В настоящее время уже не вызывает сомнения, что важным звеном в патогенезе многих осложнений беременности являются нарушения кровотока и изменения в системе микроциркуляции. Именно ангиодистонические реакции и сосудистые нарушения лежат в основе формирования таких серьезных осложнений гестации, как плацентарная недостаточность и поздний гестоз, часто приводят к развитию хронической гипоксии плода, перинатальной заболеваемости и смертности. Усугубляет тяжесть патологического процесса при наличии таких нарушений позднее начало терапии и отказ от
профилактического лечения [1].
К сожалению, на сегодняшний день не существует конкретного перечня показаний для проведения профилактического лечения беременным в первом триместре, не дано четких обоснований такой терапии и не до конца уточнены механизмы действия рекомендуемых для профилактики основных осложнений гестации лекарственных препаратов.
В ряде работ показаны положительные эффекты от использования Актовегина – препарата с комплексным метаболическим, антиоксидантным и цитопротекторным действиями – в ранние сроки беременности [2]. Доказано, что его применение снижает частоту декомпенсированных форм фетоплацентарной недостаточности в 2,23 раза, тяжелой гипотрофии плода – в 2,63, преждевременного прерывания беременности – в 5,00 раз [1]. Учитывая, что при многих осложнениях беременности кроме метаболических нарушений развиваются еще и нарушения кровотока, интересным, на наш взгляд, представлялось проанализировать влияние этого препарата на системную гемодинамику при осложненном течении гестации в I триместре.
Цель исследования: изучить влияние Актовегина на системную гемодинамику при осложненном течении беременности в I триместре.
Материал и методы
Проведено обследование 30 женщин с физиологическим течением беременности (группа сравнения)
и 17 – с отягощенным акушерско-гинекологическим анамнезом и неблагополучным течением I триместра (группа наблюдений). Критериями отбора в группу сравнения было отсутствие клинических проявлений любых осложнений беременности, родов, послеродового периода, потребовавших лечения, и рождение здорового ребенка без выявленных заболеваний и патологических состояний, потребовавших терапии в течение всего времени пребывания его в роддоме. Критерий отбора в группу наблюдений – наличие клинических проявлений неблагополучного течения беременности в I триместре, потребовавших лечения. Среди 17 беременных с осложненным течением I триместра
были пациентки с угрозой прерывания беременности (8 женщин), ранним токсикозом (3 женщины) и сочетанием угрозы прерывания беременности с ранним токсикозом (6 женщин). Исследование проведено на фоне уже начатой терапии по поводу основного заболевания (4 пациентки получали
дидрогестерон, 10 – препараты магния и спазмолитики, 3 – инфузионную терапию кристаллоидами) до и через 5 дней после дополнительного назначения к проводимой терапии внутривенного введения Актовегина по 400 мг один раз в сутки в течение 5 дней. Расчетным путем определены сердечный индекс (СИ), площадь поверхности тела (ППТ), минутный объем кровообращения (МОК) и общее
периферическое сопротивление сосудов (ОПСС) по следующим формулам [3, 4]:
СИ = минутный объем кровообращения (л/мин)/ППТ (м2);
ППТ = [рост (см)] 0,718 × [масса тела (кг)]0,427 × 0,007449;
МОК = [113,3–0,58 × (САД – ДАД) – 0,29 × ДАД – 9,4 × рост (см)/масса тела (кг)] × ЧСС;
ОПСС (дин × с-1 × см-5) = [ДАД + 1/3 ×(САД – ДАД)] × 60/МОК;
где САД – систолическое артериальное давление, ДАД – диастолическое артериальное давление, ЧСС – частота сердечных сокращений.
При обработке полученных данных использованы параметрические методы статистической оценки. Вычислены средняя арифметическая вариационного ряда (М), средняя ошибка средней (m). Достоверность различий между двумя группами оценена по t-критерий Стьюдента. Обработка результатов проведена с помощью компьютерных программ “Exell 2003” и “Statistika. 6”.
Результаты и обсуждение
У женщин с физиологическим течением беременности МОК составил 3,92 ± 0,42 л/мин, СИ – 2,49 ± 0,29 л/мин × м2, ОПСС – 1231,83 ± 223,11 дин × с-1 × см-5. У беременных с осложненным течением I триместра до лечения МОК был 3,23 ± 0,36 л/мин, р < 0,001 относительно здоровых беременных; СИ – 1,96 ± 0,26 л/мин × м2, р < 0,001; ОПСС – 1428,22 ± 240,59 дин × с-1 × см-5, р < 0,5; после лечения –
МОК 3,86 ± 0,55 л/мин, р < 0,001; СИ – 2,33 ± 0,32 л/мин × м2, р < 0,001; ОПСС – 1108,74 ± 146,16 дин × с-1 × см-5, р < 0,001 (см. таблицу).
Таблица. Показатели системной гемодинамики у женщин с физиологическим и осложненным течением I триместра до и после лечения Актовегином.
Таким образом, оказалось, что для осложненного течения гестации даже на фоне начатой терапии основного заболевания характерны значительное снижение МОК и СИ, тенденция к повышению ОПСС. Внутривенное введение Актовегина женщинам с неблагополучным течением ранних сроков беременности в течение 5 дней значительно увеличивает МОК, СИ и снижает ОПСС, однако полностью их не нормализует.
Выводы
• Физиологическому течению беременности соответствуют более высокие показатели МОК, СИ и более
низкие – ОПСС.
• Для осложненного течения гестации в ранние сроки характерно снижение МОК и СИ, тенденция к увеличению ОПСС.
• Проведение профилактического лечения женщин с осложненным течением беременности в I триместре с помощью внутривенного введения им Актовегина в течение 5 дней приводит к повышению МОК и СИ, а также к снижению ОПСС, однако полностью их не нормализует.
• С учетом неполной нормализации показателей системной гемодинамики у женщин с осложненным
течением беременности в I триместре при проведении 5-дневного курса лечения Актовегином возможно применение более продолжительной терапии этим препаратом или проведение комплексного лечения.