ISSN 2073–4034
eISSN 2414–9128

Рациональность применения эссенциальных фосфолипидов для лечения НАЖБП

В.В. Цуканов, А.В. Васютин, Ю.Л. Тонких

Федеральный исследовательский центр “Красноярский научный центр”» Сибирского отделения Российской академии наук» (ФИЦ КНЦ СО РАН), «Научно-исследовательский институт медицинских проблем Севера» (НИИ МПС), Красноярск, Россия
Анализ современных международных и отечественных рекомендаций позволяет сделать вывод, согласно которому к ведущим нелекарственным методам лечения неалкогольной жировой болезни печени относятся применение низкокалорийной диеты с достаточным количеством полиненасыщенных жиров и дозированных физических нагрузок с целью снижения массы тела. Среди лекарственных препаратов ведущие позиции занимают инсулиновые сенситайзеры, эссенциальные фосфолипиды (Эссенциале форте Н) и антиоксиданты (витамин Е).

Ключевые слова

неалкогольная жировая болезнь печени
эссенциальные фосфолипиды

Тотальная эпидемия ожирения привела к быстрому росту частоты неалкогольной жировой болезни печени (НАЖБП) [1]. Сложность курирования пациентов с этой патологией обусловлена наличием нескольких фенотипов заболевания, которые включают стеатоз, стеатогепатит, фиброз, цирроз и возможную ассоциацию с сахарным диабетом 2 типа, гиперлипидемиями и сердечно-сосудистой патологией [2]. Течение НАЖБП может быть неблагоприятным. В США неалкогольный стеатогепатит (НАСГ) вышел на второе место среди причин трансплантации печени [3]. В связи с этим методы лечения НАЖБП привлекают всеобщее внимание и быстро развиваются [4, 5].

Авторы систематического обзора, посвященного диагностике НАЖБП, обратили внимание на целесообразность анализа всех возможных причин, обусловливающих гепатит, и заключили, что НАЖБП – это диагноз исключения [6]. В настоящее время установлено, что диагностическая ценность ультразвукового исследования и компьютерной томографии отчетливо уступает магнито-резонансной спектроскопии. У всех пациентов необходимо уточнять выраженность фиброза печени, для чего чаще используют эластометрию и серологические маркеры, а при необходимости сложной дифференциальной диагностики – биопсию печени с последующим морфологическим исследованием [7]. Диагностический алгоритм НАЖБП адекватно представлен в европейском гайдлайне по этой патологии (см. рисунок) [8].

Лечение НАСГ заключается в применении дозированных физических нагрузок, модификации диеты, снижении массы тела, использовании инсулиновых сенситайзеров, назначении препаратов с цитопротективной активностью и антиоксидантов [9]. Рекомендации Российского общества по изучению печени и Российской гастроэнтерологической ассоциации считают возможным из препаратов с цитопротективной активностью использовать для лечения НАЖБП эссенциальные фосфолипиды, уродезоксихолевую кислоту, адеметионин, глицеризиновую кислоту и препараты, содержащие уровень силибинина [10]. Важное положение состоит в необходимости достаточно длительной, по крайней мере в течение года, непрерывной терапии патологии.

Z.M. Younossi и соавт. объясняют такой подход тесной ассоциацией НАЖБП с метаболическим синдромом, который в большинстве случаев требует многолетнего лечения [2].

В настоящее время накоплен большой материал, который позволяет констатировать, что применение препаратов полиненасыщенных жирных кислот (ПНЖК) считается важной стратегией терапии НАЖБП [11]. Патофизиологическое обоснование этого подхода носит фундаментальный характер. Современные работы демонстрируют, что в печени больных НАЖБП увеличено содержание всех основных классов липидов, включая нейтральные и мембранные липиды [12]. Качественный анализ композиции липидов демонстрирует повышенное содержание насыщенных жирных кислот и снижение количества ω-3 и ω-6 жирных кислот [13]. Низкое содержание ω-3 жирных кислот приводит к дисрегуляции функции печени, проявляющейся в нарушении синтеза и обмена липидов, что в свою очередь ведет к развитию воспаления и фиброза [14]. В эксперименте на мышах было показано, что фосфатидилхолин действует как агонист ядерного рецептора LRH-1, который регулирует биосинтез желчных кислот. Применение фосфатидилхолина повышает содержание желчных кислот, снижает уровень печеночных триглицеридов и сывороточной глюкозы, уменьшает стеатоз печени и улучшает гомеостаз глюкозы [15].

В последние годы выполнена целая серия клинических исследований эффективности препаратов ПНЖК у пациентов с НАЖБП. Y.H. Li и соавт. рандомизировали 78 пациентов с НАСГ в две подгруппы, одна из которых получала препарат ПНЖК, вторая не принимала медикаментозной терапии. Через 6 месяцев лечения в группе ПНЖК было достоверно снижено содержание в крови аланинаминотрансферазы (АЛТ), аспартатаминотрансферазы (АСТ), триглицеридов, общего холестерина, маркеров системного воспаления, оксидативного стресса и фиброза [16]. C.K. Argo и соавт. выполнили плацебо-контролируемое исследование, во время которого 17 больных НАСГ получали препарат ПНЖК, другие 17 больных принимали плацебо в течение 1 года. В конце лечения у пациентов лечебной группы было отчетливо снижено количество жира в печени (p=0,003) по сравнению с контрольной группой [17]. Y. Qin и соавт. применяли препарат ПНЖК для лечения НАЖБП, ассоциированной с гиперлипидемией. Другие 40 пациентов получали препарат кукурузного масла. В конце лечения в группе, получавшей ПНЖК, было снижено содержание в крови АЛТ, γ-глютамилтранспептидаза (ГГТП), триглицеридов, общего холестерина, маркеров фиброза по сравнению с контрольной группой [18]. E. Scorletti и соавт. осуществили плацебо-контролируемое исследование, в котором 51 пациент с НАЖБП принимал препарат с ПНЖК и 52 больных НАЖБП – плацебо. В конце лечения была обнаружена тенденция уменьшения количества жира в печени в группе, получавшей ПНЖК, по сравнению с группой плацебо (р=0,1) [19].

В систематическом обзоре, посвященном анализу гайдлайнов различных стран по ведению пациентов с НАЖБП, был сделан вывод, согласно которому только препараты ПНЖК применяются для лечения этой патологии во всех регионах мира, тогда как использование других средств носит дискуссионный характер (см. таблицу) [20].

В мета-анализе, опубликованном в Journal of Hepatology в 2012 г., было проанализировано 9 исследований, включивших 355 пациентов с НАЖБП, получавших препараты ПНЖК. Наилучшие результаты были достигнуты для снижения жира в печени в группе лечения (p<0,001) [21]. X.X. He и соавт. в мета-анализе, опубликованном в 2016 г., отобрали 7 рандоминизированных плацебо-контролируемых исследований, включивших 442 пациента с НАЖБП. Авторы пришли к следующему выводу: препараты ПНЖК позволяют достигать улучшения содержания в крови АЛТ (р=0,004), триглицеридов (p<0,001), общего холестерина (p=0,001) по сравнению с лицами, получавшими плацебо [22]. В другом современном мета-анализе авторы проанализировали 10 рандоминизированных контролируемых исследований, включивших 577 пациентов с НАЖБП. Согласно выводу авторов, препараты ПНЖК дают достоверное улучшение в содержании жира в печени и снижении ГГТП в крови [23]. В официальном положении гайдлайна Европейской ассоциации по изучению печени (EASL – European Association for the Study of the Liver), опубликованном в Journal of Hepatology в 2016 г., указывается, что препараты ПНЖК снижают содержание уровня липидов в крови и печени и могут использоваться для лечения НАЖБП [8]. В положении 33 нового гайдлайна Американской ассоциации по изучению печени (AASLD – American Association for the Study of Liver Diseases) постулируется, что препараты ПНЖК могут применяться для лечения гипертриглицеридемии у пациентов с НАЖБП [24].

В положении 7.11 Азиатско-тихоокеанских рекомендаций, опубликованных в 2018 г., утверждается: препараты ПНЖК уменьшают содержание жира в печени и улучшают концентрацию липидов в крови у пациентов с НАЖБП [25].

Необходимо повторить, что в Российских рекомендациях по НАЖБП указывается, что эссенциальные фосфолипиды обладают антиоксидантными и противовоспалительными действиями, способны восстанавливать целостность клеточных мембран [10]. Препарат Эссенциале форте Н, являющийся препаратом ПНЖК, имеет огромную доказательную базу для лечения хронических заболеваний печени различной этиологии [26]. E. Sas и соавт. выполнили 7-летнее исследование эффективности эссенциальных фосфолипидов у пациентов с НАСГ и диабетом 2 типа. Терапию диетой и метформином (1000 мг/сут) получали 215 больных, 178 пациентов помимо этого принимали Эссенциале форте Н (1368 мг/сут). В группе, получавшей метформин и эссенциальные фосфолипиды, к окончанию лечения была достигнута достоверная динамика содержания АЛТ, АСТ и ГГТП. В группе монотерапии метформином отчетливых изменений печеночных ферментов в результате лечения не отмечалось. Морфологическое исследование печени и определение серологических маркеров фиброза при помощи тест-системы Fibromax показало отчетливое увеличение стеатоза и фиброза печени в группе монотерапии метформином, которые не регистрировались у пациентов на комбинированной терапии. Авторы пришли к выводу о высокой эффективности применения эссенциальных фосфолипидов в сочетании с метформином для пролонгированного лечения НАСГ у лиц с диабетом 2 типа [27]. A.I. Dajani и соавт. выполнили большое исследование эффективности применения эссенциальных фосфолипидов у пациентов с различными фенотипами НАЖБП: 113 пациентов со стандартным течением НАЖБП получали лечение диетой, физическими упражнениями, Эссенциале в дозе 1,8 г/сут в течение 24 недель, с последующим приемом 0,9 г/сут до 48 недель, 107 больных с сочетанием НАЖБП и сахарного диабета 2 типа принимали лечение, включившее диету, физические упражнения, инсулиновые сенситайзеры и Эссенциале в аналогичных дозах в течение 48 недель, 104 больных с комбинацией НАЖБП и гиперлипидемии помимо стандартной терапии получали статин и Эссенциале в течение 48 недель.

К окончанию лечения была получена отчетливая положительная динамика уровней АЛТ, АСТ, определена тенденция к снижению фиброза печени при эластографии при всех фенотипах заболевания [28].

В нашей стране для лечения НАЖБП широко применяется препарат эссенциальных фосфолипидов Эссенциале форте Н, в своем составе содержащий ПНЖК, экстрагированные из бобов сои. Эссенциале форте Н можно назначать как парентерально, так и перорально. Парентерально Эссенциале форте Н назначают в дозе 1–4 ампул (5–20 мл) в сутки в течение 10–30 дней.

Одновременно или после курса внутривенного введения рекомендуют начать прием препарата внутрь в дозе 6 капсул в сутки в 3 приема. Длительность лечения и кратность курсов устанавливается индивидуально, их оптимальная минимальная продолжительность составляет 3 месяца.

В целом, резюмируя данный обзор, необходимо подчеркнуть, что в настоящее время НАЖБП относят к самым частым заболеваниям печени. К нелекарственным методам лечения НАЖБП относится применение низкокалорийной диеты с достаточным количеством полиненасыщенных жиров и дозированных физических нагрузок с целью снижения массы тела. Среди лекарственных препаратов ведущие позиции занимают инсулиновые сенситайзеры, эссенциальные фосфолипиды (Эссенциале форте Н) и антиоксиданты (витамин Е).

Список литературы

1. Younossi Z., Anstee Q.M., Marietti M., Hardy T., Henry L., Eslam M., George J., Bugianesi E. Global burden of NAFLD and NASH: trends, predictions, risk factors and prevention. Nat. Rev. Gastroenterol. Hepatol. 2018;15(1):11–20.

2. Younossi Z.M., Reyes M.J., Mishra A., Mehta R., Henry L. Systematic review with meta-analysis: non-alcoholic steatohepatitis – a case for personalised treatment based on pathogenic targets. Aliment. Pharmacol. Ther. 2014;39(1):3–14.

3. Wong R.J., Aguilar M., Cheung R., Perumpail R.B., Harrison S.A., Younossi Z.M., Ahmed A. Nonalcoholic steatohepatitis is the second leading etiology of liver disease among adults awaiting liver transplantation in the United States. Gastroenterology. 2015;148(3):547–55.

4. Townsend S.A., Newsome P.N. Review article: new treatments in non-alcoholic fatty liver disease. Aliment. Pharmacol. Ther. 2017;46(5):494–507.

5. Маев И.В., Цуканов В.В., Лукичева Э.В., Самсонов А.А., Васютин А.В., Никушкина И.Н. Распространенность, патогенез и принципы лечения неалкогольной жировой болезни печени. Фарматека. 2011;12:12–5.

6. Dowman J.K., Tomlinson J.W., Newsome P.N. Systematic review: the diagnosis and staging of non-alcoholic fatty liver disease and non-alcoholic steatohepatitis. Aliment. Pharmacol. Ther. 2011;33(5):525–40.

7. Rinella M.E., Loomba R., Caldwell S.H., Kowdley K., Charlton M., Tetri B., Harrison S.A. Controversies in the Diagnosis and Management of NAFLD and NASH. Gastroenterol. Hepatol. (N Y). 2014;10(4):219–27.

8. Marchesini G., Day C.P., Dufour J.F., Canbay A., Nobili V., Ratziu V., Tilg H., Roden M., Gastaldelli A., Yki-Järvinen H., Schick F., Vettor R., Frühbeck G., Mathus-Vliegen L. EASL-EASD-EASO Clinical Practice Guidelines for the management of non-alcoholic fatty liver disease. J. Hepatol. 2016;64(6):1388–402.

9. Pearlman M., Loomba R. State of the art: treatment of nonalcoholic steatohepatitis. Curr. Opin. Gastroenterol. 2014;30(3):223–37.

10. Ивашкин В.Т., Маевская М.В., Павлов Ч.С., Тихонов И.Н., Широкова Е.Н., Буеверов А.О., Драпкина О.М., Шульпекова Ю.О., Цуканов В.В., Маммаев С.Н., Маев И.В., Пальгова Л.К. Клинические рекомендации по диагностике и лечению неалкогольной жировой болезни печени Российского общества по изучению печени и Российской гастроэнтерологической ассоциации. Росс. журн. гастроэнтерологии, гепатологии, колопроктологии. 2016;2:19–23.

11. Jump D.B., Lytle K.A., Depner C.M., Tripathy S. Omega-3 polyunsaturated fatty acids as a treatment strategy for nonalcoholic fatty liver disease. Pharmacol Ther. 2018;181:108–25.

12. Puri P., Baillie R.A., Wiest M.M., Mirshahi F., Choudhury J., Cheung O., Sargeant C., Contos M.J., Sanyal A.J. A lipidomic analysis of nonalcoholic fatty liver disease. Hepatology. 2007;46(4):1081–90.

13. Petit J.M., Guiu B., Duvillard L., Jooste V., Brindisi M.C., Athias A., Bouillet B., Habchi M., Cottet V., Gambert P., Hillon P., Cercueil J.P., Verges B. Increased erythrocytes n-3 and n-6 polyunsaturated fatty acids is significantly associated with a lower prevalence of steatosis in patients with type 2 diabetes. Clin. Nutr. 2012;31(4):520–25.

14. Tripathy S., Lytle K.A., Stevens R.D., Bain J.R., Newgard C.B., Greenberg A.S., Huang L.S., Jump D.B. Fatty acid elongase-5 (Elovl5) regulates hepatic triglyceride catabolism in obese C57BL/6J mice. J. Lipid Res. 2014;55(7):1448–64.

15. Anstee Q.M., Day C.P. A lipid to treat non-alcoholic fatty liver disease – the dawn of «lipo-rehabilitation»? J. Hepatol. 2012;56(4):987–89.

16. Li Y.H., Yang L.H., Sha K.H., Liu T.G., Zhang L.G., Liu X.X. Efficacy of poly-unsaturated fatty acid therapy on patients with nonalcoholic steatohepatitis. World J. Gastroenterol. 2015;21(22):7008–13.

17. Argo C.K., Patrie J.T., Lackner C., Henry T.D., de Lange E.E., Weltman A.L., et al. Effects of n-3 fish oil on metabolic and histological parameters in NASH: a double-blind, randomized, placebo-controlled trial. J. Hepatol. 2015;62(1):190–97.

18. Qin Y., Zhou Y., Chen S.H., Zhao X.L., Ran L., Zeng X.L., Wu Y., Chen J.L., Kang C., Shu F.R., Zhang Q.Y., Mi M.T. Fish Oil Supplements Lower Serum Lipids and Glucose in Correlation with a Reduction in Plasma Fibroblast Growth Factor 21 and Prostaglandin E2 in Nonalcoholic Fatty Liver Disease Associated with Hyperlipidemia: A Randomized Clinical Trial. PLoS One. 2015;10(7):e0133496.

19. Scorletti E., Bhatia L., McCormick K.G., Clough G.F., Nash K., Hodson L., Moyses H.E., Calder P.C., Byrne C.D. Effects of purified eicosapentaenoic and docosahexaenoic acids in nonalcoholic fatty liver disease: results from the Welcome* study. Hepatology. 2014;60(4):1211–21.

20. Nascimbeni F., Pais R., Bellentani S., Day C.P., Ratziu V., Loria P., Lonardo A. From NAFLD in clinical practice to answers from guidelines. J. Hepatol. 2013;59(4):859–71.

21. Parker H.M., Johnson N.A., Burdon C.A., Cohn J.S., O’Connor H.T., George J. Omega-3 supplementation and non-alcoholic fatty liver disease: a systematic review and meta-analysis. J. Hepatol. 2012;56(4):944–51.

22. He X.X., Wu X.L., Chen R.P., Chen C., Liu X.G., Wu B.J., Huang Z.M. Effectiveness of Omega-3 Polyunsaturated Fatty Acids in Non-Alcoholic Fatty Liver Disease: A Meta-Analysis of Randomized Controlled Trials. PLoS One. 2016;11(10):e0162368.

23. Lu W., Li S., Li J., Wang J., Zhang R., Zhou Y., Yin Q., Zheng Y., Wang F., Xia Y., Chen K., Liu T., Lu J., Zhou Y., Guo C. Effects of Omega-3 Fatty Acid in Nonalcoholic Fatty Liver Disease: A Meta-Analysis. Gastroenterol. Res. Pract. 2016;2016:1459790.

24. Chalasani N., Younossi Z., Lavine J.E., Charlton M., Cusi K., Rinella M., Harrison S.A., Brunt E.M., Sanyal A.J. The diagnosis and management of nonalcoholic fatty liver disease: Practice guidance from the American Association for the Study of Liver Diseases. Hepatology. 2018;67(1):328–57.

25. Chitturi S., Wong V.W., Chan W.K., Wong G.L., Wong S.K., Sollano J., Ni Y.H., Liu C.J., Lin Y.C., Lesmana L.A., Kim S.U., Hashimoto E., Hamaguchi M., Goh K.L., Fan J., Duseja A., Dan Y.Y., Chawla Y., Farrell G., Chan H.L. The Asia-Pacific Working Party on Non-alcoholic Fatty Liver Disease guidelines 2017-Part 2: Management and special groups. J. Gastroenterol. Hepatol. 2018;33(1):86–98.

26. Gundermann K.J., Kuenker A., Kuntz E., Droździk M. Activity of essential phospholipids (EPL) from soybean in liver diseases. Pharmacol Rep. 2011;63(3):643–59.

27. Sas E., Grinevich V., Efimov O., et al. Beneficial influence of polyunsaturated phosphatidylcholine enhances functional liver condition and liver structure in patients with nonalcoholic steatohepatitis. Results of prolonged randomized blinded prospective clinical study. J. Hepatol. 2013;58(Suppl. 1):S549.

28. Dajani A.I., Abu Hammour A.M., Zakaria M.A., Al Jaberi M.R., Nounou M.A., Semrin A.I. Essential phospholipids as a supportive adjunct in the management of patients with NAFLD. Arab. J. Gastroenterol. 2015;16(3–4):99–104.

Об авторах / Для корреспонденции

Автор для связи: В.В. Цуканов – д.м.н., проф., зав. клиническим отделением патологии пищеварительной системы у взрослых и детей ФИЦ КНЦ СО РАН, НИИ МПС, Красноярск, Россия; e-mail: gastro@impn.ru
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.