Одним из основных направлений медицины стала профилактика заболеваний, поэтому весьма важно для этих целей постоянное внедрение и широкое использование немедикаментозных и физических методов лечения, коррекции поведения, направленных на снижение заболеваемости, уменьшение влияния различных патологических состояний на социальную жизнь пациентов и их окружения.
Для оценки целесообразности и эффективности внедрения программ по обучению здоровому образу жизни девушек-студенток, страдающих предменструальным синдромом (ПМС), было проведено проспективное когортное исследование.
Материал и методы
Для возможного включения в исследование была опрошена 201 студентка двух факультетов Курского педагогического университета по специально разработанной анкете, которая для определения наличия, тяжести ПМС и оценки эффективности обучающей программы включила 10-балльную шкалу, где 0 = отсутствие симптомов, 1–3 = незначительные, 4–6 = умеренные, 7–10 = тяжелые проявления.
В исследование были включены девушки с умеренными и тяжелыми проявлениями ПМС, не имеющие тяжелой сопутствующей патологии, не принимающие гормональные и психотропные препараты. Респондентки были распределены в 2 группы: в I (основную) включены 59 студенток исторического факультета, во II (группу сравнения) – 53 студентки филологического факультета с аналогичным по тяжести течением ПМС. После анкетирования для студенток I группы был проведен обучающий семинар, включивший освещение вопросов физиологии женского организма, ПМС, особенностей его течения; даны рекомендации по ведению здорового образа жизни, коррекции питания, необходимости соблюдения режима труда, отдыха и т.д. Длительность занятий составила 2 часа 15 минут, включая 45-минутное анкетирование. Повторное анкетирование было проведено через 3,5 месяца (по окончании исследования), после чего проводился обучающий семинар для II группы.
Полностью завершила исследование 101 девушка: 55 студенток основной группы (девушки, которые следовали данным на семинаре рекомендациям и дважды заполнили анкеты) и 48 – группы сравнения.
Результаты
Результаты первого анкетирования позволили диагностировать ПМС у 112 (55,7 %) девушек, которые и были включены в исследование. Значимых различий по возрасту, индексу массы тела, особенностям менструального цикла, физической и социальной нагрузке в двух группах выявлено не было. Средний возраст студенток I группы составил 20,2 ± 1,3 года, II – 20,1 ± 1,3.
На момент обследования у всех девушек был регулярный менструальный цикл, длительность которого составляла от 25 до 34 дней. Анализ становления менструальной функции показал, что менструации установились сразу у 36 (67,9 %) студенток основной группы, и у 32 из 48 (66,7 %) девушек группы сравнения. При этом у всех респонденток менархе наступила своевременно – в возрасте 11–15 лет. Средняя продолжительность менструального цикла девушек основной группы составила 28,9 ± 2,5 дня, средняя продолжительность менструального кровотечения – 4,9 ± 1,1 дня. У девушек группы сравнения средняя продолжительность менструального цикла была 28,4 ± 1,8 дня, средняя продолжительность менструального кровотечения – 5,1 ± 0,8 дня. Оценка физической и интеллектуальной активности девушек по результатам анкетирования не позволила выявить каких-либо нарушений у них в обеих группах. По результатам первого анкетирования не было выявлено значимых различий в течении, степени выраженности и преобладаниях симптомов ПМС между группами (табл. 1).
До проведения обучающего курса у девушек основной группы было в среднем 3,4 симптома ПМС, у девушек группы сравнения – 3,1, соответствующих 4–10 баллам цифровой шкалы.
По результатам повторного анкетирования, проведенного через 3 месяца, было выявлено улучшение самочувствия во II фазу менструального цикла у девушек основной группы, следовавших рекомендациям, полученным во время семинара (табл. 2). По результатам анализа опросников было выявлено статистически значимое уменьшение частоты таких симптомов, как колебание настроения, повышенная чувствительность к критике, обидчивость, до семинара отмеченных у 17 (32,1 %), а после семинара – только у 8 (15,1 %) девушек.
Раздражительность, агрессивность, споры в семье, с друзьями и коллегами отмечены у 18 (34,0 %) студенток до обучения и только у 7 (13,2 %) после него; повышенная утомляемость, слабость, снижение физической активности – у 16 (30,2 %) и 7 (13,2 %) соответственно.
При повторном анкетировании проявления ПМС, соответствующие 4–10 баллам, были выявлены у 21 (39,6 %) девушки I группы из 53 прошедших обучение и следовавших данным рекомендациям. Ими было отмечено уменьшение влияния симптомов на социальные аспекты жизни, а именно взаимоотношения в семье, институте и т.д. (рис. 1).
Результаты анкетирования девушек II группы, проведенного дважды, не выявили существенных различий в частоте симптомов ПМС между опросами, а также изменений его влияния на социальную и физическую активность респонденток.
Обсуждение
К основным задачам лечения пациенток с ПМС относится уменьшение выраженности патологических симптомов, как следствие – улучшение их общего самочувствия и восстановление работоспособности. Рекомендации по соблюдению диеты, мероприятия по изменению образа жизни, использование методов управления стрессом, регулирования режима сна и бодрствования и т.д. включены в процесс лечения ПМС, являясь стартовыми [1–7]. Эффективность физических нагрузок доказана, например, J.C. Prior и соавт. (1987). Эти авторы показали, что у женщин с ПМС, которые в течение 6 месяцев пробегали в среднем около 12 миль в неделю, отмечено уменьшение напряжения молочных желез, отеков, улучшались настроение и толерантность к стрессовым факторам, в то время как у женщин, которые не выполняли подобную физическую нагрузку, улучшения течения ПМС не наблюдалось [8]. Одной из форм физических упражнений, которая может быть полезной для купирования проявлений ПМС, служит йога [9], для облегчения тяжести симптомов может назначаться когнитивная терапия (как самостоятельно, так и дополнение к медикаментозному лечению) [10], психо-, физиотерапия, другие методы профилактики и лечения.
Заключение
Результаты проведенного нами исследования показали целесообразность внедрения и распространения обучающих программ и семинаров среди студенток, страдающих ПМС. Полученные на основании анкетирования данные подтвердили снижение тяжести ПМС у 60,4 % девушек, прошедших соответствующее обучение.
Таким образом, отрицательное влияние, которое оказывает ПМС на различные стороны и качество жизни женщин, может быть нивелировано путем коррекции пищевого и психологического поведения, дозированным повышением физических нагрузок. Как показали полученные нами данные, студентки, прошедшие специальное обучение, лучше адаптированы в социальной среде, имеют большую мотивацию для ведения здорового образа жизни, что, безусловно, подтверждает необходимость, целесообразность и эффективность этого метода лечения и профилактики ПМС.