Внастоящее время более актуальными становятся проблемы профилактики и преодоления школьной дезадаптации, проявляющейся в нарушениях успеваемости, поведения и межличностных взаимодействий у значительной части учащихся общеобразовательной школы. Как известно, для современных российских школьников характерна высокая распространенность отклонений соматического и неврологического характера, особенно расстройств вегетативной нервной системы в изолированной, сочетанной или коморбидной формах [1, 3, 10].
Значительную роль в нарушении адаптации, развития эмоционально-волевых и поведенческих расстройств играет астено-вегетативный симптомокомплекс, который также служит фактором риска развития психосоматических и инфекционных заболеваний. Астения, выступая как один из компонентов астено-вегетативной дисфункции (АВД), способствует ухудшению качества жизни и негативно сказывается на эффективности освоения учебной программы, социализации детей и подростков.
Предикторами АВД в школьном возрасте наряду с иными причинами выступает возрастная психонейроэндокринная перестройка, обусловленная пубертатным периодом, а также конституциональные особенности и последствия резидуально-органических поражений нервной системы [2, 7, 9]. Дополнительные дестабилизирующие влияния в виде стрессовых физических, психических и эмоциональных воздействий, сезонных острых респираторных заболеваний, черепно-мозговых травм могут вести к временному или длительному обострению психовегетативных и/или соматических нарушений, при этом страдают качество жизни и возможности обучения детей и подростков.
Отклоняющееся поведение, чрезмерная конфликтность, приверженность вредным привычкам, избыточность эмоциональных реакций по незначимым поводам нередко базируются на церебрально-органическом фоне, существенно понижают успешность обучения и адаптивные способности ученика [5, 6], а также служат факторами риска приобретения вредных привычек – курения, употребления алкоголя и наркотиков [7, 8].
Перспективным средством коррекции АВД служит кальциевая соль гопантеновой кислоты (Пантокальцин), широко используемой в детской неврологической практике, обладающей комплексными ноотропными, нейрометаболическими, нейропротекторными и нейротрофическими свойствами со сбалансированным психостимулирующим и седативным действиями [4, 10, 12]. Препарат рекомендован к применению у детей и подростков, в т.ч. при психоэмоциональных перегрузках, снижении умственной и физической работоспособности [2, 4, 5, 10, 12].
Целью исследования явилось изучение эффективности Пантокальцина как корректора астено-вегетативных расстройств.
В задачи работы входила оценка:
- Частоты АВД среди школьников.
- Динамики клинических проявлений астено-вегетативных расстройств на фоне приема Пантокальцина.
- Переносимости Пантокальцина.
Материал и методы
Исследование проведено в два этапа: на первом обследованы три группы из 60 учеников третьих, седьмых и десятых классов общеобразовательных школ (всего 180 человек). Оценивали неврологический статус, наличие и глубину вегетативной дисфункции (ВД) с помощью Вопросника для выявления признаков вегетативных изменений Московского государственного медицинского университета им. И.М. Сеченова [2] с формулировками, адаптированными нами для восприятия учащимися третьих классов (далее – Вопросник). С учетом влияния пубертатного периода на частоту и выраженность ВД нами ранее рассчитаны уровни показателя для Вопросника с целью выявления ВД для различного возраста школьников с уровнем вероятности р < 0,01 [7, 8]. Так, доверительный интервал балльной оценки ВД для учащихся 3-х и 7-х классов составил соответственно 11–23 и 15–23 балла (ВД констатирован у лиц с показателем ≥ 23 баллам). Для учащихся 10-х классов ВД констатировали при показателе ≥ 25 (17–25) баллам. Таким образом, степень вегетативной разбалансировки несколько снижалась к седьмому–десятому классам, однако распространенность ВД парадоксально увеличивалась.
Для объективизации астении использована Шкала астенического состояния – ШАС [11], в которой вместо двух вопросов об изменениях сексуального чувства детям было предложено оценить отношение к соклассникам. Изучена также самооценка качества здоровья, волнения перед школой, утомления после уроков с помощью предложенных нами визуально аналоговых шкал – ВАШ [7, 8].
На втором этапе были отобраны учащиеся с синдромом АВД в количестве 101 человека; среди них методом случайной выборки были выделены основная группа (40 человек), группа сравнения (30 человек) и контрольная группа (31 человек). По возрастному и половому составу группы достоверно не различались.
Критерий включения в исследование: наличие признаков АВД по клиническим данным и результатам применения Вопросника и ШАС.
Критерий исключения: наличие неврологических и/или соматических заболеваний, по поводу которых учащиеся находятся на лечении или диспансерном наблюдении.
Представители основной группы получали внутрь Пантокальцин в таблетках. Суточная доза препарата распределялась на 3 приема и составляла для учащихся 3-х классов 750 мг, 7-х и 8-х – 1500 мг. Курс лечения длился 2 месяца, после чего ученики всех групп были обследованы повторно.
Группе сравнения назначали глицин по 0,2 мг трижды в сутки под язык. Учащимся контрольной группы не проводили лечения и рекомендовали обратиться за помощью в поликлинику по месту жительства (ни в одном из случаев родители или ученики не последовали этой рекомендации).
Дизайн, методы исследования и лечения, тестовый материал одобрены Региональным этическим комитетом. Статистическая обработка проведена в соответствии с общепринятыми критериями; при этом за «норму» для ВАШ приняты показатели в пределах границ доверительного интервала результатов, полученных в каждой возрастной группе.
Результаты
Все учащиеся – члены трех групп с АВД указывали на быструю утомляемость при выполнении заданий на уроках и в процессе домашней работы, чувство тяжести и дискомфорта в голове, раздражительность, невозможность долго заснуть (см. таблицу).
Более чем у 90 % членов всех трех групп при неврологическом исследовании выявлена рассеянная очаговая неврологическая микросимптоматика. Она была представлена одним или несколькими следующими симптомами: асимметрия носогубных складок, нистагмоид при крайних отведениях глазных яблок, оживление и неравномерность глубоких рефлексов, клоноид одной или обеих стоп, легкая интенция, симптом отсутствия «обратного толчка». Эта микросимптоматика расценивалась нами как резидуально-микроорганическая и косвенно свидетельствовала о конституционально-органическом патогенезе синдрома ВД.
Использование ВАШ продемонстрировало невысокую самооценку здоровья учащимися (рис. 1).
Более трети учеников всех возрастных категорий отметили наличие элементов вегетативных кризов (по типу панических атак, гипервентиляционных нарушений), а некоторые учащиеся обладали обоими типами кризовых состояний (рис. 1). При этом частота пред- и синкопальных состояний превалировала среди учеников 7-х классов: 47 против 24 % в 3-х и 31 % – в 10-х классах (р < 0,05).
Применение ВАШ позволило оценить интегративное влияние школы на психоэмоциональную сферу, исключив при этом элемент «доносительства», «слабодушия» и «очернительства», к которым столь чувствительны лица школьного возраста. Оказалось, что бóльшая часть учеников испытывают волнение перед посещением школы. Это вполне объяснимо и логично, т.к. волнение мобилизует внимание и другие когнитивные функции, настраивает человека на восприятие информации. Однако нами были выявлены ученики, степень тревоги которых, вероятно, в силу их личностных особенностей особенно велика и существенно превышает уровень общей тревожности одноклассников.
Анализ полученных данных позволил нам также установить учеников с выраженным утомлением и снижением настроения после занятий, количественная оценка которых отличалась от норматива для данного класса.
В этом случае нельзя сбрасывать со счетов субъективное восприятие с переоценкой своих ощущений. Вместе с тем факт пониженного качества жизни учащихся требует пристального внимания и дальнейшего изучения. Очевидно, что подобные случаи требуют повышенного внимания со стороны и родителей, и педагогов.
Полученные данные не давали возможности судить о конкретных причинах негативного влияния школы на психоэмоциональную сферу: оно могло быть связано с конфликтной ситуацией в классном коллективе, с избыточными требованиями к ученику кого-либо из преподавателей, требованиями родителей к уровню успеваемости ученика и иными факторами.
В частности, следовало учитывать распространенность курения и даже приема алкоголя некоторыми учениками. Однако в целом полученная информация представлялась весьма важной и указывала на необходимость коррекции.
Так, по данным нашего анонимного опроса, пробовали курить не менее 15 % третьеклассников, почти 60 % семиклассников и более 70 % десятиклассников. Сообщаемые на этот счет сведения самими учениками, судя по всему, занижены, но и они свидетельствуют о том, что регулярно курят от 5 % третьеклассников до 27 % десятиклассников. При этом от 40 % третьеклассников до 52 % десятиклассников пролагают, что могут бросить курить в любой момент.
Наши опросы указали на отсутствие толерантности учеников к употреблению спиртных напитков [7, 8]. Так, доля употреблявших пиво в третьих классах составляет 18 % и повышается в седьмых и десятых до 58 и 82 % соответственно. Примерно так же выглядит тенденция употреблять вино и водку, хотя доля «ознакомленных» на 5–13 % ниже. Доля знакомых с энергетическими напитками существенно возрастает к 10-м классам; до 12 % учеников 3-х классов полагают, что они не вредны. По мнению 45 % третьеклассников, 48 % семи- и 61 % десятиклассников, всегда можно бросить употреблять спиртное, как только они захотят это сделать.
Очевидно, что создавать установку на здоровый образ жизни следует уже на рубеже третьих классов, подкрепляя ее в дальнейшем.
После проведения двухмесячного курса терапии отмечено достоверное улучшение самочувствия и показателей вегетативной регуляции у учащихся основной группы; в группе сравнения аналогичные показатели лишь приобрели тенденцию к улучшению, а в контрольной не претерпели изменений (см. таблицу; рис. 2).
Анализ данных в таблице и рис. 2 свидетельствует о позитивном влиянии двухмесячного приема Пантокальцина на самочувствие и вегетативную сферу учеников основной группы. При этом достоверно, на 72 %, понизилась доля учащихся, не предъявлявших жалоб на здоровье, а также процент лиц с астенией. Резко улучшилась балльная оценка вегетативных функций (по данным Вопросника) и понизилась утомляемость после школы.
Эффект приема глицина в группе сравнения оказался гораздо скромнее; динамика показателей позволяла в некоторых случаях говорить лишь о незначительной тенденции к позитивным изменениям. В контрольной группе динамика показателей отсутствовала. Нежелательных явлений в процессе лечения Пантокальцином и глицином не отмечено.
Заключение
Исследование терапевтической эффективности Пантокальцина как средства коррекции астено-вегетативных нарушений у учащихся средней шко-лы подтвердило положительное влияние препарата на основные показатели вегетативной регуляции.
В ходе наблюдения в группе Пантокальцина отмечено достоверное улучшение самочувствия и уменьшение доли лиц с АВД, наблюдалось выраженное снижение утомляемости школьников. При приеме глицина в группе сравнения и в контрольной группе достоверных изменений не установлено.
Полученные данные позволяют рекомендовать Пантокальцин® к широкому применению в неврологической практике детям школьного возраста, имеющим проявления АВС, особенно с преобладанием симптомов астении.