ISSN 2073–4034
eISSN 2414–9128

Применение вилдаглиптина в комбинации с инсулином при сахарном диабете 2 типа

Анциферов М.Б.

Эндокринологический диспансер Департамента здравоохранения г. Москвы
В настоящее время распространенность сахарного диабета 2 типа (СД2) прогрессивно увеличивается. По мере прогрессирования диабета неизбежно возникает необходимость назначения инсулинотерапии в связи с истощением функции ?-клеток. Инсулинотерапия позволяет поддерживать более строгие целевые уровни гликемии, но связана с некоторыми побочными явлениями, самыми серьезными из которых являются гипогликемии и повышение массы тела. Они значительно ухудшают качество жизни пациентов и ограничивают их повседневную активность. Кроме того, доказано, что гипогликемии являются независимыми предикторами высокого риска сердечно-сосудистых смертности и заболеваемости. Риск развития тяжелых гипогликемий – наиболее сложная проблема в лечении пациентов с СД2, принимающих инсулин. Терапию, основанную на инкретиномиметиках, к числу которых относятся ингибиторы дипептидилпептидазы-4 (вилдаглиптин и др.), можно считать патогенетически обоснованным вариантом выбора для таких пациентов. Препараты этой группы характеризуются хорошей переносимостью, высокой эффективностью, их применение ассоциируется с низким риском гипогликемий. Рассмотрены результаты исследований по оценке эффективности и безопасности добавления вилдаглиптина к инсулинотерапии пациентов с СД2.

Ключевые слова

сахарный диабет 2 типа
инсулин
инкретины
ингибиторы дипептидилпептидазы-4
вилдаглиптин

Рост заболеваемости сахарным диабетом 2 типа (СД2) является серьезной социальной, медицинской и экономической проблемой во всем мире [5]. На этом фоне увеличивается и число пациентов, получающих инсулинотерапию (ИТ). Контроль над уровнем гликемии в популяции пациентов с СД2, находящихся на ИТ, является актуальным клиническим вопросом, поскольку в данной группе повышен риск развития

различных побочных явлений, в т.ч. тяжелых гипогликемий. Кроме того, такие больные часто имеют избыточную массу тела или ожирение (индекс массы тела > 35 кг/м2) при продолжительности заболевания > 10 лет и средней дозе инсулина около 80 МЕ/сут. Гипогликемия является наиболее частым побочным эффектом терапии антидиабетическими средствами, в частности препаратами инсулина. Широкомасштабными эпидемиологическими исследованиями [1–4] доказано, что гипогликемии являются независимыми предикторами высокого риска сердечно-сосудистых смертности и заболеваемости. Риск гипогликемий – фактор, существенно осложняющий лечение пожилых людей, для которых они наиболее опасны и сопровождаются тяжелыми последствиями [6].

В настоящее время накоплены данные, позволяющие предполагать, что применение препаратов, повышающих активность инкретинов, может иметь преимущества для больных СД2 с учетом глюкозозависимого механизма их действия, низкого риска гипогликемий и эффективного улучшения гликемического контроля с минимальным риском побочных эффектов [7]. Препараты этой группы повышают чувствительность α- и β-клеток к глюкозе, усиливая и продлевая действие глюкагоноподобного пептида-1 (ГПП-1). Это в свою очередь модулирует глюкозозависимую секрецию инсулина и глюкагона, поддерживая уровень сахара в крови в физиологических пределах без повышения частоты гипогликемий.

Инкретины обеспечивают первую фазу инсулиновой секреции и координируют функцию островковых клеток. Особое значение имеет их способность контролировать секрецию глюкагона α-клетками, а также доказанная в экспериментах возможность подавлять апоптоз и способствовать сохранению функции β-клеток [10]. Глюкозозависимая регуляция высвобождения глюкагона ингибиторами дипептидилпептидазы-4 (ДПП-4) для

пациентов с СД2, получающих инсулин, чрезвычайно важна Это обусловлено тем, что трудности в контроле

уровня сахара в крови у таких пациентов в первую очередь возникают из-за нерегулируемой выработки глюкагона α-клетками, ассоциирующейся с высокой частотой возникновения гипогликемий. При прогрессировании диабета сложности в поддержании контроля у гликемии значительно воз­растают. Кроме того, инсулинозави­симые пациенты с СД2 часто имеют выраженную инсулинорезистентность и требуют применения высоких доз инсулина, что в свою очередь приво­дит к повышению массы тела. Таким образом, имеется достаточно много предпосылок для комбинации перо­ральных сахароснижающих препаратов (ПССП) группы инкретиномиметиков с инсулином [11].

Один из представителей группы пре­паратов с инкретиновым эффектом – вилдаглиптин – является мощным селективным ингибитором ДПП-4. Показано позитивное влияние вилда­глиптина на функции как β- [5, 8] так и α-клеток [9]. В монотерапии [12, 13] или в комбинации с другими ПССП [11] этот препарат эффективно сни­жает уровень HbA1с (на 1,8 %). Его эффективность была также доказана при назначении пациентам, длительно получающим ИТ [14].

Низкую частоту гипогликемий на фоне терапии вилдаглиптином можно объяснить улучшением контррегуля­ции секреции инсулина. Опублико­ваны данные о том, что в условиях гиперинсулинемического гипоглике­мического клэмпа препарат досто­верно повышает уровень глюкаго- на по сравнению с плацебо (на 38 %), таким образом улучшая чувствитель­ность и ответ β-клеток на стимуля­цию в состоянии гипогликемии [8].

Еще одним подтверждением поло­жительного регулирующего влияния вилдаглиптина (50 мг 2 раза в сутки в течение 24 недель) на уровень глю­козы у пациентов с СД2, находящих­ся на ИТ, является более выражен­ное снижение уровня гликированного гемоглобина по сравнению с плаце­бо. Это показано в многоцентровом двойном слепом рандомизированном плацебо-контролируемом исследова­нии параллельных групп больных СД2 (144 – вилдаглиптин, 152 – плацебо), у которых лечение инсулином не обе­спечивало достаточного контроля гли­кемии (HbA1c – 7,5–11 %). Различие в динамике снижения уровня HbA1c в группах вилдаглиптина и плацебо составило в среднем 0,3 % (p = 0,01) [14] (рис. 1). Основное преимущество лечения вилдаглиптином касалось частоты гипогликемий. На фоне тера­пии вилдаглиптин + инсулин частота всех случаев гипогликемии значитель­но снизилась при полном отсутствии тяжелых эпизодов. В то же время в группе инсулин + плацебо частота гипогликемий возросла, причем было зарегистрировано шесть тяжелых эпи­зодов. Полученные результаты сви­детельствуют, что вилдаглиптин при добавлении к ИТ обеспечивает клини­чески значимое улучшение контроля и снижение уровня HbA1с.

Рис. 1. Динамика гликемии у пациентов с СД2 через 24 недели после добавления к ИТ вилдаглиптина или плацебо в общей группе (график 1) и в группе пациентов > 65 лет (график 2). Средний исходный уровень HbА1с в обеих группах – 8,4 %

Действие ингибиторов ДПП-4 в разных возрастных подгруппах разли­чается из-за особенностей регуляции уровня сахара в крови. В рассмотрен­ном выше исследовании возраст почти трети пациентов составлял 65 лет и более. В старшей возрастной подгруп­пе (в среднем 71 год) отмечены более длительный анамнез заболевания (> 18 лет) и большая продолжительность ИТ (> 7 лет). Однако гликемический контроль был таким же, как и у более молодых больных. Согласно статисти­ческим данным, у пациентов с СД2 в возрасте старше 65 лет подтвержден­ная гипогликемия встречается в 2 раза чаще по сравнению с лицами моложе 65 лет. Это в первую очередь связано с возрастным снижением способности распознавать надвигающуюся гипо­гликемию. В данном исследовании динамика уровня HbA1c у лиц в возрас­те ≥ 65 лет, получавших вилдаглиптин, оказалась более выраженной, чем в общей группе. Разница с группой пла­цебо составила -0,6 % (p = 0,001) при значительном снижении частоты всех эпизодов гипогликемии [14] (рис. 1).

У пожилых пациентов чаще, чем у более молодых людей, регистрируется значительное повышение уровня глю­кагона в плазме [15]. Им терапия вил­даглиптином обеспечивает подавление чрезмерной выработки глюкагона и может способствовать более выражен­ному, чем у более молодых пациентов, эффекту. Кроме того, пожилые боль­ные СД2 имеют тенденцию к преобла­данию постпрандиальной гиперглике­мии, на которую вилдаглиптин также оказывает позитивное влияние [11].

Следует отметить, что, согласно результатам проведенных исследо­ваний, не было отмечено различий в действии вилдаглиптина при его применении с различными видами инсулина [14]. В частности, это было подтверждено в работе с участием 290 пациентов (средняя продолжи­тельность ИТ – 6 лет, средняя доза инсулина – 82 МЕ/сут), принимавших вилдаглиптин (50 мг 2 раза в сутки), из которых треть получала его с инсули­ном гларгин, половина – с аналогом инсулина короткого действия (аспарт или лизпро) в составе базис-болюсной терапии, остальные – в комбинации с протафаном и инсулином короткого действия.

В другом исследовании вилдаглип­тин (50 мг 2 раза в сутки) добавлял­ся к терапии инсулином гларгин. Результаты 24-недельного наблюдения показали, что добавление вилдаглип­тина (± метформин) обеспечивало снижение уровня HbA1с по сравнению с терапией гларгином (± метформин), уменьшение частоты всех гипоглике­мий, особенно в сравнении с терапи­ей одним гларгином, при отсутствии повышения массы тела в сравнении с группой, получавшей ИТ ± метфор­мин (рис. 2).

Рис. 2. Общее число всех эпизодов гипогликемии и число эпизодов тяжелой глипогликемии у пациентов, получавших вилдаглиптин (± метформин) или плацебо в дополнении к ИТ

Вариабельность суточной гликемии является одним из существенных фак­торов риска развития и прогрессиро­вания осложнений СД. Вилдаглиптин, как было показано в опубликованных исследованиях, обеспечивает более стабильные показатели гликемии, снижая ее колебания в течение суток. Это было подтверждено в исследова­нии, включившем 38 пациентов с СД2 и неудовлетворительным гликемиче­ским контролем на метформине [15]. К лечению был добавлен вилдаглиптин (50 мг 2 раза в сутки) или другой инги­битор ДПП-4 – ситаглиптин (100 мг 1 раз в сутки). Анализировались пара­метры гликемического контроля, а также проводился 72-часовой непре­рывный мониторинг гликемии, опре­делялись уровни активного ГПП-1 и глюкагона. Установлено, что динами­ка снижения уровней HbA1c, глюкозы в плазме натощак и постпрандиально через 3 месяца терапии была практиче­ски одинаковой в обеих группах. В то же время показатель суточной ампли­туды колебаний гликемии достоверно снизился у пациентов, принимавших вилдаглиптин, по сравнению с боль­ными, принимавшими ситаглиптин (р < 0,01). Кроме того, отмечены более высокие уровни активного ГПП-1 и более выраженное подавление секре­ции глюкагона (особенно в постпран­диальные периоды) на фоне терапии вилдаглиптином. Высказано предпо­ложение, согласно которому подобная разница в эффектах указанных пре­паратов обусловлена более физиологическим механизмом действия вилда­глиптина, являющегося ковалентным субстратом для фермента ДПП-4 [15].

Данные о полезности сочетания вил­даглиптина с ИТ у некоторых больных СД2 были подтверждены и рядом оте­чественных публикаций. В частности, было проведено исследование эффек­тивности и безопасности терапии вил­даглиптином в сочетании с различными ПССП для пациентов с неудовлетво­рительным контролем заболевания. В группу обследования были включены 60 пациентов (35–70 лет) с СД2, полу­чавших монотерапию метформином (≥ 1500 мг/сут) или инсулином пролон­гированного действия (≥ 15 МЕ/сут), а также комбинацию метформина с инсу­лином пролонгированного действия. Результаты исследования показали, что вилдаглиптин эффективно снижал уровень глюкозы крови как натощак, так и через 2 часа после еды, не вызы­вая повышения массы тела и частоты гипогликемий. Кроме того, терапия вилдаглиптином обеспечивала досто­верное и клинически значимое сниже­ние вариабельности гликемии в течение суток [16]. Таким образом, ингибито­ры ДПП-4 оказывают положительные эффекты в комбинации с ИТ, особенно для пациентов с риском развития гипо­гликемии и повышения массы тела.

Хорошо известно, что гипогликемия является самым серьезным ограничите­лем адекватного контроля гликемии приприменении инсулина [17]. Следует отметить тот факт, что на фоне терапии вилдаглиптином имеет место сниже­ние риска всех эпизодов гипогликемии в отсутствие случаев тяжелой гипогли­кемии, в т. ч. у пациентов старше 65 лет, для которых это особенно важно. Поэтому назначение вилдаглиптина больным СД2, получающим инсулин, представляется вполне оправданным с точки зрения обеспечения адекватного контроля над гликемией [18].

Считается также, что ингибирова­ние ДПП-4 восстанавливает функцию α-клеток, повышая их чувствительность к изменениям уровня глюкозы плазмы. Таким образом, эффекты ГПП-1 не ограничиваются подавлением выра­ботки глюкагона при гипергликемии. Скорее всего, во время гипогликемии активация рецепторов ГПП-1 ведет к повышению уровня глюкагона, усили­вая стимулирующий эффект низкого содержания глюкозы на α-клетки [10]. Применение вилдаглиптина позволяет дополнительно контролировать выра­ботку глюкагона, тем самым снижая риск развития гипогликемии.

Исследования с участием больных декомпенсированным СД2 показа­ли, что использование вилдаглиптина (50 мг 2 раза в сутки) обеспечивает значительное снижение частоты гипо­гликемий в отсутствие их тяжелых эпизодов у этой категории больных. В наибольшей степени данный эффект был выражен среди пациентов старше 65 лет.

Таким образом, имеющиеся данные позволяют рекомендовать добавление вилдаглиптина к ИТ с целью повыше­ния эффективности и переносимости проводимого комбинированного лече­ния. В настоящее время вилдаглиптин (Галвус) является единственным в РФ ингибитором ДПП-4, разрешенным к применению в сочетании с инсули­ном.

Список литературы

1. UK Prospective Diabetes Study (UKPDS) Group. (UKPDS 33). Lancet 1998; 352:837–53.

2. ACCORD – the Action to Control Cardiovascular Risk in Diabetes. Am J Cardiol 2007; 99:12A.

3. Skyler S, Bergenstal R, Bonow R, et al. Intensive Glycemic Control and the Prevension of Cardiovascular Events: Implications of the ACCORD, ADVANCE and VADT. Diabetes Trials Diabetes Care 2009; 32(1):187–92.

4. ADVANCE Management Committee. Study Rationale and design of ADVANCE. Diabetologia 2001; 44:1118–20.

5. Sloan FA, Bethel MA, Ruiz D Jr, et al. The growing burden of diabetes mellitus in the US elderly population. Arch Intern Med 2008;168(2):192–99.

6. Amiel SA, Dixon T, Mann R, Jameson K. Hypoglycaemia in type 2 diabetes. Diabet Med 2008; 25(3):245–54.

7. Mathieu C, Bollaerts K. Antihyperglycaemic therapy in elderly patients with type 2 diabetes: potential role of incretin mimetics and DPP-4 inhibitors. Int J Clin Pract 2007; 154:29–37.

8. Keating GM. Vildagliptin: a review of its use in type 2 diabetes mellitus. Drugs 2010; 70(16):2089–112.

9. Fagot-Campagna A, Bourdel-Marchasson I, Simon D. Burden of diabetes in an aging population: prevalence, incidence, mortality, characteristics and quality of care. Diabetes Metab 2005; 31(2):5S35–52.

10. Drucker DJ, Nauck MA. The incretin system: glucagon-like peptide-1 receptor agonists and dipeptidyl peptidase-4 inhibitors in type 2 dia-betes. Lancet 2006; 368(9548):1696–705.

11. Bourdel Marchasson I, Doucet J, Bauduceau B, et al; ALFEDIAM/SFGG French-Speaking Group for Study of Diabetes in the Elderly. Key priorities in managing glucose control in older people with diabetes. J Nutr Health Aging 2009; 13(8):685–91.

12.Bourdel-Marchasson I, Berrut G. Caring the elderly diabetic patient with respect to concepts of successful aging and frailty. Diabetes Metab 2005; 31(2):5S13–19.

13. Abbatecola AM, Paolisso G, Corsonello A, et al. Antidiabetic oral treatment in older people: does frailty matter? Drugs Aging 2009; 26(1):53–62.

14. VFonsecaA, SchweizernAD, AlbrechtMA, etal. Addition of vildagliptin to insulin improves glycaemic control in type 2 diabetes. Diabetologia 2007; 50:1148–55.

15. MarfellaR, BarbieriM, GrellaR, etal. Vildagliptin and sitagliptin effects on Mean amplitude of glycemic excursions. J Diabet Complic 2009. 16. Аметов А.С., Карпова Е.В. Эффективное и безопасное управление сахарным диабетом 2 типа при помощи ингибиторов ДПП-4 // Сахарный диабет 2010. № 2. С. 3.

17.Skyler JS, Bergenstal R, Bonow RO, et al; American Diabetes Association; American College of Cardiology Foundation; American Heart Association. Intensive glycemic control and the prevention of cardiovascular events: implications of the ACCORD, ADVANCE, and VA diabetes trials: a position statement of the American Diabetes Association and a sci-entific statement of the American College of Cardiology Foundation and the American Heart Association. Circulation 2009; 119(2): 351–57.

18. Bonds DE, Miller ME, Bergenstal RM, et al. The association between symptomatic, severe hypoglycaemia and mortality in type 2 diabetes: retrospective epidemiological analysis of the ACCORD study. BMJ 2010; 340:b4909.

Об авторах / Для корреспонденции

Анциферов Михаил Борисович – доктор медицинских наук, профессор, главный врач Эндокринологического диспансера Департамента здравоохранения г. Москвы

Также по теме

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.