты, и антибиотиков вдвое сокращает продолжительность непродуктивного изнуряющего кашля [23].
Среди муколитических препаратов предпочтение в настоящее время обычно отдают амброксолу и ацетилцистеину. Причем ацетилцистеин можно применять и в периоды между обострениями. Благодаря антиоксидантным свойствам ацетилцистеина при его длительном курсовом применении больными ХБ снижается частота и тяжесть обострений [3].
Муколитики во многих случаях целесообразно сочетать с препаратами, обладающими отхаркивающим эффектом. Это позволяет воздействовать на различные патогенетические механизмы заболевания, сводить к минимуму количество и кратность приема каждого из лекарств и снижать риск побочных эффектов. В качестве отхаркивающих медикаментов обычно используют растительные препараты, содержащие экстракты термопсиса, солодки, девясила, алтея, тимьяна, плюща или подорожника.
Одним из наиболее сбалансированных по составу препаратов с отхаркивающим действием является сироп Эвкабал (Esparma, Германия). В его состав входят жидкие экстракты подорожника и тимьяна (чабреца).
Отхаркивающее действие эфирного масла и других биологически активных веществ чабреца обусловлено ферментированием вязкого секрета и повышением активности мерцательного эпителия. Коллоидное состояние мокроты могут также изменять поверхностноактивные вещества эфирного масла тимьяна. Спазмолитический эффект флавоноидов чабреца обеспечивает умеренную бронходилатацию, уменьшение одышки. При этом благодаря наличию в его составе фитонцидов экстракт чабреца оказывает бактерицидное и бактериостатическое действия в отношении ряда грамположительных и грамотрицательных микроорганизмов.
Растительные муцины подорожника обладают способностью защищать поврежденную слизистую оболочку бронхов от раздражения, уменьшая сухой, непродуктивный кашель. Препарат Эвкабал выпускается также в виде эмульсии, содержащей эвкалиптовое и хвойное эфирные масла. Эмульсия Эвкабал применяется для ингаляций, ванн или растираний. Эфирные масла эвкалипта и хвои сосны обладают неспецифическим антибактериальным, противовирусным, противовоспалительным действиями, активизируют кровообращение, способствуют разжижению бронхиального секрета и ослаблению катаральных явлений в респираторных путях.
Таким образом, растительные компоненты сиропа Эвкабал влияют на ряд важных звеньев патогенеза обострений ХБ и могут быть включены в комплексную терапию данного заболевания.