Введение
После увеличения распространенности грудного вскармливания (ГВ) в Российской Федерации (РФ) с 27,6% в 1999 г. до 35,9% в 6–12 месяцев в 2005 г. распространенность ГВ в пос-ледние годы почти не меняется. Так, если в 2015 г. она составляла 40,1%, то в 2018 г. – 40,3% [1]. Ранее в своих работах мы показывали, что у современных молодых женщин нередко формируются экономические приоритеты, снижена мотивация к рождению детей, кормлению ребенка грудью из-за отсутствия выработанной доминанты материнства и ГВ, которые формируются на протяжении раннего, дошкольного, школьного возраста и в период прегравидарной подготовки [2–4].
Причины прекращения ГВ
Основные причины прекращения ГВ можно разделить на несколько групп:
- организационные: недостаточное использование новых перинатальных технологий по поддержке ГВ в условиях родильного дома (раннее прикладывание новорожденного к груди матери, совместное пребывание матери и новорожденного в роддоме, свободное вскармливание с первого дня жизни ребенка);
- медицинские: часто используемая родостимуляция, предлактационные кормления, нередко используется необоснованный докорм смесями в родильном доме, не всегда медперсонал родильных домов оказывает необходимую помощь в поддержке ГВ, ранняя выписка из роддома на 3-й день после неосложненных родов;
- психологические и социальные: отсутствие сформированной доминанты лактации, знаний способов ее стимуляции, техники и практики ГВ, недостаточная помощь молодой матери по уходу за ребенком и отсутствие понимания психологического состояния кормящей матери со стороны членов семьи; высокая степень тревожности молодых матерей.
Очевидна актуальность формирования в РФ комплексной системы мероприятий, направленных на увеличение распространенности и продолжительности ГВ. Актуальность этой проблемы определяется еще и ранней выпиской матерей и детей после неосложненных родов. Молодая мать, не имеющая опыта, особенно при позднем становлении лактации, сталкивается с массой проблем.
ГВ – вскармливание ребенка женским молоком его биологической матери. ГВ оказывает многостороннее влияние на физическое и психическое развитие детей, формирование их поведения, устойчивость к действию неблагоприятных внешних факторов, включая бактериальные и вирусные инфекции, а также паразитарных инвазий [5–8]. При ГВ происходит формирование тесной психоэмоциональной связи ребенка с кормящей матерью [9]. ГВ не только имеет нутритивное, но и оказывает влияние на развитие материнско-детских отношений [2]. По мнению Д.В. Винникотта, ГВ – способ общения матери и ребенка [10].
Формирование доминанты ГВ
Важной причиной недостаточной распространенности ГВ служит отсутствие системного подхода в школах подготовки будущих матерей в женских консультациях [11]. Кормление грудью для многих женщин, особенно первородящих, не является инстинктивным поведением и требует специального обучения его технике, знаний по способам стимуляции лактации [12]. Именно поэтому подготовка к полноценной и длительной лактации должна включать выработку доминанты ГВ – составной части доминанты материнства. В соответствии с современными научными представлениями состояние здоровья, физическое и нервно-психическое развитие детей раннего возраста в значительной мере зависят от адекватного ведения беременных женщин, рожениц и кормящих матерей. При этом на всех этапах наблюдения за женщиной, включая женские консультации, родильные дома и детские поликлиники, работа с женщинами должна быть направлена на поддержку ГВ, при этом ключевым звеном служит организация питания в период беременности и лактации [13]. Питанию женщин в период беременности и лактации в настоящее время уделяется большое внимание в связи с доказанным программирующим влиянием алиментарных факторов в критические периоды развития ребенка. Организация правильного питания беременных женщин является одним из важных условий нормального течения и благополучного исхода беременности, поддержания здоровья беременной женщины, обеспечения адекватного роста и развития плода, а затем новорожденного ребенка [5, 6]. Неполноценное питание может стать одним из факторов, способствующих развитию анемий, гестозов и фетоплацентарной недостаточности, которая нередко служит причиной развития перинатальной патологии [13–15]. В наших предыдущих исследованиях и в исследованиях других авторов указывается на системные нарушения в питании беременных и кормящих женщин.
Во время беременности происходит развитие плода, требующее адекватного снабжения энергией и всем комплексом факторов питания; при этом сама беременная нуждается в обеспечении всеми необходимыми пищевыми веществами [6, 17, 18]. При обучении здоровому питанию необходимо формировать консерватизм привычек и пищевого поведения женщин в период беременности и лактации [16].
Для выработки доминанты лактации необходимы определенный период времени и желание матери, также следует отметить, что формирование доминанты материнства и лактации является длительным процессом, включающим все периоды дородовой жизни женщины, начиная с рождения, через стадии развития в раннем возрасте, дошкольного воспитания и школьного образования, курсы подготовки беременности и родам [4]. Создание игровой среды необходимо начинать с раннего возраста. Образовательные программы являются ведущим фактором формирования доминанты лактации. Основные этапы формирования доминанты материнства и лактации, разработанные на основе данных литературы и исследований, представлены в таблице.
Занятия в школе матерей
Работа в школе матерей проводится нами на протяжении ряда лет [19]. Эффективность занятий оценивали в двух группах матерей с помощью интервьюирования женщин. Первую группу составила 121 женщина, длительно (не менее 8 занятий) посещавшая занятия, 2-ю – 30 женщин, не посещавших их. Оценка эффективности занятий проводилась на основе анализа продолжительности ГВ у женщин, находившихся под наблюдением, и контрольной группы не посещавших занятий. Женщины, посещавшие занятия, как правило, сами сообщали о рождении ребенка.
От женщин получали информацию об использовании перинатальных технологий в родильном доме, сроках выписки, становления и продолжительность ГВ. При наличии вопросов женщины могли связаться с исследователем по телефону. Продолжительность наблюдения соответствовала длительности ГВ.
Опрос беременных женщин после завершения занятий позволил заключить, что женщины 1-й группы были твердо настроены на предстоящее кормление грудью, они хорошо усвоили технику и практику ГВ, основные принципы здорового питания. Таким образом у женщин 1-й группы была выработана стойкая доминанта материнства и ГВ. Вторая группа (контроль) составили 30 женщин, не посещавших занятий.
Женщины 1-й группы (121), настроенные на рождение здорового ребенка и ГВ на первом году жизни, регулярно посещали занятия, активно участвовали в обсуждении тем занятий, задавали вопросы, особое внимание уделяли коррекции рационов питания. Все это свидетельствует о наличии у них изначально доминанты материнства. При оценке результатов исследования мы исходили из того, что желание кормить ребенка грудью является одним из проявлений материнства. В период ГВ всем женщинам 1-й группы оказывали помощь в поддержке ГВ, проводили коррекцию их рационов питания. Максимальная распространенность и наибольшая продолжительность ГВ отмечались в 1-й группе, т.е. у женщин с сформированной доминантой лактации, тогда как в контрольной группе распространенность и продолжительность ГВ были наименьшими (р [хи-квадрат] <0,0001). Так, в 4 месяца сохранили ГВ 92% женщин 1-й группы и 33% 2-й, в 6 месяцев – 73% 1-й группы и 3% 2-й, в 9 месяцев – 49% 1-й и 2-й групп, в 12 месяцев – 30%. Полученные данные оценки эффективности проводимых занятий в школе матерей свидетельствуют о необходимости проведения данных мероприятий, направленных на выработку доминанты лактации и организации здорового питания, с женщинами начиная с периода беременности.
Учитывая психологические способности современных матерей, их информированность через Интернет и другие источники, мы изменили содержание занятий и методику преподнесения материала. Занятия с беременными женщинами совместно с педагогами, психологами проводили 1 раз в неделю в школе молодых матерей на базе женской консультации по специально разработанной программе, включившей следующие разделы:
- I – рациональное питание беременных женщин (роль питания; ассортимент продуктов; продукты, которые следует ограничить, полностью исключить из рациона; специализированные продукты, витаминно-минеральные комплексы для беременных женщин; вода и напитки в рационе беременных женщин, праздничное меню кормящей женщины);
- II – рациональное питание кормящих женщин (роль питания; ассортимент продуктов; продукты, которые следует ограничить, полностью исключить из рациона, специализированные продукты, витаминно-минеральные комплексы для кормящих женщин; вода и напитки в рационе кормящей матери; продукты, усиливающие лактацию [сухие инстантные смеси с лактогенными добавками, лактогенные чаи]);
- III – подготовка к ГВ (необходимость раннего прикладывания к груди, совместное пребывание с ребенком, роль свободного вскармливания в становлении лактации, техника прикладывания к груди, трудности при становлении лактации: плоские соски, поздний старт лактации, лактостаз; способы стимуляции лактации; сцеживание молока: ручное и с помощью молокоотсосов; аксессуары);
- IV – подготовка к рождению ребенка (организация комнаты ребенка, безопасность дома, выбор коляски, кроватки, одежды, предметов ухода, игрушек, детские порошки, моющие средства и т.д.);
- V – уход за новорожденным ребенком (предметы ухода, детские косметические и гигиенические средства, техника ежедневного купания, уход за пупком, глазами и др., закаливание, значение прогулок и их продолжительность);
- VI – физиологические состояния новорожденных (периоды новорожденности, особенности периодов, занятия с детьми по периодам);
- VII – безопасность ребенка дома, на улице (правила поведения с ребенком дома, на улице, в лифте, правила перехода улицы и т.д.), занятия проводили совместно с педагогом.
Вопросы, связанные с родовым процессом, освещали акушеры на специальных занятиях. Лекции были сформированы таким образом, что каждое занятие включало вопросы питания женщин в период беременности и лактации (I, II разделы) и вопросы по ГВ (III раздел). Полный цикл занятий составил 14 занятий. Женщина могла включаться в лекционный курс с любого занятия. В проведении занятия участвовали сотрудники лаборатории возрастной нутрициологии ФГБУН «ФИЦ питания и биотехнологии», а также педагоги и психологи. Продолжительность занятия составила 1,5–2,0 часа с перерывом. После основной части занятия мы переходили к обсуждению вопросов, которые волнуют женщин (взаимоотношение в семье, роль мужа, как общаться с бабушками и дедушками и пр.). Мы приветствовали посещение занятий всей семьей, включая бабушек и дедушек. Занятия сопровождались демонстрацией презентации слайдов и наглядных пособий (аксессуаров для ГВ, молокоотсосов и пр.). При необходимости проводили индивидуальные занятия. Женщинам давали рекомендации по просмотру фильмов, видеороликов по вопросам ГВ, развитию детей и др., а на следующем занятии шло обсуждение просмотренного видеоматериала. Число посещений выбирала сама женщина.
Заключение
После анализа многолетней работы с беременными женщинами следует указать, что распространенность и продолжительность ГВ – процесс управляемый и определяется, с одной стороны, психологической готовностью беременной женщины к материнству и ГВ, с другой – поддержкой со стороны семьи и медработников, для которых основной задачей остается создание оптимальных условий для старта лактации и поддержка ее на протяжении первого года жизни ребенка. Необходимо также учитывать и роль социально-экономических факторов, имеющих большое значение для обеспечения полноценной лактации и продолжительного ГВ.