Доброкачественная дисплазия молочной железы (ДДМЖ) объединяет группу заболеваний, которые характеризуются широким спектром пролиферативных и регрессивных изменений тканей молочной железы с нарушением соотношений эпителиального и соединительнотканного компонентов [1]. ДДМЖ в Российской Федерации (РФ) рассматривается как самостоятельное заболевание и в сочетании с другими болезнями репродуктивной системы, преимущественно с доброкачественными пролиферативными заболеваниями и нейроэндокринными синдромами. Доля пациенток, имеющих симптоматику ДДМЖ, среди гинекологических больных составляет от 40 до 87% и увеличивается с возрастом [2, 3].
Патологии молочной железы уделяется пристальное внимание в связи с распространенностью рака молочной железы (РМЖ) и схожестью клинических проявлений на определенном этапе, который лидирует среди злокачественных новообразований (ЗНО) в мире и РФ [4, 5]. В то же время комплексный подход в здравоохранении в течение последнего десятилетия способствовал увеличению выявления первой и второй стадии РМЖ в РФ, уменьшению доли пациенток с запущенными формами данного ЗНО [6, 7].
С 2012 г. акушерско-гинекологической службе были поручены организация и оказание медицинской помощи при доброкачественных заболеваниях молочной железы. Порядок оказания медицинской помощи по профилю «акушерство и гинекология» предусматривал развертывание специализированных кабинетов по раннему выявлению заболеваний молочных желез в женских консультациях, квалификационные требования к врачу акушеру-гинекологу данного приема, алгоритм постановки диагноза, лечения и наблюдения женщин [8, 9]. Для учета ДДМЖ использовали Международную классификацию болезней 10-го пересмотра, код N60, и форму №12 Федерального статистического наблюдения «Сведения о числе заболеваний, зарегистрированных у пациентов, проживающих в районе обслуживания медицинской организации» (ФСН №12) [10], которая является документом официальной отраслевой статистики и предназначена для учета числа заболевших пациентов по обращаемости, а также случаев заболеваний, выявленных при профилактических осмотрах и диспансеризации взрослого населения. ФСН №12 заполняется медицинской организацией, имеющей прикрепленное население, и в последующим оформляется органом управления здравоохранения субъекта РФ, используется для формирования показателей на уровне федерального округа и страны по итогам календарного года. Форма является основанием для расчета показателей заболеваемости населения.
Онкологическая настороженность и повышение качества жизни пациентов являются основными подходами при организации и оказании медицинской помощи женщинам с доброкачественными заболеваниями молочной железы [7, 11]. Исходя из этого, полагаем, что эпидемиологический анализ заболеваемости и распространенности ДДМЖ в Уральском федеральном округе (УФО) покажет не только уровень женского здоровья в популяции, но и будет полезен при планировании и оценке эффективности медицинской помощи у данной категории пациентов.
Цель исследования: изучить эпидемиологическую ситуацию заболеваемости и распространенности ДДМЖ в УФО в 2012–2021 гг.
Материалы и методы
Проведено эпидемиологическое описательное исследование распространенности и заболеваемости ДДМЖ в УФО с 2012 по 2021 гг. Исследовали заболеваемость ДДМЖ с диагнозом, установленным впервые в жизни, и распространенность среди женского взрослого населения, в том числе женщин старше трудоспособного возраста. Использовали показатели РФ, УФО и шести регионов округа: Курганской, Свердловской, Тюменской, Челябинской областей, Ханты-Мансийского автономного округа (ХМАО), Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО), опубликованные в статистических материалах Департамента мониторинга, анализа и стратегического развития здравоохранения Министерства здравоохранения Российской Федерации, ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Министерства здравоохранения Российской Федерации (ФГБУ ЦНИИОИЗ) на сайтах министерства за 2011–2017 гг. (https://minzdrav.gov.ru/) и института за 2018–2021 гг. (https://mednet.ru/) [12–34]. Показатели выражены в просантимиллях (0/0000). В статье при описании заболеваемости использовали терминологию, которая применяется в клинической эпидемиологии и является синонимами понятий, указанных в источниках Федеральной службы государственной статистики, Министерства здравоохранения Российской Федерации, ФГБУ ЦНИИОИЗ [35, 36]. Понятию «заболеваемость ДДМЖ с диагнозом, впервые установленным в жизни», соответствует термин «заболеваемость» («incidence»), общей заболеваемости – «распространенность» («prеvalence») [37]. С учетом действия второй редакции Порядка по профилю «акушерство и гинекология» показатели ДДМЖ в 2012 г. рассматривали как исходные. В 2020–2021 гг. наблюдалось массовое распространение новой коронавирусной инфекции (НКВИ) на территории РФ, что сопровождалось ограничением плановой медицинской помощи, включая профилактические осмотры и диспансеризацию взрослого населения, и концентрацией усилий на преодолении высококонтагиозного вирусного заболевания. Поэтому при анализе выделяли допандемийный период (2012–2019 гг.) и этап распространения НКВИ (2020–2021 гг.).
Статистический анализ
Обработку показателей проводили с помощью Microsoft Office Excel 2016 и SPSS 27.0 (IBM, США). Данные о заболеваемости и распространенности представлены интенсивными относительными показателями в просантимиллях (0/0000). Анализ проведен с применением описательной статистики. Для описания динамики заболеваемости и распространенности анализировали динамические ряды и учитывали абсолютный прирост (убыль), темп роста (снижения), темп прироста (снижения) при базисном и цепном основании, средний темп прироста (снижения) (СТП). Темп роста, темп прироста и СТП выражали в %. Многолетнюю тенденцию распределения показателей определяли с помощью среднего темпа прироста. Если СТП имел значение до ±1%, то считали, что тенденция динамики показателя отсутствует, от ±1 до ±5% – умеренная, более 5% – выраженная. Знак указывает направленность тенденции [38].
Результаты и обсуждение
В УФО входят 6 субъектов РФ: Курганская, Тюменская, Свердловская и Челябинская области, ХМАО и ЯНАО с женским населением 6579,056 тыс. человек в 2021 г. [39]. В 2012 г. в УФО диагноз ДДМЖ впервые был установлен у 27 081 женщины. Показатель заболеваемости составил 508,200/0000 и последовательно увеличивался в 2013–2019 гг. по сравнению с 2012 г. (табл. 1).
В 2019 г. отмечено наибольшее число впервые установленных диагнозов ДДМЖ – 33 572 случая, что выразилось в максимальной величине показателя – 641,0 на 100 тыс. взрослого женского населения. Превышение показателя 2012 г. составило 26%. В допандемийный период СТП заболеваемости ДДМЖ в округе был 3,37% и соответствовал умеренной тенденции роста (рис. 1). При сравнении заболеваемости ДДМЖ в УФО со среднероссийским показателем следует отметить, что в 2012–2017 гг. их значения были сопоставимы. В 2018–2019 гг. окружной показатель превышал среднероссийский: в 2018 г. – на 14,92%, в 2019 г. – на 13,80%, что определялось ростом заболеваемости в трех регионах: ЯНАО, Курганской и Свердловской областях. В 2012–2019 гг. СТП составил в ЯНАО – 10,31%, в Курганской области – 7,62%, в Свердловской – 5,23%. В 2020–2021 гг. наблюдалось интенсивное уменьшение заболеваемости ДДМЖ женского взрослого населения в УФО (рис. 1).
В первый год пандемии (2020 г.) отмечено наиболее выраженное снижение темпа прироста заболеваемости ДДМЖ в УФО (-34%) и в РФ (-29%). В 2020–2021 гг. СТП в УФО имел отрицательное значение, соответствовал российской ситуации и выраженной тенденции динамики показателя (рис. 1).
Показатель распространенности отражает не только эффект накопления патологии в популяции и зависит от продолжительности заболевания, его этиологии и других объективных факторов, но и учитывает субъективные моменты, к которым относят доступность и качество оказания медицинской помощи. В 2012 г. распространенность ДДМЖ женщин в УФО составляла 1369,90/0000 (табл. 2). В течение всего допандемийного периода показатель распространенности ежегодно увеличивался по сравнению с исходным 2012 г.; в 2019 г. достиг максимального значения, превысив уровень 2012 г. на 40,7%. Рост среднероссийского показателя распространенности был менее интенсивным и составил 34,4%, что также подтверждается меньшим значением СТП распространенности ДДМЖ взрослого женского населения в РФ (рис. 2).
Наибольший СТП распространенности ДДМЖ наблюдался в 4 регионах УФО: в ЯНАО – 8,68%, Свердловской области – 7,75%, Курганской области – 5,59%, ХМАО – 4,43% на фоне отсутствия динамики в Тюменской и Челябинской областях: 0,93 и 0,65% соответственно. Следует отметить, что величина распространенности ДДМЖ взрослого женского населения, так же, как и заболеваемости в 2012–2017 гг., была сопоставима со среднероссийским показателем. Уровень распространенности ДДМЖ в 2012–2019 гг. определялся величиной показателя заболеваемости в этот же период. В 2020–2021 гг. в УФО и РФ также наблюдалось интенсивное уменьшение распространенности ДДМЖ по сравнению с 2019 г. В 2020 г. темп прироста распространенности составил -20,0% и -17,0% соответственно. СТП распространенности ДДМЖ взрослого женского населения УФО в течение первых двух лет пандемии также имел отрицательные значения и соответствовал выраженной динамике (рис. 2).
Возраст является одним из ведущих факторов риска ДДМЖ и РМЖ, поэтому вопросам заболеваемости женщин старше трудоспособного возраста уделяется особое внимание [5]. В 2012 г. диагноз ДДМЖ был впервые установлен 5888 женщинам данной возрастной группы в УФО. Заболеваемость в округе составила 322,6 на 100 тыс. соответствующего населения. Доля женщин старше трудоспособного возраста среди всех впервые заболевших ДДМЖ была 21,74%. Окружной показатель не отличался от среднероссийского (табл. 1). В 2019 г. в УФО заболеваемость ДДМЖ в группе старше трудоспособного возраста составила 368,2 на 100 тыс. женщин соответствующего возраста и была на 14% меньше, чем в РФ (табл. 1), что подчеркивает СТП заболеваемости – 1,91%. Среднероссийский показатель превышал его в 2 раза и равнялся 3,88%. В 2020–2021 гг. наблюдалось интенсивное уменьшение заболеваемости ДДМЖ женщин старше трудоспособного возраста в УФО. СТП имел отрицательные значения и был практически одинаковым для округа и РФ: -21,0 и -21,72% соответственно.
Распространенность ДДМЖ среди женщин старше трудоспособного возраста в УФО в 2012 г. составила 941,20 на 100 тыс. женщин соответствующего возраста. В 2013–2019 гг. показатель также характеризовался ростом. Распространенность ДДМЖ среди женщин старшей возрастной группы имела максимальное значение в 2019 г. (табл. 2). СТП для данной группы женщин в допандемийный период составлял 6,03% и соответствовал выраженной динамике показателя. Тем не менее в 2012–2019 гг. распространенность ДДМЖ в старшей возрастной группе в УФО ежегодно была меньше на 13–24%, чем в РФ. При этом СТП в РФ был равен 5,24%. В 2020–2021 гг. СТП распространенности в УФО и РФ имел отрицательные значения и характеризовал выраженную динамику показателя: -9,62 и -11,81% соответственно.
Ретроспективный анализ позволил получить представления о многолетней динамике распространенности и заболеваемости ДДМЖ в популяции женщин УФО. В доступной литературе мы не нашли информации по данному вопросу для РФ и ее субъектов, что ограничивает обсуждение результатов. Большинство публикаций посвящено когортным исследованиям встречаемости ДДМЖ у женщин с заболеваниями репродуктивной системы и экстрагенитальными эндокринопатиями [1, 2, 40].
Результаты настоящего исследования свидетельствуют о нестабильной эпидемиологической ситуации по распространенности и заболеваемости ДДМЖ в округе, что наиболее ярко проявилось в 2018–2021 гг. Показатели, изучаемые в статье, обладают несколькими функциями, но, прежде всего, они характеризуют состояние репродуктивного здоровья женщин. Поэтому полученная информация может быть полезной для исследования факторов, определивших динамику показателей в регионах округа, а также для прогноза распространенности заболевания и планирования медицинской помощи женщинам в будущем. В этой связи оправданной является концентрация усилий и медико-организационных технологий по персонифицированной профилактике, своевременной диагностике ДДМЖ в ходе системных профилактических мероприятий (диспансеризация, профилактические осмотры). К эффективным резервам следует отнести качество диспансерного наблюдения пациентов и преемственность этапов медицинской помощи, междисциплинарное взаимодействие служб (врачей-специалистов). Реализация перечисленных этапов продолжится в УФО, включая малонаселенные и сельские регионы округа. Другим итогом проведенного анализа явилось синхронное падение показателей распространенности и заболеваемости ДДМЖ в период пандемии НКВИ (2020–2021 гг.), что наглядно отражает вклад доступности медицинской помощи, прежде всего на амбулаторном этапе (по обращаемости, диспансерное наблюдение, профилактические осмотры, диспансеризация взрослого населения), в диагностику ДДМЖ.
Заключение
Информация о динамике заболеваемости и распространенности ДДМЖ среди взрослого женского населения УФО в 2012–2021 гг. рекомендуется для исследования факторов, определивших рост показателей в допандемийный период, планирования и совершенствования медицинской помощи в будущем с целью повышения качества жизни пациентов и с учетом региональных особенностей, включая малонаселенные и сельские территории.