ISSN 2073–4034
eISSN 2414–9128

Клиническая и метаболическая эффективность препарата Дибикор у больных сахарным диабетом 2 типа

Северина Т.И., Попкова Е.Н., Трельская Н.Ю., Емельянов В.В.

ГОУ ВПО УГМА Росздрава, Екатеринбург. МУЗ “Городская клиническая больница № 40”, Екатеринбург. ГОУ ВПО УГТУ-УПИ им. I Президента России Б. Н. Ельцина, Екатеринбург.
В открытом сравнительном исследовании оценивалась эффективность применения таурина при лечении больных сахарным диабетом 2 типа на фоне базисной терапии. Методом рандомизации сформированы контрольная группа (n = 20) и группа лечения Дибикором (таурин, n = 20). Пациенты обеих групп получали метформин и препараты сульфонилмочевины. Через 3 месяца лечения отмечены выраженные и статистически значимые позитивные изменения метаболических показателей углеводного, липидного и пуринового обмена в группе, получавшей таурин. Изменения в контрольной группе были статистически незначимыми.

Ключевые слова

сахарный диабет 2 типа
таурин
Дибикор
пуриновый обмен

Введение

Не прекращается поиск новых лекарственных средств для лечения СД из самых различных классов химических соединений. Пока не существует препарата, который отвечал бы всем требованиям эффективности, безопасности, доступности и совместимости с другими лекарствами. В последнее время внимание исследователей и специалистов из области медицины привлекает таурин – конечный продукт окисления сульфокислот (метионина, цистина, цистеина, гомоцистеина). Это соединение обладает антиоксидантным действием и способно блокировать реакции неферментативного гликирования белков. В эндотелии сосудов таурин увеличивает активность антиоксидантных ферментов и синтез оксида азота [2, 4–6]. Обсуждается роль таурина как антагониста гомоцистеина – признанного фактора риска дисфункции эндотелия и связанных с ней тромбозов. Показано, что нормализация функции эндотелия под действием таурина определяется способностью последнего ослаблять биологическое действие мощнейшего вазоконстриктора – ангиотензина II [4, 6]. Установлено также, что таурин усиливает действие инсулина как на рецепторном, так и на пострецепторном этапах. Все вышеперечисленное делает таурин весьма перспективным антиоксидантом именно при СД [1].

Результаты клинических исследований препаратов таурина свидетельствуют об их способности улучшать компенсацию углеводного обмена у больных СД, положительно воздействовать на функцию печени [1].

В России был создан препарат Дибикор, активным веществом которого является таурин (2-аминоэтансульфоновая кислота). Нами проведено открытое сравнительное исследование, целью которого являлась оценка эффективности и безопасности применения таурина (Дибикор) в комплексном лечении больных СД 2 типа (СД2).

Материал и методы

Под наблюдением находились 40 больных СД2 в возрасте от 18 до 65 лет (средний возраст – 53,2 ± 1,0 год) с длительностью заболевания не более 10 лет (в среднем 5,3 ± 0,5 года). Уровень гликированного гемоглобина (НbА) у участников исследования не превышал 10 % (в среднем 8,1 ± 1,5 %).

Методом рандомизации сформированы контрольная группа и группа лечения Дибикором. В каждую группу вошли 20 больных СД2.

Пациенты обеих групп принимали метформин в дозе 850–2500 мг/сут в комбинации с препаратами сульфонилмочевины.

Дибикор применялся в дозе 500 мг (2 таблетки по 250 мг) 2 раза в сутки за 20 минут до еды. Суточная доза составляла 1000 мг. Продолжительность приема Дибикора составила 3 месяца. У всех испытуемых в начале исследования и по истечении срока наблюдения измеряли массу тела; окружность талии и бедер; артериальное давление (АД); гликемию натощак и постпрандиальную гликемию (через 2 часа после завтрака); уровни НbА, общего холестерина, триглицеридов, холестерина липопротеидов низкой плотности (ЛПНП), мочевой кислоты (МК), аспарагиновой и аланиновой трансаминаз.

Статистическую обработку полученных данных проводили с использованием парного t-критерия Стьюдента в пакете программ Microsoft Excel 2003. При этом вычисляли среднее значение и стандартное отклонение (М ± δ). Критический уровень значимости при проверке статистических гипотез принимали при р ≤ 0,05.

Результаты

Через 3 месяца наблюдения в группе Дибикора отмечены выраженные и статистически значимые изменения метаболических показателей углеводного, липидного и пуринового обмена (см. таблицу).

Таблица.Динамика биохимических параметров больных СД2 в группе Дибикора и контрольной группе.

Так, гликемия натощак снизилась с 8,2 ± 1,5 до 6,4 ± 1,0 ммоль/л; постпрандиальная гликемия – с 11,0 ± 2,0 до 8,4 ± 0,9 ммоль/л, концентрация НbА – с 8,1 ± 1,5 до 7,3 ± 1,3 %.

Показатели липидного спектра плазмы крови по окончании лечения также улучшились: концентрации общего холестерина, холестерина ЛПНП и триглицеридов снизились с 6,0 ± 1,6, 3,4 ± 0,96 и 2,5 ± 0,88 до 5,3 ± 1,3, 3,0 ± 0,99 и 2,2 ± 0,82 ммоль/л соответственно.

Зарегистрирован гипоурикемический эффект Дибикора: концентрация МК снизилась с 270 ± 70 до 240 ± 60 мкмоль/л.

Терапия, включившая Дибикор, способствовала также купированию имевшего место синдрома цитолиза гепатоцитов вследствие жирового гепатоза, что проявилось в снижении (с 55 и 135 до 26 и 84 МЕ/л) или полной нормализации исходно повышенных активностей аспарагиновой и аланиновой трансаминаз в плазме крови.

У большинства больных терапия Дибикором способствовала снижению АД: систолического в среднем по группе – на 11,5 %, диастолического – на 4,5 %.

У пациентов контрольной группы достоверного улучшения метаболических показателей не наблюдалось.

Обсуждение

В последние годы в российской научной литературе опубликовано много работ, посвященных клиническим эффектам Дибикора при СД и метаболическом синдроме. Включение препарата в лечение пациентов с СД на фоне базисной терапии бигуанидами, производными сульфонилмочевины, антигипертензивными и гиполипидемическими средствами, диуретиками достаточно убедительно демонстрировало устойчивый эффект Дибикора на углеводный и липидный обмен [3, 4, 6, 7]. Все это было установлено и в нашем исследовании при добавлении Дибикора к комплексной сахароснижающей терапии.

Наши данные о влиянии Дибикора на содержание МК подтверждают результаты Н.В. Ворохобиной и А.В. Кузнецовой [4]. МК, как известно, является конечным продуктом белкового обмена. Помимо наследственных факторов одной из причин повышения уровня МК может быть чрезмерный прием большого количества определенных лекарственных средств, что способствует развитию подагры. Таким образом, можно утверждать, что Дибикор благотворно влияет и на азотистый обмен.

То, что часть вводимого таурина превращается в таурохолевую кислоту, в этом виде непосредственно влияет на всасывание жиров в кишечнике и на выведение холестерина из организма, известно из классической биохимии. Отечественные и зарубежные исследования показали гепатопротекторный эффект таурина. Нами этот эффект был подтвержден, о чем свидетельствовала нормализация активности трансаминаз в плазме крови. Обращает на себя внимание тот факт, что, несмотря на усиленную терапию в течение трех месяцев, мы не наблюдали достоверного улучшения метаболических показателей у пациентов контрольной группы. Сходные результаты были получены в работе М.В. Шестаковой и соавт. [9]. И.И. Кочергина и соавт. [6] оценивали эффект добавления Дибикора к терапии больных СД2 препаратом Лантус (инсулин гларгин). Через 6 месяцев лечения уровень HbA1c в группе Лантус + Дибикор снизился на 2,2 против 1,1 % в группе Лантуса, гликемии натощак – на 3,0 против 2,1 ммоль/л, постпрандиальной гликемии – на 4,0 против 3,7 ммоль/л, индекс инсулинорезистентности – на 2,24 против 1,14. Эти данные безусловно свидетельствуют о более успешной компенсации течения СД за счет включения препарата Дибикор в схему лечения.

С чем можно связать такой выраженный эффект Дибикора? Известно, что при СД снижается уровень таурина [11], а это затрагивает очень многие процессы. В работе F. Franconi [11] показано, что лечение больных СД таурином в дозе 1,5 г/сут в течение 90 дней значительно уменьшает индуцированную агрегацию тромбоцитов, причем таурин не влияет на данный параметр у здоровых людей. Известно, что таурин действует на фосфолипидный состав мембраны, внутриклеточный уровень кальция, на осмотическое давление. Таурин является также антиоксидантом, и этот факт описан при лечении Дибикором [3, 5]. Основополагающие для жизнедеятельности клеток эффекты таурина объясняют множественные положительные изменения в обмене веществ при терапии Дибикором.

Опубликованные результаты эпидемиологического исследования CARDIAC (включены данные более 25 тыс. людей из 25 стран мира) по уровню потребления таурина, связи его дефицита с кардиологическими заболеваниями и смертностью от коронарной болезни показали, что жители нашей страны не дополучают таурин [14]. Существенная недостаточность таурина даже без наличия какого-либо заболевания сама по себе увеличивает риск сердечно-сосудистых заболеваний [15]. Таким образом, цель лечения больных СД препаратом Дибикор состоит в устранении дефицита таурина в организме больных.

Выводы

  1. Препарат таурина Дибикор способствует улучшению компенсации углеводного обмена у больных СД2, что проявляется снижением гликемии натощак, постпрандиальной гликемии и уровня HbA1c.
  2. На фоне лечения препаратом Дибикор улучшается липидный профиль больных СД2 за счет понижения концентраций общего холестерина, холестерина ЛПНП и триглицеридов.
  3. Препарат Дибикор положительно влияет на состояние пуринового обмена, снижая концентрацию мочевой кислоты.

Информация об авторах:
Северина Татьяна Ильинична –ассистент кафедры внутренних болезней, эндокринологии
и клинической фармакологии ГОУ ВПО УГМА Росздрава.
Попкова Елена Николаевна – врач эндокринолог эндокринологического отделения
МУЗ “Городская клиническая больница № 40”
Трельская Наталья Юрьевна – главный эндокринолог г. Екатеринбурга, заместитель
главного врача по терапии МУЗ “Городская клиническая больница № 40”
Емельянов Виктор Владимирович – доцент кафедры биохимии ГОУ ВПО УГТУ-УПИ
им. I Президента России Б.Н. Ельцина.

Список литературы

1. Аметов А.С. Применение Дибикора при сахарном диабете 2 типа и сердечно-сосудистой патологии // Эффективная фармакотерапия в эндокринологии. 2007. № 2. С. 40–42.

2. Болдырев А.А. Свободные радикалы в нормальном ишемическом мозге // Нейрохимия. 1996. Т. 13. № 4. С. 271–78.

3. Бондарь И.А., Шабельникова О.Ю., Алина А.Р. Антиоксидант Дибикор в лечении сосудистых осложнений сахарного диабета 2 типа // Проблемы эндокринологии 2009. Т. 55. № 2. C. 41–45.

4. Ворохобина Н.В., Кузнецова А.В. Применение Дибикора® у больных с сахарным диабетом 2 типа и метаболическим синдромом // РМЖ. 2010. Т. 18. № 28. С. 1–4.

5. Занозина О.В. Возможности коррекции окислительного стресса у больных с сахарным диабетом с помощью дибикора // Фарматека 2010. № 16(210). С. 51–54.

6. Кочергина И.И., Доскина Е.В., Аметов А.С. Лантус и Дибикор в лечении сахарного диабета 2 типа // Ремедиум Приволжья. 2010. С. 30.

7. Мкртумян А.М., Подачина С.В., Петраченко В.В. Дибикор – эффективное и безопасное средство для лечения сахарного диабета // Эффективная фармакотерапия в эндокринологии 2008. № 2. С. 34–39.

8. Недосугова Л.В. Место Дибикора в комплексной терапии сахарного диабета (литературный обзор) // Фарматека 2008. № 17(171). С. 22–27.

9. Шестакова М.В., Чугунова Л.А., Шамхалова М.Ш. Опыт применения Дибикора при сахарном диабете 2 типа // Сахарный диабет 2007. № 1.

10. Янковский О.Ю. Токсичность кислорода и биологические системы (эволюционные, экологические и медико-биологические аспекты). СПб., 2000. C. 294.

11. Franconi F, Bennardini F, Mattana A, et al. Plasma and platelet taurine are reduced in subjects with insulin-dependent diabetes mellitus: effects of taurine supplementation. Am J Clin Nutr 1995;61(5):1115–19.

12. Parcell S. Sulfur in human nutrition and applications in medicine. Altern Med Rev 2002;7(1):22–44.

13. Szymanski K, Winiarska K. Tauryna Sz i jej potencjalne wykorzystanie w terapii. Postepy Hig Med Dosw 2008;62:75–86.

14. Yamori Y, Liu L, Ikeda K, et al. WHO-Cardiovascular Disease and Alimentary Comprarison (CARDIAC) Study Group. Distribution of twenty-four hour urinary taurine excretion and association with ischemic heart disease mortality in 24 populations of 16 countries: results from the WHO-CARDIAC study. Hypertens Res 2001;24(4):453–57.

15. Yamori Y, Taguchi T, Hamada A, et al. Taurine in health and diseases: consistent evidence from experimental and epidemiological studies. J Biomed Sci 2010;17(1):S6.

Также по теме

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.