Междисциплинарный подход к поддержке грудного вскармливания
Грудное вскармливание (ГВ) имеет не только нутритивное значение, но и является способом общения матери и ребенка, способствует установлению контакта с биологической матерью, оказывает влияние на физическое, нервно-психическое, речевое и когнитивное развитие ребенка, состояние здоровья, является первым этапом формирования доминанты ГВ для будущей матери Распространенность и продолжительность ГВ – процесс управляемый, который определяется, с одной стороны, психологической готовностью женщины к материнству и ГВ на протяжении первого года жизни ребенка, с другой – поддержкой со стороны семьи и ЛПУ родовспоможения и детства (создание оптимальных условий для старта лактации и поддержка ее на протяжении первого года жизни).Воробьева И.Н., Гмошинская М.В., Алешина И.В.
Ключевые слова
Список литературы
1. Жданова С.И., Малиновская Ю.В., Юнусова Э.Ф. Формирование лактации на ранних этапах. Факторы риска и профилактика гипогалактии. Медицинский совет. 2018;(11):39–44. [Zhdanova S.I., Malinovskaya Y.V., Yunusova E.F. Establishment of lactation at the early stages, risk factors and prevention of hypogalactia. Med Council. 2018;(11):39–44. (In Russ.). https://dx.doi.org/10.21518/2079-701X-2018-11-39-44
2. Каширская Е.И., Каменева О.П., Черемина Н.И., Полянина Э.З. К вопросу поддержки грудного вскармливания: от теории к практике. Медицинский совет. 2020;(1): 24–9.
3. Гмошинская М.В., Алешина И.В. Система подготовки беременных женщин к полноценной и длительной лактации. Фарматека. 2020;27(1): 55–8.
4. Чухланцева Е.А., Фатыхова Р.М. Материнство: феноменология и особенности формирования в онтогенезе. Педагогический журнал Башкортостана. 2014:131–7.
5. Кулакова Г.А., Соловьева Н.А., Курмаева Е.А. Грудное вскармливание как проблема XXI века. Вопросы современной педиатрии.2014;13(3):93–6.
6. Каширская Е.И., Озорнина У.А., Снитко Е.И. и др. Пути решения проблемы сохранения и поддержки грудного вскармливания. Астраханский медицинский журнал. 2019;14(2):15–24.
7. Moubareck C. A. Human milk microbiota and oligosaccharides: a glimpse into benefits, diversity, and correlations. Nutrients. 2021;13(4):1123. https://dx.doi.org/10.3390/nu13041123
8. Воронцов И.М., Фатеева Е.М. Актуальные проблемы естественного вскармливания. Педиатрия. 1997;1:38–41.
9. Полянина Е.З. Трудности грудного вскармливания: пути решения проблемы. Мед. совет.2021;11:7–13.
10. Эпидемиология питания: Россия 2018–2023. Под ред. В.А. Тутельяна, Д.Б. Никитюка. М., 2024. 270 с.
11. Victora C.G., Bahl R., Barros A.J.D., et al. Breastfeeding in the 21st century: epidemiology, mechanisms, and lifelong effect. Lancet. 2016;387:475–90. https://dx.doi.org/10.1016/S0140-6736(15)01024-7
12. Мошурова В.С., Леднева М.Ю., Лещева, Л.В. Доминанта лактации: миф или реальность для будущих матерей? Научно-практический журнал. 2020;23(1):4–8.
13. Винникотт Д.В. Маленькие дети и их матери. Пер. с англ. М., 1998. 80 с.
14. Биологический энциклопедический словарь. М., 1986. С. 228, 231.
15. Воронцов И.М., Фатеева Е.М., Хазенсон Л.Б. Естественное вскармливание детей. ППМИ. СПб, 1993. С. 156, 200, 303.
16. Фатеева Е.М., Коваленко Н.П. Перинатальная психология как новое направление исследований в системе поддержки грудного вскармливания. Вопросы детской диетологии. 2005;3(6):52–7.
17. Смирнова Е.О. Психология ребенка. М., 1997. С. 110–68.
18. Мещерякова С.Ю. Индивидуальные варианты развития взаимоотношений между ребенком и матерью в младенческом возрасте. Межличностные отношения ребенка от рождения до 7 лет. М., 2001. С. 111–36, 161.
19. Филиппова Г.Г. Психология материнства. М., 2002. 239 с.
20. Аршавский И.А. Физиологическое обоснование вскармливания грудью новорожденных детей тотчас после рождения (К предупреждению так называемой физиологической потери веса). Вопр. педиатрии, охраны материнства и детства. 1952;(5):45–50.
21. Аршавский И.А. Очерки по возрастной физиологии. М., 1967. 247 с.
22. Gibson-Davis C.M., Brooks-Gunn J. Breastfeeding and verbal ability of 3-year-olds in a multicity sample. Pediatrics. 2006;118(5):1444–51. https://dx.doi.org/10.1542/peds.2006-0072
Об авторах / Для корреспонденции
И.Н. Воробьева, старший преподаватель кафедры психологической антропологии, Институт детства, Московский педагогический государственный университет, Москва, Россия; ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6474-0751М.В. Гмошинская, д.м.н., ведущий науч. сотр. лаборатории возрастной нутрициологии, Федеральный исследовательский центр питания, биотехнологии и безопасности пищи, Москва, Россия; mgmosh@yandex.ru, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9932-4720 (автор, ответственный за переписку)
И.В. Алешина, мл. науч. сотр. лаборатории возрастной нутрициологии, Федеральный исследовательский центр питания, биотехнологии и безопасности пищи, Москва, Россия; rodionovaiv@mail.ru, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0363-9462