ISSN 2073–4034
eISSN 2414–9128

Оптимизация выбора бета-адреноблокаторов при лечении пациентов с артериальной гипертензией, перенесших острый инфаркт миокарда во время активной курсовой физической реабилитации при помощи парных тестов с физической нагрузкой

Чернявская Т.К., Боравков И.Н.

В статье продемонстрирована эффективность парных тестов с физической нагрузкой у пациентов с артериальной гипертензией, перенесших острый инфаркт миокарда. Показаны преимущества бисопролола (Бидоп) по сравнению с другими бета-адреноблокаторами в лечении данной категории больных, а также эффективность и безопасность активной физической реабилитации больных ишемической болезнью сердца в сочетании с оптимальной медикаментозной терапией.

Ключевые слова

ишемическая болезнь сердца
артериальная гипертензия
физическая нагрузка
бета-адреноблокаторы

К числу наиболее частовстречающихся сердечно-сосудистых заболеванийотносятся артериальная гипертензия(АГ) и ишемическая болезнь сердца (ИБС). Повышенное артериальное давление (АД) является однимиз основных независимых факторовриска развития атеросклероза и ИБС,а также сердечно-сосудистых осложнений – инфаркта миокарда (ИМ) и сердечной недостаточности [1, 2]. Метаанализ 17 рандомизированных клинических исследований, включившихболее 47 тыс. больных АГ, показал, чтоактивное снижение АД сопровождается уменьшением сердечно-сосудистойсмертности на 16 %, развития новыхслучаев ИБС – на 20 % и сердечнойнедостаточности – на 48 % по сравнению с больными, не получавшимиантигипертензивной терапии [4].Главной целью лечения больных АГи ИБС является достижение максимального снижения риска сердечно-сосудистой заболеваемости и смертности [7, 8]. Ведущую роль в ее реализации играет снижение повышенногоАД до целевого уровня и постоянноеподдержание его на соответствующемуровне, в т. ч. на фоне физических
нагрузок.

Снижение как систолического (САД), так и диастолического АД(ДАД) уменьшает выраженность ишемии и предупреждает риск сердечно-сосудистых событий у больных ИБСв основном за счет снижения потребности миокарда в кислороде.

Использование различных методикфизической реабилитации пациентовс ИБС, в т. ч. перенесших острый ИМ(ОИМ), сегодня стало неотъемлемойчастью терапии пациентов. Результатыисследований доказывают, что физическая нагрузка в рамках нагрузочноготеста у пациентов с ИБС способствовала лучшей переносимости такой женагрузки через час после выполненияпредыдущей (снижалась депрессия сегмента ST на пике выполнения упражнения) [13]. В другом исследованиипарные нагрузочные тесты, проводимые с интервалом в 30 минут, показалиулучшение ишемических параметровпри проведении второго и третьеготестов [4]. Таким образом, имеетсячеткое обоснование использованияметодик физической реабилитациипациентов при помощи парных нагрузочных тестов. Однако основным требованием к проведению физическихтренировок является стабильностьпоказателей АД и частоты сердечныхсокращений (ЧСС). В соответствии сновыми рекомендациями по ведениюбольных стабильной стенокардиейЕвропейского общества кардиологов(ЕОК) для лиц с подтвержденным диагнозом ИБС в сочетании с АГ уровеньАД должен быть не более 130/85 ммрт. ст., а показатель ЧСС находиться впределах 55–60 уд/мин [9].

В соответствии с современнымирекомендациями β-адреноблокаторы(БАБ) являются препаратами выборадля лечения больных АГ в сочетании сИБС [5, 7, 8]. Бета-блокаторы уменьшают ЧСС и АД в период покоя иво время нагрузки, задерживают илипредотвращают развитие болей и ишемических изменений электрокардиограммы (ЭКГ), а также препятствуютразвитию ремоделирования миокарда.Однако, имея большой выбор лекарственных средств, влияющих на показатели гемодинамики, в частностиБАБ, интересно сопоставить эффективность различных препаратов по ихвлиянию на показатели АД и ЧСС, атакже клиническому эффекту у пациентов с АГ, перенесших ОИМ на фонеиспользования парных тестов физической нагрузки.

Цель исследования: сопоставитьдинамику АД и ЧСС, а также ишемических изменений миокарда у пациентов с АГ, перенесших ОИМ, на фоне терапии бисопрололом (Бидоп), метопролола тартратом и атенололом во время активной курсовой физической реабилитации при помощи парных тестов с физической нагрузкой.

Материал и методы

Пациентов включали в исследование на 1-е сутки после развившегося ОИМ. Диагноз устанавливалсяна основании клинической картинызаболевания, данных ЭКГ, динамики кардиоспецифических ферментов.Наличие АГ отслеживали по анамнезу. Дополнительно оценивали соответствие пациентов критериям включения/исключения в исследование(табл. 1).

Таблица 1. Критерии включения/исключения в исследование.

Таблица 2. Клиническая характеристика пациентов.

В исследование были включены 63пациента, рандомизированных в соотношении 1 : 1 : 1 в 3 группы по 21человеку. Группа 1 – пациенты, получавшие атенолол, группа 2 – пациенты, получавшие метопролола тартрат,группа 3 – пациенты, получавшиебисопролол (Бидоп, Гедеон Рихтер).Длительность наблюдения составила30 дней от момента включения в исследование, при этом 21 день пациентыпроводили в стационаре, последующие9 дней – на амбулаторном наблюдении.

Результаты

Клиническая характеристика пациентов представлена в табл. 2.Все больные, включенные в исследование, находились на стандартнойтерапии ИАПФ, БАБ, ацетилсалициловой кислотой и статинами, принеобходимости к лечению добавлялись ингалационные нитраты по требованию, но не более двух раз в сутки.В первые 14 дней исследования пациентам проводилась титрация доз БАБпод контролем АД и ЧСС. Целевым АДявлялся уровень менее 130/85 мм рт.ст., а ЧСС – 55–60 уд/мин в покое. Средние дозы БАБ к 13-му дню лечения составили: для атенолола – 56,2 ± 5,4 мг, для метопролола – 68,4 ± 2,9, для бисопролола (Бидоп) – 8,3 ± 1,1 мг. Пациенты получали сопоставимые дозы ИАПФ, которые составили 12,3 ± 3,5, 13,3 ± 2,9 и 12,7 ± 3,8 мг эналаприла соответственно в 1-й, 2-й и 3-й группах. На этом фоне у пациентов стабилизировались показатели гемодинамики в покое. Для контроля нормализации уровня АД пациентам на 13-й день лечения проведено суточное мониторирование АД – СМАД (табл. 3).

Таблица 3. Показатели СМАД на 13-й день лечения, мм рт. ст.

Терапия пациентов во всех группах привела к нормализации среднегосуточного АД, а также средних максимального и минимального САД вночное и дневное время. Однако вгруппе бисопролола (Бидоп) оказались наилучшие показатели средних цифр АД, характеризующихся наименьшим подъемом и падением АД в течение суток, в то время как в группе атенолола были выявлены как наиболее высокие максимальные и самые низкие минимальные значения САД и ДАД.

Более того, только пациенты, получавшие терапию бисопрололом (Бидоп),имели оптимальный суточный профиль АД, являясь dipper с ночным снижением АД от 10 до 15 %, в то время какпациенты, принимавшие другие БАБ,относились к категории non-dipper соснижением ночного уровня АД менеечем на 10 %.

На 13-й день исследования пациентам проведено исследование ХолтерЭКГ. Результаты исследования представлены в табл. 4.

Таблица 4. Показатели результатов Холтер ЭКГ на 13-й и 21-й дни лечения.

Нарушений ритма, препятствующихпроведению нагрузочных тестов, небыло выявлено ни у одного пациента.С 14-го дня наблюдения все пациенты начали активную физическуюреабилитацию в виде ежедневныхпарных тестов на тредмиле по протоколу R. Bruce модифицированному(табл. 5). На протяжении 7 дней пациентам ежедневно задавалась физическая нагрузка (по модифицированному протоколу Bruce) при непрерывном мониторировании динамикисегмента ST на ЭКГ, ежеминутнойоценке уровня АД и клиническогосостояния.

Таблица 5. Модифицированный протокол R. Bruce.

Длительность физической нагрузки ограничивалась временем возникновения горизонтальной или косонисходящей депрессии сегмента STна 1 мм и более на расстоянии 0,06 сот точки J минимум в двух отведенияхЭКГ в течение одной минуты, послечего нагрузка прекращалась, продолжался контроль ЭКГ пациента вплотьдо возвращения сегмента ST к исходному уровню. Критериями остановки теста также являлись достижение субмаксимального уровня ЧСС (75 %от должного возрастного уровня),гипертонической реакции; появление нарушений ритма и субъективныхощущений пациента, препятствующих выполнению нагрузочного теста.Повторный тредмил-тест проведенчерез 5 минут после восстановленияST в период отдыха. Критерии прекращения нагрузки в рамках второготеста были теми же. В перерыве междутестами и после проведения повторной нагрузки измерены показателицентральной гемодинамики. На 21-йдень наблюдения пациентам повторнопроведена суточная регистрация АДи ЧСС.

Результаты СМАД оказались идентичными данным, полученным на 13-йдень исследования. Систематическаянагрузка на протяжении 7 дней в видепарных нагрузочных тестов не привела к существенному изменению профиля и уровня АД у пациентов всехгрупп. По-прежнему только пациенты, получавшие бисопролол (Бидоп),относились к группе dipper c достаточным снижением АД в ночное время.Результаты исследования Холтер ЭКГпредставлены в табл. 4.

Через 7 дней регулярных физических нагрузок на фоне парных тестову пациентов всех групп существенно изменились показатели суточного профиля ЧСС. У пациентов 2-й и 3-й групп достоверно снизился средний уровень максимальной ЧСС, в то время как в группе пациентов, получавших атенолол, средний максимальный уровень ЧСС остался прежним. Следует отметить, что наименьший средний максимальный уровень ЧСС имел место в группе пациентов, получавших бисопролол (Бидоп).

Во всех группах пациентов достоверно уменьшились число и продолжительность эпизодов депрессии ST, атакже количество ЖЭС и НЖЭС.

Данные изменения свидетельствуюто благоприятном воздействии физических нагрузок на течение ИБС.

Одним из важных результатовисследования стало доказательствобезопасности метода, что подтверждается отсутствием значимых побочныхэффектов во всех группах пациентов. Толерантность к физической нагрузке на фоне применения всех БАБ возрастала. В среднем прирост толерантности через 7 дней составил 25,65 ± 3,32 %, 32,75 ± 3,60 и 35,66 ± 2,89 % прироста в 1-й, 2-й и 3-й группах соответственно. Наибольший прирост толерантности к физической нагрузке имелся у пациентов, получавших бисопролол (Бидоп). Таким образом, в результате применения короткого курса парных стресс-тестов у больных, перенесших ОИМ, достигнут значимый прирост толерантности к физической нагрузке (р < 0,05).

Потребность в ингаляционныхнитратах (изосорбида динитрат) составила 2,9 ± 2,3, 2,7 ± 2,5 и 3,0 ± 2,1 мг на7-й день наблюдения в 1-й, 2-й и 3-йгруппах соответственно. Через 7 дней,в течение которых проводились регулярные парные тесты с физическойнагрузкой, потребность в нитратахснизилась в соответствующих группахдо 1,8 ± 1,1, 1,4 ± 1,1 и 0,7 ± 0,4 мг.Динамика показателей носила достоверный характер (р < 0,05) и напрямуюкорелировала с количеством эпизодовстенокардии, число которых на 7-йдень составило 6,3 ± 3,5, 6,7 ± 3,1и 6,0 ± 3,2 в 1-й, 2-й и 3-й группахпациентов, а на 21-й день снизилосьдо 2,5 ± 1,5, 2,1 ± 1,3 и 1,9 ± 0,8 соответственно. Наиболее значительнымуменьшение потребности в нитратахбыло в группе пациентов, получавшихбисопролол (Бидоп).

В целом значимая динамика клинического состояния в виде снижения частоты приступов стенокардии,уменьшения потребности в нитратах,а также существенное объективноеулучшение в виде значимого уменьшения частоты и продолжительности эпизодов ишемии по езультатамХолтеровского мониторирования,с нашей точки зрения, обусловленокардиопротективным феноменомпрекондиционирования миокарда,вызванного парными стресс-тестами. Преимущества бисопролола (Бидоп)по результатам оценки эффективности и влиянию на суточные профилиАД и ЧСС определяются уникальнымисвойствами препарата – высокой кардиоселективностью, липофильностьюи оптимальной родолжительностьюдействия. Кроме того, следует упомянуть об удобстве дозирования препарата и с высокими темпами достиженияоптимальных дозировок.

Заключение

Комплексное ведение больных,перенесших ОИМ, с использованием медикаментозного лечения иактивной дозированной физическойнагрузки в виде парных тестов натредмиле оптимизирует терапиюпациентов: улучшает течение заболевания, уменьшает число эпизодовстенокардии, снижает потребность внитратах, а также продолжительностьи выраженность ишемии миокарда,частоту нарушений ритма в видеНЖЭС и ЖЭС. Использование бисопролола (Бидоп) позволило оптимально изменить параметры суточных профилей АД и ЧСС, достичьнаибольшей толерантности к физической нагрузке по сравнению с атенололом и метопрололом.

Список литературы

1. Аронов Д.М. Роль бета-адреноблокаторовв лечении стабильной стенокардии // РМЖ2000. № 8. С. 71–7.
2. Лупанов В.П. Стабильная стенокардия:тактика лечения и ведения больных встационаре и амбулаторных условиях //РМЖ 2003. № 11. С. 65–70.
3. Маколкин В.И. Артериальная гипертензия – фактор риска сердечно-сосудистыхзаболеваний // РМЖ 2002. № 10.С. 862–65.
4. Сидоренко Г.И. Новые перспективы ивозможности парных нагрузочных пробИнструментальные методы исследования вкардиологии. Минск 1994. С. 195–204.
5. Chobanian AV, Bakris GL, Black H.R, et al.The seventh report of the Joint NationalCommittee on prevention, detection, evaluationand treatment of high pressure: The JNC7 report. JAMA 2003;289:2560–72.
6. Dzau V, Braunwald E. Resolved and unresolvedissues in the prevention and treatmentof coronary artery disease: a workshopconsensus statement. Am Heart J 1991;121(4):1244–63.
7. Guidelines Subcommittee. 2003 EuropeanSociety of Hypertension – European Societyof Cardiology guidelines for the managementof arterial hypertension. J Hypertens2003;21:1011–53.
8. MacMahon S, Peto R, Cutler J, et al. Bloodpressure, stroke, and coronary heart disease.Part 1, Prolonged differences in blood pressure:prospective observational studies correctedfor the regression dilution bias. Lancet1990;335:765–74.
9. Maybaum S, Ilan M, Mogilevsky J, TzivoniD. Myocardial preconditioning duringrepeated exercise tests. Eur Heart J 1995;16:438.
10. Pier D, Lambiase BA, Richard J. et al. FACCExercise-Induced Ischemia Initiates theSecond Window of Protection in HumansIndependent of Collateral RecruitmentJournal of the American College of Cardiology2003;41(7).
11. Stamler J, Neaton J, Wentworth D. Bloodpressure (systolic and diastolic) and risk offatal coronary heart disease. Hypertension1993;13:2–12.
12. Zdrenghea D, Ilea M, Predescu D, Potang E.Ischemic preconditioning during successiveexercise testing. Rom J Intern Med1998;36:161–65.

Также по теме

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.