ISSN 2073–4034
eISSN 2414–9128

Мотивация сестринского персонала на примере ФГБУ “Научный центр здоровья детей” РАМН

Е.Г. Бирюкова, к.м.н.; Е.Ю. Варфоломеева

В статье описаны направления совершенствования сестринского звена Научного центра здоровья детей РАМН, т.к. профессиональное развитие медицинских сестёр невозможно без систематического и регулярного пополнения имеющегося багажа знаний новой информацией. Представлено описание Проекта по развитию сестринского звена, который стартовал в 2011 г. в Научном центре здоровья детей РАМН. Проект направлен на личностное, профессиональное развитие и повышение квалификации медицинских сестёр, а также на подготовку их к роли лидеров в деятельности по развитию сестринского звена медицинских учреждений России.

Ключевые слова

медицинские сёстры
проект развития сестринского звена
престиж профессии

Данные опроса медицинских сестер

Оргкомитетом I и II Форумов детских медицинских сестер, состоявшихся в феврале 2011 и 2012 гг. в рамках XV и XVI Конгрессов педиатров России, было инициировано проведение опроса, который охватил свыше 1265 детских медицинских сестер, работающих в различных лечебно-профилактических учреждениях России, представляющих 20 территорий. Опрос был посвящен проблемам работы и состояния здоровья специалистов среднего звена. В качестве волонтеров-интервьюеров выступили коллеги опрашиваемых – будущие участницы форума. Анкета для исследования была разработана в ФГБУ “Научный центр здоровья детей” РАМН (далее – НЦЗД РАМН).

По результатам опроса, в приоритетах реформирования сестринского дела повышение уровня профессионального образования поставлено медицинскими сестрами на третье место после повышения заработной платы и снижения психоэмоциональных нагрузок. Большинство (73 %) опрошенных отметили низкий уровень компьютеризации рабочих мест, частые стрессовые ситуации и отсутствие своевременной информации о работе учреждений.

В НЦЗД РАМН также было проведено анонимное анкетирование 56 медицинских сестер различного профиля, работающих в клинике и амбулаторных подразделениях. Средний возраст респондентов составил 37 лет. Согласно результатам этого опроса, 54,3 % медицинских сестер НЦЗД РАМН включили в предложения по оптимизации работы повышение уровня профессионального образования, а 40,85 % – карьерный рост. Большинство (83 %) медицинских сестер не используют в своей работе современные информационные компьютерные технологии, 98 % не имеют публикаций и не участвуют в конференциях, несмотря на то что работают в академическом научном учреждении. При этом средний стаж работы респондентов в НЦЗД РАМН составляет 19 лет.

О Проекте развития сестринского звена

Результаты анкетирования были представлены руководству НЦЗД РАМН, после чего администрация инициировала Проект развития сестринского звена центра, направленный на обучение медицинских сестер, повышение их квалификации, подготовку к роли лидеров по развитию сестринского звена.

Проект стартовал 14 апреля 2011 г. Его задачами стали:

• получение медицинскими сестрами знаний в дополнительных областях деятельности, сопутствующих профессиональной (навыки работы с информацией, на компьютере, подготовка презентаций);

• приобретение навыков коммуникации и взаимодействия с пациентами в рамках рабочих процессов;

• знакомство с международным опытом в области сестринского дела, передовыми методиками работы в разных сферах медицины, ознакомление с работой зарубежного медицинского центра;

• развитие в рамках профессии и получение дополнительных навыков работы в специальных областях медицины;

• личностный и профессиональный рост.

На сегодняшний день в проекте участвуют шесть медицинских сестер из разных отделений НЦЗД РАМН: старшая медицинская сестра консультативного отделения, старшая медицинская сестра отделения неотложной педиатрии, инструктор-методист отделения лечебной физической культуры и спорта, старшая медицинская сестра отделения восстановительного лечение детей с лорпатологиями, старшая медицинская сестра отделения восстановительного лечения детей с нефроурологическими заболеваниями, ожирением и метаболическими заболеваниями и палатная медицинская сестра отделения неотложной педиатрии.

В рамках проекта для обучающихся сестер были проведены тренинги:

• “Базовые навыки работы с компьютером и информационными системами” – обучение работе с базовыми офисными программами Microsoft Word, Excel, Power Point, Internet, E-mail – апрель 2012 г.

• “Целеполагание и позитивное мышление” – обучение искусству постановки целей, планированию своей работы, направленной на результат; принципам самомотивации и самоконтроля; привитие навыков эффективного мышления, работа с убеждениями – сентябрь 2011 г.

• “Подготовка постеров и презентаций для участия в научных конференциях” – обучение подготовке научных постеров, созданию и проведению презентаций, работе с аудиторией – декабрь 2011 г.

• “Навыки публичного выступления” – апрель–май 2012 г.

• “Навыки работы с информацией” – декабрь 2012 г.

Тренинги проводили приглашенные специалисты в рабочее время в учебном корпусе НЦЗД РАМН. Каждый из них занимал от 9 до 18 часов и состоял из нескольких занятий. По окончании каждого тренинга участницы получали именные сертификаты.

Участие медицинских сестер в научных конференциях

Проект предполагает активное (в т. ч. международное) участие сестринского персонала в научных конференциях. В декабре 2011 г. две участницы проекта после прохождения тренинга “Подготовка постеров и презентаций для участия в научных конференциях” получили право представлять научный центр на I Конгрессе детских медицинских сестер в Турции (Стамбул) и выступили с постерным докладом на тему “Скрининг-опрос социально значимых приоритетов детских медицинских сестер”.

В ноябре 2012 г. три участницы проекта посетили клинику “Бикур Холим” в Израиле (Иерусалим) по международному обмену опытом в области сестринского дела, где представили устные доклады: “Организационные инновации в сестринской службе клиники НЦЗД РАМН”; “Организация работы и роль среднего медицинского персонала при оказании амбулаторной помощи детям в консультативном отделении клиники высоких технологий” и “Организация работы и роль среднего медицинского персонала в НИИ профилактической педиатрии и восстановительного лечения НЦЗД РАМН”.

Проект включает и обмен региональным опытом, участницы проекта выступили с устными докладами на I Форуме детских медицинских сестер Урала (Екатеринбург, 17–19 мая 2012 г.) и на I Форуме детских медицинских сестер Сибири (Красноярск, 17–19 сентября 2012 г.).

Создание специальной страницы сайта НЦЗД РАМН

С целью приобщения медицинских сестер к научной деятельности НЦЗД РАМН создана страничка сайта – “Детская медицинская сестра”, которая имеет следующие разделы:

• “Новости” (информация о конференциях, форумах детских медицинских сестер).

• “Публикации”. Для детских медицинских сестер создана рубрика “Детская медицинская сестра” в журнале “Педиатрическая фармакология”, рецензируемом ВАК, ведущий рубрики – профессор А.А. Модестов. В результате у медицинских сестер появилась уникальная возможность публиковать свои научные материалы.

• “Постоянная комиссия ДМС”. Постоянная комиссия детских медицинских сестер во главе с главным внештатным специалистом по управлению сестринской деятельностью Минздравсоцразвития России профессором С.И. Двойниковым создана на основании Устава Союза педиатров России (п. 2.1 и 3.1 в соответствии с п. 6.4.5). Ее основными целями являются формирование и подготовка образовательных программ к форумам детских медицинских сестер и распространение опыта работы в регионах.

• “Образование” (информация о проекте по развитию сестринского звена НЦЗД РАМН).

• “Полезная информация для медицинских сестер”.

В заключение хотелось бы отметить, что для достижения широкого общественного признания профессии требуется поднять ее престиж, прежде всего в глазах самих медицинских работников [5], обучить их навыкам лидерства и руководства, поощрить к участию в исследованиях, проводимых с целью развития и расширения знаний в области предмета дисциплины, а также в научных исследованиях, соответствующих международным стандартам, организуемых в целях содействия повышению престижа сестринского дела в Российской Федерации и любой другой стране мира. Именно этому призван способствовать Проект развития сестринского звена НЦЗД РАМН.

В 2012 г. одна из участниц проекта поступила в I МГМУ им. И.М. Сеченова на бакалавриат высшего сестринского образования и психолого-социальной работы.

Основные перспективы дальнейшего совершенствования сестринского звена:

1. Проведение III Форума детских медицинских сестер, который пройдет в рамках XVII Съезда педиатров России 14–17 февраля 2013 г.

2. II Конгресс педиатрических медицинских сестер, который состоится в рамках VI Европейского конгресса педиатров 5–8 июня 2013 г. в Глазго (Великобритания).

3. Повышение уровня образования непосредственно в медицинском учреждении по месту работы (в т. ч. совместные формы обучения с врачебным персоналом).

Список литературы

1. Баранов А.А. Профилактическая педиатрия: новые вызовы. М., 2012.

2. Медицинская сестра как участник научных исследований / Этический кодекс медицинской сестры России. Ассоциация медицинских сестер России. СПб., 2010. 11 с.

3. Волков С.Р., Волкова М.М. О роли сестринского персонала в профилактической медицине // Медицинская сестра 2003. № 2. С. 36.

4. Тиньков А.Н. Специалисты с высшим сестринским образованием – менеджеры сестринского дела / Доклады участников II Всероссийского съезда средних медицинских работников на пленарных и секционных заседаниях. М., 2004. С. 254–60.

5. Notzer N, Ribac J, Abramovitz R, et. al. The impact of Bachelor Degree Completion Programs on Career Development of Nurses in Israel. International journal of Nursing Studies2003;41:713–19.

Также по теме

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.