В статье рассматривается проблема повышенной возбудимости у детей, ассоциированной с дефицитом магния. В качестве примеров приводятся различные клинические ситуации, характерные для конкретных возрастных периодов. Обсуждаются возможности диетической (алиментарной) коррекции нарушений магниевого статуса и роль оротата магния (Магнерота) в их лечении у детей.
Магний (Mg) – эссенциальный макроэлемент, необходимый для полноценного функционирования нервной ткани. Он является регулятором множества физиологических функций в человеческом организме, но для неврологов наиболее важно то обстоятельство, что Mg отвечает за передачу и скорость прохождения нервного импульса от головного мозга к периферическим нервным окончаниям и мышцам [1, 2].
О таких психоневрологических проявлениях магниевой недостаточности, как тремор, хорееподобные движения, судороги скелетной мускулатуры, головные боли и явления тетании, ранее сообщалось в литературе [3–5]. Помимо описанных симптомов внимания заслуживает манифестация дефицита Mg в виде повышенной возбудимости и беспокойства, которым мы уделим внимание в этой статье [6–9].
В соответствии с обновленными Нормами физиологических потребностей в энергии и пищевых веще-
ствах для различных групп населения Российской Федерации (2008) суточная потребность в магнии составляет для детей в возрасте 0–3 месяцев 55 мг, 4–6 – 60; 7–12 месяцев – 70; 1–3 лет – 80 мг; 3–7 – 200; 7–11 – 250; 11–14 – 300, 14–18 лет – 400 мг (для взрослых она соответствует 300–400 мг/сут) [10].
Потребность в Mg возрастает при увеличении физической и интеллектуальной нагрузок, при стрессе и в других ситуациях. Этот макроэлемент не вырабатывается в организме и поступает с пищей или в составе лекарственных препаратов.
Алиментарными источниками Mg являются зеленые листовые овощи, цельнозерновые продукты (овсяная, гречневая, пшенная крупы), орехи, семечки, соя, морская капуста, кальмары и бананы. V.L. Fulgoni 3rd и E.E. Quann (2012) считают молоко важным источником магния (27–28 % от потребности) в питании детей в возрасте до 5 лет [11]. В отдельных регионах жесткая вода может обеспечить поступление в организм Mg в умеренном количестве.
Считается, что до 30 % населения в мире регулярно недополучают Mg с пищей, что частично сопряжено с современными технологиями и минеральными удобрениями, приводящими к дефициту этого минерального вещества в почве. Избыточной элиминации Mg из организма способствует
потребление рафинированной пищи, а также избыток соли и сахара.
К дефициту магния приводит не только недостаточное потребление этого макроэлемента с пищей, но и недостаточная инсоляция, прием некоторых лекарственных средств (кортикостероидов, аминогликозидов, диуретиков и др.), а также ситуации с увеличением потребности в Mg. Недостаточность Mg (код Е61.2 по Международной классификации болезней 10-го пересмотра – МКБ-
10) – не единственное показание к его назначению. Ранее мы и другие авторы сообщали о возможностях применения препаратов Mg в лечении различных видов психоневрологической патологии – мышечных спазмов, эпилепсии и судорог, синдрома беспокойных ног, острых нарушений мозгового кровообращения, рассеянного склероза, детского церебрального паралича, деменции, головной боли и мигрени [3–5, 12, 13]. A.W. Yuen и J.W. Sander (2012) высказывают гипотезу, что применение препаратов магния может уменьшать число приступов у пациентов с
эпилепсией [14].
В целом для магниевой недостаточности характерны нервно-мышечные и поведенческие проявления, наблюдающиеся при широком спектре психоневрологической патологии (спастические нарушения, тремор, атаксия, ажитация, тикозные расстройства, шизофрения, головные боли и т. д.).
Беспокойство и повышенная возбудимость у детей и подростков могут быть обусловлены различными причинами. Так, возрастзависимыми причинами (факторами) для детей первых месяцев/лет жизни могут служить младенческие колики и состояния пищевой непереносимости (лактазная недостаточность, непереносимость белка коровьего молока и др.), для детей раннего возраста – “младенческие истерики” (коды R45.0, R45.1 и R45.4 по МКБ-10), для детей дошкольного возраста – расстройства эмоционально-поведенческой сферы и невротические состояния, а для школьников-подростков – психологические стрессы, вегетативная дисфункция и синдром дефицита внимания и
гиперактивности (СДВГ).
Как указывают А.С. Кадыков и С.Н. Бушенева (2006), основное значение Mg состоит в том, что он служит естественным антистрессовым фактором, тормозит процессы возбуждения в центральной нервной системе (ЦНС) и снижает чувствительность организма к внешним воздействиям [15]. С этим
положением полностью соотносится мнение О.А. Громовой и соавт. (2012), считающих дефицит Mg
“проблемой стресса и дезадаптации у детей” [16].
Феномен снижения внутриклеточной концентрации Mg в нейронах при многих видах психоневрологической патологии является доказанным [17]. Напомним, что T.G. Randolph и другие
представители направления медицины, получившего название клинической экологии, считают, что различные формы психоневрологической патологии, подпадающие под понятие “церебральная аллергия” (синонимы: “экологическая ментальная болезнь”, “множественная химическая сенси-
тивность”), могут возникать под воздействием многочисленных факторов внешнего окружения [18, 19]. Одним из таких факторов, несомненно, является недостаточность Mg.
Дети в возрасте от года до 3 лет представляют особую категорию пациентов. Их психоэмоцилнальный статус характеризуется нестабильностью, повышенной возбудимостью и различными поведенческими реакциями. Так называемые истерики второго года жизни наблюдаются у детей с большой частотой. Этот термин является условным, поскольку проявления этого варианта “болезни роста” обычно наблюдаются с той или иной степенью выраженности среди большинства детей до достижения ими примерно 3-летнего возраста [6]. A.J. Richardson (2006) из Великобритании считает, что младенческие истерики (англ. –temper tantrums) у детей раннего возраста можно успешно корригировать при прицельном использовании минеральных веществ, включая препараты Mg [20].
Классическими примерами состояний, сопровождающихся повышенной возбудимостью, служат рас-
стройства аутистического спектра и СДВГ (ADHD – Attention-Deficit/Hyperactivity Disorder) [21, 22]. Так,
E. Blaurock-Busch и соавт. (2011, 2012) при исследовании содержания минеральных веществ в волосах детей с аутизмом обнаружили существенное снижение содержания Mg (по сравнению со здоровыми сверстниками) [23, 24]. С.Н. Иллариошкин (2005) указывает на соответствующие проявления дефицита Mg при некоторых формах аутизма у детей [5].
В свою очередь K. Konikowska и соавт. (2012) связывают хронический дефицит Mg с возникновением и усугублением симптомов СДВГ у детей [25]. С этим положением полностью совпадает мнение О.А. Громовой и соавт. (2012), рассматривающих Mg в качестве основы подхода к патогенетическому лечению СДВГ у детей [26]. M. Huss и соавт. (2010) считают целесообразным применение Mg при СДВГ,
а G. Irmisch и соавт. (2011) подчеркивают необходимость модификации магниевого статуса детей с этой разновидностью расстройства поведения [27, 28].
Еще одним состоянием повышенной возбудимости можно считать синдром беспокойных ног (нарушения сна с периодическими движениями конечностей), которому нередко сопутствует дефицит Mg, требующий использования препаратов, содержащих этот эссенциальный макроэлемент [29, 30].
На примере семейной гипомагниемии (англ. – familial hypomagnesaemia) – редкого генетического заболевания c аутосомно-рецессивным типом наследования, T. Guran и соавт. (2011) показывают выраженность когнитивных расстройств и нарушений психосоциального развития детей с этим видом
патологии, подчеркивая их ассоциированность с дефицитом Mg [31].
Вегетативная дисфункция (ВД), относящаяся к профессиональной сфере неврологов и кардиологов, сопровождается повышенной возбудимостью и раздражительностью. Клиническое многообразие
синдрома ВД представлено в работе Н.Н. Заваденко и Ю.Е. Нестеровского (2012), отметивших роль Mg при описываемой патологии [32]. Известно, что препараты Mg эффективны при проявлениях соматоформной ВД с сопутствующими эмоциональными и поведенческими расстройствами; магний оказывает седативное действие, нормализует электрическую активность клеток ЦНС и передачу импульсов в нейромышечных синапсах, а также способствует угнетению вазомоторного центра и передачи нервного импульса в вегетативных ганглиях и адренергических синапсах.
Не являются редкостью случаи, когда беспокойство и повышенная возбудимость ребенка становятся
результатом социальной депривации или, наоборот, семейной гиперопеки. В таких ситуациях проблему беспокойного ребенка можно решить, не прибегая к назначению фармакологических
средств, ограничившись режимными мероприятиями, правильным воспитанием и созданием адекватного психоэмоционального климата в семье [6].
Применение транквилизаторов (анксиолитиков) для коррекции беспокойства у возбудимых детей является довольно серьезным методом терапии, к которому большинство родителей относятся без энтузиазма. Поэтому при лечении повышенной возбудимости у детей традиционно используются
седативные средства на основе продуктов химического синтеза и/или эктрактов лечебных растений [6–8]. При этом коррекция магниевого статуса представляется если не первоочеред
ным, то важнейшим терапевтическим мероприятием.
Для восполнения дефицита Mg могут использоваться алиментарные источники макроэлемента или примняться его препараты (различные соли и соединения). Диетический подход, несмотря на физиологичность и “натуральность”, сопряжен с организационными трудностями и необходимостью
точного подсчета содержания Mg в тех или иных продуктах питания. Хотя рациональное питание играет существенную роль, О.А. Громова и соавт. (2012) указывают, что препараты Mg составляют ядро лечебных и нейрореабилитационных мероприятий в коррекции магниевого баланса [16].
Из фармакологических средств в коррекции магниевого статуса детей с повышенной возбудимостью
может применяться магния оротат (Магнерот), представляющий комбинацию магния и оротовой кислоты [33, 34]. Последняя обладает рядом функций (включая активацию сократительной способности мышц, анаболическое и регенераторное действия), но немаловажно и то, что оротовая кислота способствует лучшей проводимости Mg в клетки и его последующей утилизации. Сочетание оротовой кислоты с Mg позволяет добиваться оптимизации биологической досутпности последнего, что обеспечивает Магнероту ряд преимуществ перед другими препаратами Mg. Оротат магния относится к
препаратам второго поколения (органическим солям Mg), которые отличает высокая абсорбция в желудочнокишечном тракте; при использовании Магнерота она достигает 38–40 %, что выше, чем у цитрата и аспарагината магния.
В обзоре H.G. Сlassen (2004) приводится подробное описание физиологичексих и терапевтических эффектов Mg в сочетании с оротовой кислотой [35]. Об эффективности применения препарата Магнерот в лечении неврологических заболеваний сообщает О.В. Новикова (2009) [36]. В недавней
обзорной статье, посвященной применению препаратов Mg в клинической практике, Е.Л. Трисветова (2012) подчеркивает такие “неврологические” симптомы магниевой недостаточности, как беспокойство, агрессивность и снижение устойчивости к стрессовым воздействиям, а также их исчезновение на фоне применения оротата магния [37].
Cовременные данные, представленные в доступной литературе, позволяют считать, что использование препаратов Mg (магния оротат и др.) можно рассматривать в ключе обеспечения нейропротекции, причем пациентам любого возраста [38-42]. Именно магниевый дефицит P.S. Mangan и J. Kapur (2004), основываясь на результатах экспериментальных исслелований, считают важнейшим фактором,
определяющим взрывное поведение нейронов и, соответственно, особенности межнейронального взаимодействия и психоэмоциональных реакций [43].
Беспокойство и повышенная возбудимость детей – частые причины обращения родителей к педиатрам и детским неврологам. Этиопатогенетический вклад магниевой недостаточности в возникновение этих психоэмоциональных нарушений у детей столь же несомненен, как и роль препаратов Mg в их коррекции [44–46].
Использование в неврологии c профилактической и/или лечебной целями минеральных веществ или
препаратов на их основе – одно из средств нейродиетологии [47]. Оротат магния не относится к пищевым добавкам (нутрицевтикам), но сам Mg является эссенциальным нутриентом. Поскольку, как указывалось выше, коррекция явного и скрытого магниевого дефицита за счет алиментарного потребления этого макроэлемента с продуктами питания весьма затруднительна, особое значение
приобретают препараты Mg с высоким уровнем утилизации и подтвержденной клинической эффективностью. Примером последних является описанный выше препарат Магнерот.
Игнорирование у детей и подростков состояний, относящихся к минералодефицитным, включая психоневрологические и соматические проявления магниевой недостаточности, равнозначно неоказанию адекватной медицинской помощи [48, 49]. Дефицит Mg не только приводит к выраженному беспокойству и другим нарушениям со стороны нервной системы, но и снижает качество жизни пациентов различного возраста.
1. Спасов А.А. Магний в медицинской практике. Волгогорад. 2000. 268 с.
2. Вислый А.А. Роль магния в регуляции физиологических процессов в организме //Новости медицины и фармации 2008. № 6 (238). C. 14–5.
3. Студеникин В.М., Турсунхужаева С.Ш., Звонкова Н.Г., Пак Л.А., Шелковский В.И. Магний и его препараты в психоневрологии //Эффективная фармакотерапия. Неврология и психиатрия 2012. № 4. С. 8–12, 58–60.
4. Студеникин В.М., Турсунхужаева С.Ш., Шелковский В.И. Роль препарата магния оротата в нейропедиатрии // Фарматека 2012. . Спецвыпуск. Педиатрия. С. 68–73.
5. Иллариошкин С.Н. Недостаточность магния: некоторые неврологические аспекты и пути коррекции // Атмосфера. Нервные болезни 2005. № 1. С. 37–40.
6. Студеникин В.М. Беспокойный ребенок //Лечащий врач 2002. № 9. C. 10–12.
7. Студеникин В.М., Балканская С.В.,Шелковский В.И. Беспокойные дети и применение препаратов растительного происхождения // Лечащий врач 2007. № 8. С. 92–3.
8. Студеникин В.М., Турсунхужаева С.Ш., Пак Л.А. Повышенная возбудимость и ее коррекция у детей дошкольного возраста //Вопр. практ. педиатрии 2011. Т. 6. № 2. С. 87–89.
9. Vause HE, Chapman M. Irritability in the pediatric population. Nurse Pract 2012;Nov 28[Epub
ahead of print.].
10. Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации // Метод. реком. МР 2.3.1.2432-08. 3.2.1.
Рациональное питание. М., 2008. 40 с.
11. Fulgoni V.L. 3rd, Quann E.E. National trends in beverage consumption in children from birth to 5 years: analysis of NHANES across three decades. Nutr J 2012;11(1):92. 12. Акарачкова Е.С., Вершинина С.В. Дефицит магния у неврологических паицентов: миф или реальность? // РМЖ 2011. Т. 19. № 15.
C. 987–91.
13. Юдина Н.В., Громова О.А., Торшин И.Ю., Федотова Л.Э. и др. Перспективы применения магния в педиатрии и детской неврологии //Педиатрия. 2010. № 5. C. 142–49.
14. Yuen AW, Sander JW. Can magnesium supplementation reduce seizures in people with epilepsy?
A hypothesis. Epilepsy Res 2012;100(1–2):152–256.
15. Кадыков А.С., Бушенева С.Н. Магний глазами невролога // Нервы 2006. № 1. C. 6–7.
16. Громова О.А., Торшин И.Ю., Гришина Т.Р.,Федотова Л.Э. Дефицит магния как проблема стресса и дезадаптации у детей // РМЖ 2012. Т. 20. № 16. C. 813–21.
17. Haensch CA. Cerebrospinal fluid magnesium level in different neurological disorders. Neurosci
Med 2010;1(2):60–3.
18. Randolph TG. The history of ecological mental illness. In: Annual Review of Allergy – 1973 (Frazier C.A., ed.). Flushing (NY): Medical Examination Publ. Co., Inc. 1974;425–41.
19. Barrett S. A close look at “Multiple Chemical Sensitivity”. Quackwatch Inc.: Allentown (PA). 1998;46.
20. Richardson AJ. They are what you feed them (How food can improve your child’s behaviour, mood and learning). London: Harper Thorsons/Harper Collins Publ 2006;442.
21. Perkins EA, Berman KA. Into the unknown: aging with autism spectrum disorders. Am J Intellect
Dev Disabil 2012;117(6):478–96.
22. Shaw P. Attention-deficit/hyperactivity disorder and the battle for control of attention. J Am Acad
Child Adolesc Psychiatry 2012;51(11):1116–18.
23. Blaurock-Busch Е, Amin OR, Rabah T. Heavy metals and trace elements in hair and urine of a sample of Arab children with autistic spectrum disorder. Maedica (Buchar) 2011; 6(4):247–57.
24. Blaurock-Busch Е, Amin OR, Dessoki HH, Rabah T. Toxic metals and essential elements in hair and
severity of symptoms among children with autism. Maedica (Buchar) 2012;7(1):38–48.
25. Konikowska K, Regulska-Ilov B, Rozanska D. The influence of components of diet on the symptoms
of ADHD in children. Rocz Panstw Zakl Hig 2012;63(2):127–34.
26. Громова О.А., Торшин И.Ю., Егорова Е.Ю. “Умные” микронутриенты. Микронутриенты и нервно-психическое развитие ребенка: монография. М., 2012. 480 с.
27. Huss M, Völp A, Stauss-Grabo M. Supplementation of polyunsaturated fatty acids, magnesium and zinc in children seeking medical advice for attention-deficit/hyperactivity problems: an observational cohort study. Lipids Health Dis 2010;9:105.
28. Irmisch G, Thome J, Reis O, Hässler F, et al. Modified magnesium and lipoproteins in children with attention deficit hyperactivity disorder (ADHD). World J Biol Psychiatry 2011;12 (Suppl. 1):63–5.
29. Trenkwalder C, Hening WA, Montagna P, Oertel WH, et al. Treatment of restless legs syndrome: evidence-based review and implications for clinical practice. Mov Disord 2008;23(16): 2267–302.
30. Левин О.С. Лечение синдрома беспокойных ног // Consilium medicum 2011. № 2.С. 75–81.
31. Guran T, Arman A, Akcay T, Kayan E, et al. Cognitive and psychosocial development in children with familial hypomagnesaemia. Magnes Res 2011;24(1):7–12.
32. Заваденко Н.Н., Нестеровский Ю.Е. Клинические проявления и лечение синдрома вегетативной дисфункции у детей и подростков // Педиатрия 2012. Т. 91. № 2. С. 92–101.
33. Регистр лекарственных средств России (РЛС). Энциклопедия лекарств. вып. 20-й. Гл. ред.
Вышковский Г.Л. М., 2012. С. 564.
34. Федеральное руководство по использованию лекарственных средств (формулярная система). Вып. XIII. М., 2012. 777 с.
35. Сlassen HG. Magnesium orotate: experimental and clinical evidence. Rom J Intern Med 2004;42(3):491–501.
36. Новикова О.В. Магнерот в лечении неврологических заболеваний // Междунар. неврол. журн. 2009. № 1(23). C. 91–2.
37. Трисветова Е.Л. Магний в клинической практике // Рацион. фармакотерапия в кардиологии 2012. 8(4). С. 545–53.
38. Давтян Л.Л. Магний // Новая медицина тысячелетия. 2011. № 5. C. 2–7.
39. Zeana C. Magnesium orotate in myocardial and neuronal protection. Rom J Intern Med 1999;37(1):91–7.
40. Gathwala G, Khera A, Singh J, Balhara B. Magnesium for neuroprotection in birth asphyxia. J Pediatr Neurosci 2010;5(2):102–4.
41. Wiwanitkit S, Costa Fda S, Lopes L, Brennecke S. Magnesium for fetal neuroprotection. Rev Bras
Ginecol Obstet 2011;33(6):265–70.
42. Mangan PS, Kapur J. Factors underlying bursting behavior in a network of cultured hippocampal
neurons exposed to zero magnesium. J Neurophysiol 2004;91(2):946–57.
43. Кудрин А.В., Громова О.А. Микроэлементы в неврологии (Обучающие программы ЮНЕСКО). М., 2006. 304 с.
44. Каладзе Н.Н., Бабак М.Л. Физиологическая роль ионов магния в организме человека и патогенетические проявления его дефицита // Совр. педиатрия 2009. № 6(28).С. 147–53.
45. Akhtar MI, Ullah H, Hamid M. Magnesium, a drug of diverse choice. J Pak Med Assoc 2011;61(12):1220–25.
46. Студеникин В.М., Горюнова А.В., Грибакин С.Г.,Журкова Н.В. и др. Нейродиетология: концепция и основные понятия. Гл. 1. В кн.: Нейродиетология детского возраста (коллективная монография). М., 2012.C. 17–55.
47. Громова О.А., Кудрин А.В. Нейрохимия макро- и микроэлементов. Новые подходы к фармакотерапии. М., 2001. 272 с.
48. Студеникин В.М., Балканская С.В., Шелковский В.И., Курбайтаева Э.М. Витаминно-минеральная недостаточность у детей: соматические и психоневрологические аспекты проблемы // Лечащий врач 2008. № 1. С. 19–22.