ISSN 2073–4034
eISSN 2414–9128

Новый формат проведения занятий в женской консультации с беременными и кормящими женщинами в реалиях современного мира

Гмошинская М.В., Алешина И.В.

Федеральный исследовательский центр питания, биотехнологии и безопасности пищи, Москва, Россия
Статья посвящена формированию доминанты материнства и грудного вскармливания у женщин. Разработан курс занятий и лекций, включающий вопросы питания в период беременности, грудного вскармливания, вопросы ухода, питания ребенка на первом году жизни. Проведена оценка эффективности разработанного курса.

Ключевые слова

грудное вскармливание
беременные и кормящие женщины
доминанта материнства и грудного вскармливания

Введение

Грудное вскармливание (ГВ) – идеальная и естественная форма питания новорожденных детей и детей раннего возраста. ГВ оказывает влияние на здоровье как ребенка, способствуя его росту и развитию, так и матери, снижая риск рака груди, яичников, влияет на эмоциональное состояние женщины, снижая риск развития послеродовой депрессии, способствуя формированию близких и доверительных отношений в семье. В связи с этим ГВ должно рассматриваться как физиологически адекватное питание новорожденного и грудного ребенка.

На сегодняшний день распространенность ГВ в РФ остается недостаточно высокой. Занятость на работе и в учебе, изменение темпов жизни, приоритетов в обществе, малая информированность матерей о влиянии ГВ на организм ребенка и самой женщины служат препятствием для ГВ ребенка, что и приводит к отказу от него, как следствие – происходит увеличение заболеваемости среди детей. Распространенность представлена в Приложении 1.

Питание беременных и кормящих женщин для обеспечения ГВ

Для поддержания длительного ГВ актуально проведение комплексных мер, направленных на психологическую подготовку беременной и кормящей женщины, помощь со стороны медперсонала по поддержке ГВ на всех этапах работы с беременными и кормящими женщинами, организацию здорового питания во время беременности и лактации. Важным является работа с беременными женщинами по развитию доминанты ГВ, которая является составной частью доминанты материнства.

Работать с беременными женщинами в женских консультациях необходимо как можно раньше: с момента постановки на учет по беременности. В этот период женщине необходимо ознакомиться:

  • с принципами рационального питания беременных и кормящих женщин (роль питания, ассортимент продуктов, продукты, которые следует ограничивать, полностью исключать из рациона, специализированные продукты для беременных и кормящих женщин, витаминно-минеральные комплексы для беременных женщин, вода и напитки в рационе беременных женщин, продукты, усиливающие лактацию [сухие инстантные смеси с лактогенными добавками, лактогенные чаи]);
  • подготовиться к рождению ребенка (организация комнаты ребенка, безопасность дома, выбор коляски, кроватки, одежды, предметов ухода, игрушек, порошки и моющие средства и т.д.);
  • подготовиться к ГВ ребенка (раннее прикладывание к груди, совместное пребывание с ребенком, роль свободного вскармливания в становлении лактации, техника прикладывания к груди; трудности при становлении лактации: плоские соски, поздний старт лактации, лактостаз, способы стимуляции лактации, сцеживание молока: ручное и с помощью молокоотсосов, аксессуары);
  • по уходу за новорожденным ребенком (предметы ухода, моющие средства, техника ежедневного купания, уход за пупком, глазами и др., закаливание, значение прогулок и их продолжительность).

Обучение беременных женщин в женских консультациях в очном формате осуществляется в виде групповых или индивидуальных занятий.

В настоящее время в связи со сложившейся сложной эпидемиологической обстановкой в стране и в мире проводить лекции и занятия с беременными женщинами в условиях женской консультации в очной форме не всегда представляется возможным. Данные сложности послужили основой для разработки новых подходов к проведению занятий. Для удобства и безопасности беременных женщин, кормящих матерей и их детей были разработаны on-line-лекции. При разработке цикла лекций учитывали в первую очередь психологические и социальные факторы, влияющие на беременных женщин и кормящих матерей (уверенность в своих силах, мотивационный аспект родительства, особенность выработки доминанты материнства и ГВ, поддержка семьи), организационный фактор (наличие в женских консультациях школ материнства, отношение окружающих к длительному ГВ).

По разработанным лекциям по питанию беременных и кормящих женщин подготовлены презентации, на которых представлены материалы по организации питания: таблицы суточных наборов для беременных и кормящих женщин, рекомендованные продукты для ежедневного использования, продукты, которые рекомендованы для применения 3–4 раза в неделю, также перечень продуктов, не рекомендованных беременным и кормящим женщинам.

Указывали на то, что рацион должен включать все необходимые продукты:

  • мясо и мясопродукты;
  • рыбу и рыбопродукты;
  • молоко и молочные продукты;
  • яйца;
  • хлеб и хлебобулочные изделия предпочтительно из муки грубого помола, крупы и макаронные изделия;
  • пищевые жиры;
  • овощи и фрукты;
  • сахар и кондитерские изделия.

В табл. 1 представлен ассортимент основных пищевых продуктов, рекомендуемый для ежедневного использования, для использования в питании несколько раз в неделю и не рекомендуемый для использования беременными и кормящими женщинами.

165-1.jpg (434 KB)

Внимание следует уделить правильной кулинарной обработке, особенно во второй половине беременности. Подходящими способами приготовления пищи являются отваривание, тушение, запекание, приготовление на пару.

В табл. 2 представлены продукты, включаемые в рацион питания беременных и кормящих женщин, рекомендации по составлению рационов, позволяющие реализовать принцип персонификации питания. За условные объемные порции приняты объем порционной тарелки, соответствующие 250 мл, стакана 200 мл. Зная число порций, рекомендуемых для ежедневного потребления по группе продуктов, женщина самостоятельно может выбрать продукты и блюда из данной группы продуктов.

166-1.jpg (344 KB)

Для беременных женщин и кормящих матерей рекомендуется 6 приемов пищи, кормящим женщинам желательно за 30–40 минут до кормления ребенка.

На завтрак можно предложить каши из разных круп на молоке или воде в зависимости от переносимости продукта, яйца и блюда из них, бутерброды, творог и блюда из творога. Обед обычно включает салат, первое, второе и третье блюда. Салат из различных овощей (свежих или термически обработанных) с добавлением свежей зелени, заправляется растительным маслом (кукурузным, подсолнечным и др.). Ассортимент первых блюд весьма большой: супы мясные, вегетарианские, рыбные, крупяные, супы-пюре, щи, борщи. Вторые блюда могут быть из мяса или рыбы в виде котлет, гуляша, в отварном, тушеном видах и пр. Гарнир, обычно готовится из картофеля, разнообразных овощей, круп или макаронных изделий. В качестве третьего блюда компот, морс или кисель из свежих или сухих фруктов. На ужин запеканки и котлеты из круп или овощей, отварные мясо, рыбу или блюда из творога. Из напитков на завтрак злаковый кофе на цельном молоке, чай с молоком; на ужин чай, чай с молоком. Рекомендуются кефир, простокваша, ряженка 2,5%. На второй завтрак можно предложить сок или фрукты. На полдник подают молочный продукт (кефир, йогурт и др.), а также по желанию в состав полдника включают свежие фрукты или ягоды (в зимнее время года – сухофрукты).

В настоящее время доказано, что рационы, составленные только из натуральных и традиционных продуктов питания, в полной мере не могут обеспечить потребность человека в важных компонентах пищи, в связи с чем одним из способов обеспечения беременных и кормящих женщин всеми необходимыми пищевыми веществами, в первую очередь витаминами и минеральными веществами, является включение в их рацион специализированных продуктов питания.

Отдельное занятие посвящено специализированным продуктам для оптимизации питания беременных и кормящих женщин, и специализированным продуктам с лактогенными добавками, в т.ч. лактогенным чаем для стимуляции лактации при гипогалактии.

Основные группы специализированных продуктов для беременных и кормящих женщин:

  • смеси, основой которых служит коровье и козье молоко, изолят соевого белка, к которым добавляют растительные масла, важнейшие витамины и микроэлементы. Эти продукты обогащают рационы дополнительным количеством пищевых веществ;
  • продукты, содержащие лактогенные добавки, увеличивающие секрецию грудного молока, витаминизированные соки и напитки, дополнительно обогащенные основными витаминами и железом;
  • лактогенные (травяные) чаи;
  • продукты на зерновой основе: сухие смеси на зерномолочной основе с фруктовоовощными добавками, пудинги для беременных и кормящих матерей.

Специализированные продукты на молочной основе можно включать в рацион женщин для улучшения их обеспеченности витаминами наряду с традиционными витаминно-минеральными комплексами, специально предназначенными для беременных и кормящих женщин.

Женщин информировали о сложностях, которые могут возникать при ГВ, таких как трещины сосков, гипогалактия, лактостаз. В презентации на слайдах представляли аксессуары, которые могут помочь и облегчить ГВ. В период проведения очных занятий для доступности восприятия информации женщинам даются памятки.

С целью поддержки длительного ГВ на лекциях по ГВ сделан акцент на его преимуществе перед искусственным вскармливанием, значении ГВ для матери и ребенка как о предикторе здоровья, роста и развития ребенка. На занятиях затрагивались вопросы техники ГВ, включая раннее прикладывание к груди, совместное пребывание в родильном доме, которые способствуют запуску механизмов лактации.

В курс лекций введен раздел по уходу за ребенком на разных этапах, на котором также знакомили с предметами ухода.

Формат on-line-занятий позволяет осуществлять групповые занятия с беременными и кормящими женщинами, проживающими в различных регионах страны, получать необходимую информацию в доступной форме и в удобное время (прямая трансляция и запись). На on-line-лекциях мы приветствовали присутствие всей семьи, включая бабушек и дедушек.

Следует отметить основной недостаток данного вида занятий, а именно: отсутствие обратной связи, невозможность задать и обсудить вопросы, которые волнуют женщин, некоторые проблемы бестактно обсуждать в формате on-line-занятий. Это требует дальнейшей работы с привлечением технологий телемедицины и позволит проводить индивидуальные медицинские консультации, телепатронаж и решить вопросы поддержки длительного ГВ, выработки доминанты ГВ, доминанты материнства; позволит дистанционно поддерживать беременных и кормящих женщин по вопросам питания, ухода за малышом и др.

Наиболее подробное внимание на занятиях уделяли питанию женщин в период беременности, в период ГВ. Это связано с доказанным программирующим влиянием алиментарных факторов в критические периоды развития ребенка. Питание является важным условием нормального течения и благополучного исхода беременности, поддержания здоровья беременной женщины, будущего ребенка, а и затем новорожденного ребенка. На занятиях при обучении правилам здорового питания необходимо формировать основу формирования пищевого поведения, учитывать физиологические изменения в период беременности и ГВ, т.к. питание – основа обеспечения хорошего самочувствия женщины и ребенка. Питание, не удовлетворяющее физиологические потребности в основных пищевых веществах, энергии плода и матери, может служить триггером развития различных заболеваний, например анемии, гестозов и фетоплацентарной недостаточности, служить причиной развития перинатальной патологии. Затрагивали вопросы, связанные с питьевым режимом матери.

Для формирования доминанты материнства требуется время, проходит в своем развитии через все периоды жизни женщины начиная с рождения, периода детства: дошкольного и школьного возраста, этапа подготовки к беременности и родам. Основные этапы формирования доминанты материнства и ГВ представлены в табл. 3.

168-1.jpg (139 KB)

Разработанные on-line-лекции и занятия с беременными женщинами проводили 1 раз в неделю фондом «Здоровье. Экология. Безопасность» в рамках проекта «Онлайн-школа РОКРОС». Средняя продолжительность одной лекций около 60 минут.

Оценка эффективности on-line-лекций проводилась на основе анализа посещаемости занятий, заинтересованности и отзывов слушателей, что позволило сделать вывод о необходимости дальнейшей работы в данном направлении.

Заключение

После анализа лекций можно сказать, что женщинам занятия помогли понять основные принципы здорового питания, скорректировать рационы питания, разобраться в специализированной продукции, представленной на рынке, настроиться на предстоящее кормление грудью, овладеть техникой и практикой ГВ. Занятия в формате on-line оказали влияние на формирование доминанты материнства и ГВ.

Невзирая на трудное время школам молодых матерей следует продолжать работать в очном формате и формате on-line для обеспечения женщин подготовки к материнству, старту лактации и ГВ.

168-2.jpg (162 KB)

Об авторах / Для корреспонденции

Автор для связи: Мария Владимировна Гмошинская, д.м.н., ведущий научный сотрудник, Федеральный исследовательский центр питания, биотехнологии и безопасности пищи, Москва, Россия; mgmosh@yandex.ru, тел.: +7 (495) 698-53-60

ORCID / Scopus Author ID: 
М.В. Гмошинская (Gmoshinskaya M.V.), https://orcid.org/0000-0002-9932-4720; Scopus Author ID: 24767344500
И.В. Алешина (Aleshina I.V.), https://orcid.org/0000-0002-0363-9462; Scopus Author ID: 6506119212

Также по теме

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.