ISSN 2073–4034
eISSN 2414–9128

Сравнительная клиническая эффективность дистанционной и контактной уретеролитотрипсии у больных мочекаменной болезнью

Н.К. Дзеранов, В.И. Руденко, В.А. Беженар

В основу настоящего исследования, целью которого было сравнение эффективности дистанционной литотрипсии (ДЛТ) и контактной уретеролитотрипсии (КУЛТ), были включены результаты лечения 481 пациента с камнями мочеточника: ДЛТ была выполнена 224 больным, КУЛТ – 257. Полное разрушение камня при ДЛТ отмечено в 94,7 %, а при КУЛТ – в 86,4 % случаев. Послеоперационные осложнения при применении ДЛТ составили 4,0 %, при КУЛТ – 10,9 %. Среднее число сеансов ДЛТ на 1 пациента составило 1,28 ± 0,05, среднее время, затраченное на 1 процедуру ДЛТ, – 49,48 ± 2,16 минуты. При проведении КУЛТ для разрушения и удаления камня потребовалась 1 операция, а среднее время, затраченное на 1 пациента, составило 68,54 ± 3,14 минуты. Выбор метода лечения пациентов с камнями мочеточника (ДЛТ, КУЛТ) зависит от локализации, размеров, плотности камня, состояния верхних мочевых путей, а также от технической оснащенности клиники и опыта хирурга.

Введение

Дистанционная ударно-волновая литотрипсия (ДЛТ) и контактная уретеролитотрипсия (КУЛТ) на сегодняшний день являются методами первой линии в удалении камней из мочеточников [8]. Тем не менее сохраняются противоречия в оценке приоритетности каждого из методов за счет несогласованной терминологии, интерпретации тех или иных осложнений и результатов лечения, что диктует необходимость проведения новых исследований [1–3]. Имеются многочисленные публикации, в которых представлены отдельные, нередко противоречивые сведения об эффективности и травматичности методов КУЛТ и ДЛТ [4, 6, 7, 9, 10]. В то же время исследования показывают, что в 17–28 % случаев оба метода – взаимодополняющие и определяют успех конечного результата лечения [3, 5]. Также высказываются сомнения, будто вопреки доминирующему представлению оба метода могут одинаково успешно решать все виды проблем, связанных с МКБ [4–6].

Таким образом, многофакторная оценка применения ДЛТ и КУЛТ в лечении камней мочеточников с позиции медико-социальной и медико-экономической эффективности приобретает весьма важную клиническую значимость.

Цель исследования – сравнить эффективность ДЛТ и КУЛТ с учетом различных клинических форм течения МКБ.

Материал и методы

В основу настоящего исследования включены результаты лечения 481 пациента с камнями мочеточника (276 мужчин и 205 женщин), находившихся на лечении в клинике НИИ уронефрологии и репродуктивного здоровья человека Первого МГМУ им. И.М. Сеченова. Возраст пациентов составил от 16 до 84 лет.

ДЛТ была выполнена 224 больным, КУЛТ – 257. Распределение больных в зависимости от стороны, локализации, числа и размеров камней в мочеточнике представлено в табл. 1, 2.

Таблица 1.

Таблица 2.

При локализации камня в нижней трети мочеточника чаще применяли КУЛТ (59 %), в верхней трети – ДЛТ (58,2 %).

У 431 (89,6 %) больного при обследовании были выявлены единичные камни мочеточников, у 50 (10,4 %) больных в мочеточнике находилось два и более конкрементов. При камнях до 1,0 см чаще применяли ДЛТ (90,7 %), при камнях более 1,0 см – КУЛТ (68,3 %).

Всем пациентам в предоперационном периоде проведено комплексное обследование, включившее общие анализы крови и мочи, биохимические анализы крови и мочи (суточная экскреция), ультразвуковое исследование, экскреторную урографию, мультиспиральную компьютерную томографию (МСКТ, по строгим показаниям).

Пациентам с выявленной лейкоцитурией более 2000 в 1 мл выполнено бактериологическое исследование мочи с определением чувствительности к антибиотикам. У 116 (24,1 %) пациентов была выявлена бактериурия с титром более 103 КОЕ/мл. Доминирующей микрофлорой мочи стала Escherichia coli, выделенная в чистом виде либо в ассоциации с другими микроорганизмами (табл. 3).

Таблица 3

Исходя из полученных результатов бактериологического посева мочи, назначена антибактериальная терапия согласно чувствительности микроорганизмов к антибактериальным препаратам.

Сеансы ДЛТ выполнены на литотрипторе “Siemens. Modularis Uro Plus”. Принцип работы литотриптора основан на электромагнитной генерации ударной волны. При выполнении контактной уретеролитотрипсии использованы различные виды современных контактных литотрипторов: “EMS. Swiss Lithoclast-Master” (ультразвуковая и пневматическая литотрипсия) и цветной пульсирующий лазер фирмы “Lumenis”. Уретероскопию выполняли эндоскопами фирм “Richard Wolf” и “Karl Storz”.

Результаты исследования

В работе оценивали эффективность применения ДЛТ и КУЛТ в зависимости от следующих факторов:

• размера камня (табл. 4);

Таблица 4.

• локализации камня;

• средней структурной плотности камня;

• частоты интра- и послеоперационных осложнений;

• числа дополнительно выполненных операций и манипуляций (стентирования и т. д.);

• средней длительности пребывания больного в стационаре;

• длительности операции и анестезиологического пособия.

При размерах камня до 0,6 см эффективность ДЛТ составила 94,9 %, в то время как эффективность ДЛТ при крупных камнях (1,0 см и более) снизилась до 52,5 %. Возрастает число повторных сеансов (25,0 %) и увеличивается необходимость в выполнении КУЛТ (22,5 %). По мере увеличения размеров камня отмечается снижение эффективности обоих методов лечения. При выполнении КУЛТ у пациентов с крупными камнями мочеточника также отмечается снижение эффективности лечения до 91,4 %, что связано с увеличением процента миграции крупных фрагментов камня в почку либо анатомическими особенностями мочеточника, затрудняющими выполнение КУЛТ, с последующей необходимостью выполнения ДЛТ.

При выборе метода лечения независимо от размера камня не менее большое значение имеет локализация камня (см. рисунок).

Рисунок

При локализации камня в нижней трети мочеточника эффективность ДЛТ составляет 63,6 %, тогда как при КУЛТ – 94,1 %. Низкая эффективность ДЛТ в дистальном отделе мочеточника объясняется сложностью точного выведения камня мочеточника на уровне крестцово-подвздошного сочленения, а также высоким поглощением энергии ударных импульсов костной тканью. При локализации камня в верхней трети мочеточника эффективность ДЛТ возрастает и составляет 83,3 %, при КУЛТ – 69,4 %, что связано с высокой частотой миграции камня или его фрагментов в чашечно-лоханочной системе (ЧЛС) при выполнении КУЛТ в верхней трети мочеточника, обусловленной током ирригационной жидкости или воздействием зонда литотриптора. Важным фактором, влияющим на эффективность КУЛТ, является вид используемого литотриптора: пневматический или лазерный. Миграция камня в ЧЛС при выполнении лазерной КУЛТ составила 4,9 %, при использовании пневматического литотриптора – 18,6 %.

Мы также рассматривали эффективность применения ДЛТ и КУЛТ в зависимости от структурной плотности камня (табл. 5).

Таблица 5.

При средней структурной плотности камня до 800 ЕД HU эффективность применения ДЛТ составила 100,0, КУЛТ – 97,6 %. При увеличении структурной плотности камня возрастает необходимость применения высоких энергий и повторных сеансов ДЛТ. Высокая плотность камня также влияет на КУЛТ в пользу применения лазерного литотриптора. Именно при плотных камнях отмечается высокий процент миграции камня и крупных фрагментов в ЧЛС (13,9 %). Первичная эффективность разрушения камня при КУЛТ выше, особенно при камнях плотностью более 1200 ЕД HU. Число повторных сеансов ДЛТ при КУЛТ – 23,4 %, а применение КУЛТ после ДЛТ – 19,5 %. Выполнение 2–3 сеансов ДЛТ позволяет добиваться 94,2 % эффективности лечения.

Не менее важное влияние на эффективность и длительность лечения оказывает частота осложнений от проводимого лечения (табл. 6).

Таблица 6

Следует отметить, что высокая частота осложнений характерна для этапа внедрения метода в клиническую практику. Однако их частота незначительно снижается в повседневной практике. При ДЛТ частота осложнений значительно ниже (3,5 раза) при меньшем разнообразии видов осложнений. В табл. 7 представлена характеристика имевшихся осложнений на основании оценки интра- и послеоперационных осложнений по шкале Clavien.

Таблица 7

Формирование “каменной дорожки”, требующей выполнения повторных сеансов ДЛТ либо выполнения контактной уретеролитотрипсии, отмечено у 31 (13,8 %) больного.

При выполнении КУЛТ 188 (73,1 %) больным верхние мочевые пути были дренированы катетером-стентом. Следует отметить, что после выполнения КУЛТ с последующим дренированием катетером-стентом верхних мочевых путей у 42 (25,9 %) больных отмечена дизурия, проявившаяся субъективными ощущениями при мочеиспускании, поллакиурией, ургентностъю, микционной недостаточностью, в некоторых случаях – странгурией. Все эти дизурические расстройства не требовали специфической коррекции и купировались самостоятельно к исходу 1–2-х суток послеоперационного периода.

Мы также сравнивали ДЛТ и КУЛТ по следующим критериям: среднее время, затраченное на больного за процедуру (минуты); среднее число процедур; среднее число послеоперационных койко-дней (табл. 8).

Таблица 8

Исходя из представленных в табл. 8 данных следует, что эффективность ДЛТ при лечении пациентов с камнями мочеточника выше, чем при КУЛТ. Однако следует подчеркнуть, что эффективность (94,7 %) при выполнении ДЛТ достигается за 1,33 ± 0,05 процедуры, тогда как при КУЛТ (86,4 %) – за 1. Однако среднее время, затраченное на одного больного за одну процедуру при выполнении ДЛТ меньше (49,48 ± 2,16 минуты), чем при контактной (68,54 ± 3,14 минуты).

По срокам пребывания больного в стационаре ДЛТ и КУЛТ сопоставимы и составляют для ДЛТ 12,1 ± 2,4, а для КУЛТ – 11,8 ± 1,8 койко-дня. Более длительное нахождение в стационаре больного после ДЛТ объясняется необходимостью выполнения повторных сеансов дробления (для трети больных), а также длительным отхождением фрагментов камня.

Эффективность ДЛТ и КУЛТ как мототерапии достаточно высока и составляет, по нашим наблюдениям, 94,7 % (при выполнении 1,33 сеанса) для ДЛТ и 86,4 % для КУЛТ. Однако комбинированные методы лечения камней мочеточника (ДЛТ + КУЛТ; КУЛТ + ДЛТ) были применены на 39 (8,1 %) больных (табл. 9).

Таблица 9

Выполнение ДЛТ после КУЛТ потребовалось 27 (10,5 %) пациентам, у которых при выполнении КУЛТ фрагменты камня мигрировали в чашечки и их интраоперационное извлечение было невозможно. У большинства больных фрагменты не нарушали уродинамики верхних мочевых путей, однако для предотвращения миграции камня в мочеточник в последующем выполняли дистанционную нефролитотрипсию. Необходимо отметить, что трем пациентам была выполнена дистанционная нефролитотрипсия сразу после миграции камня в ЧЛС по экстренным показаниям, не прибегая к повторному анестезиологическому пособию. Данная методика лечения показала целесообразность использования такой комбинации лечения, что позволило сократить сроки пребывания пациентов в стационаре, избежать возникновения обструкции, требующей дренирования верхних мочевых путей.

КУЛТ выполняли при неэффективности ДЛТ (5,3 %). Следует отметить, что, по литературным данным, показатели проведения после КУЛТ дополнительных сеансов ДЛТ для полной дезинтеграции камней гораздо выше: 17,9–20,1 % [8, 17]. Целесообразность уретероскопии с КУЛТ была обусловлена отсутствием фрагментации камня после ДЛТ, а также необходимостью ликвидации протяженных “каменных дорожек”.

Комбинированные методы лечения (ДЛТ + КУЛТ) чаще применялись на лицах с двусторонними и множественными камнями мочеточника. Поэтапное применение обоих методов лечения более предпочтительно и эффективно, чем монотерапия. Мы наблюдали 9 пациентов с двусторонними камнями мочеточника, которым было проведено комбинированное лечение (КУЛТ и ДЛТ). Применение комбинированных методов лечения (дистанционной и контактной литотрипсии) показано, когда использование монотерапии становится неэффективным, а также целесообразно для пациентов с двусторонними и множественными камнями мочеточника.

Заключение

Наш опыт применения ДЛТ и КУЛТ на лицах с камнями мочеточника показал высокую эффективность ДЛТ – 94,7 % (при среднем числе сеансов 1,33) и КУЛТ (86,4 %). Среднее время одного сеанса ДЛТ составило 49,48 ± 2,16 минуты, среднее время для удаления камня при выполнении КУЛТ – 68,54 ± 3,14 минуты.

Послеоперационные осложнения при применении ДЛТ составили 4,0, КУЛТ – 12,0 %. Неудачи и осложнения были выше при КУЛТ, что связано с невозможностью подведения уретероскопа к камню, миграцией камня в почку, перфорацией мочеточника, острым пиелонефритом. Неудачи и осложнения при ДЛТ были связаны с отсутствием эффекта при моногидратных плотных и длительно стоящих камнях и обструктивным пиелонефритом.

Эффективность ДЛТ определена размером камня, его плотностью, локализацией и длительностью нахождения в мочеточнике. Увеличение размера камня > 1,0 см приводит к необходимости выполнения повторных сеансов дробления. Наибольшая эффективность ДЛТ отмечена среди пациентов с длительностью нахождения камня в мочеточнике до 1 месяца (79,8 %). По мере увеличения сроков нахождения камня в мочеточнике эффективность снижается до 18,4 % и следовательно, возрастает необходимость в проведении повторных сеансов. Высокая эффективность ДЛТ (82,6 %) отмечена среди больных с низкой средней структурной плотностью (< 800 ЕД HU). По мере увеличения структурной плотности более 100,2 тыс. ЕД HU эффективность снижается до 29,1 % и следовательно, возрастает необходимость в проведении повторных сеансов.

Клиническая эффективность КУЛТ в нашем исследовании составила 86,4 %, при этом 233 (91,7 %) больным была выполнена контактная литотрипсия, а 24 (9,3 %) – литоэкстракция. При проксимальном расположении камня в мочеточнике эффективность КУЛТ была ниже (69,4 %), чем при ДЛТ (83,3 %), это обусловлено высокой частотой миграции камня в ЧЛС под воздействием ирригационной жидкости и зонда литотриптора. При дистальном расположении камня в мочеточнике, наоборот, эффективность КУЛТ была выше (94,1 %), чем при ДЛТ (63,6 %).

Таким образом, проведенный комплексный анализ клинической эффективности ДЛТ и КУЛТ позволил сделать следующие выводы:

1. Клиническое использование МСКТ позволяет получать наиболее реальную и точную информацию о состоянии мочевых путей, локализации, размерах, плотности камня, что позволяет прогнозировать эффективность и результат планируемого метода лечения (ДЛТ, КУЛТ или их комбинация).

2. ДЛТ отличается неинвазивностью, минимальным использованием наркоза и является методом выбора при камнях до 1,0 см.

3. КУЛТ является приоритетным методом выбора лечения при камнях более 1,0 см. высокоплотных и длительно стоящих камнях.

4. При двусторонних и множественных камнях мочеточника наиболее обоснованно применение комбинированных методов лечения (ДЛТ + КУЛТ), дополняющих друг друга.

5. При рентгеннегативных камнях мочеточника любой локализации методом выбора их удаления является КУЛТ.

6. Проведение КУЛТ необходимо в условиях рентген-операционной, т. к. позволяет контролировать локализацию конкрементов, степень их фрагментации, возможность миграции, своевременно выявлять возможные интраоперационные осложнения.

7. При крупных камнях мочеточника стентирование верхних мочевых путей повышает эффективность ДЛТ, снижает риск интра- и послеоперационных осложнений.

8. Стентирование верхних мочевых путей после КУЛТ рекомендуется при наличии воспалительных изменений в месте локализации камня; крупных камнях, требующих длительного выполнения литотрипсии и ятрогенных повреждениях мочеточника.

Список литературы

1. Аляев Ю.Г., Рапопорт Л. М., Руденко В.И., Григорьев Н.А. Новый стандарт контактной литотрипсии – Swiss Lithoclast Master // Врачебное сословие 2003. № 2. С. 34.

2. Аляев Ю.Г., Руденко В.И., Газимиев М.-С.А. Мочекаменная болезнь. М., 2006. 235 с.

3. Бешлиев Д.А. Опасности, ошибки, осложнения дистанционной литотрипсии. Их лечение и профилактика. Дис. докт. мед. наук. М., 2003.

4. Бутин П.С. Применение дистанционной и контактной литотрипсии в лечении камней мочеточника. Дисс. канд. мед. наук. М., 2005. 169 с.

5. Волков И.Н., Бутин П.С., Дзеранов Н.К. Камни нижней трети мочеточника. ДЛТ или контактная уретеролитотрипсия? / Материалы Пленума правления Российского общества урологов (Сочи, 28–30.04.2003). М., 2003. С. 91–2.

6. Гурбанов Ш.Ш. Рентгеноэндоскопическая диагностика и лечение ятрогенных повреждений мочеточника. Дисс. канд. мед. наук. М., 2009. 187 с.

7. Дзеранов Н.К., Волков И.Н. Тактика лечения при оклюзирующих камнях верхней трети мочеточника. Материалы Пленума Российского общества урологов (Сочи, 28–30.04. 2003). 2003. С. 127–28.

8. Манукян М.В. Дистанционная литотрипсия и уретерореноскопическая контактная литотрипсия при лечении больных мочекаменной болезнью с камнями мочеточников. Дисс. докт. мед. наук. Ереван, 2010. 47 с.

9. Руденко В.И. Мочекаменная болезнь. Актуальные вопросы диагностики и выбора метода лечения: Дисс. докт. мед. наук. М.,2004. 339 с.

10. El-Anany FG, Hammouda ИМ, Maghraby HA, Elakkad MA. Retrograde ureteropyeloscopic holmium laser lithotripsy for large renal calculi. BJU Int 2010;88(9): 850–53.

11. Menezes P, Dickinson A, Timoney AG. Flexible ureterorenoscopy for the treatment of refractory upper urinary tract stones. BJU Int2011;84(3):257–60.

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.