Введение
Статистические показатели заболеваемости ВИЧ-инфекцией продолжают оставаться на высоких цифрах, в связи с чем это имеет медико-социальное значение [1, 2]. Число новых случаев заражения ВИЧ-инфекцией в 2019 г. составило 1,7 млн человек, 690 тыс. умерли от сопутствовавших заболеваний. Почти у 40 млн человек отмечено вирусо-носительство (ВИЧ). Поэтому актуальна разработка новых лабораторных методов диагностики ВИЧ-инфекции и оценка динамики заболевания. Принятые меры по лечению ВИЧ-инфекции не приносят должных результатов по сокращению заболеваемости. Современные методы диагностики и лечения не снижают риска развития осложнений и тяжесть заболевания. Поэтому продолжает быть актуальным разработка критериев диагностики для успешного лечения и снижения частоты осложнений. Требуется расширение скрининговых служб по выявлению ВИЧ-инфекции среди населения, оснащенных оборудованием на уровне лучших лабораторий, что позволит решать задачи по контролю распространения инфекции и проведению специализированной медицинской помощи ВИЧ-больным. В задачи таких служб входят первичная диагностика ВИЧ-инфекции (скрининг населения, проведение лабораторной диагностики ВИЧ), определение лабораторных показателей проведения антиретровирусной терапии и снижения эндогенной интоксикации [3–5], а также контроль ее эффективности (мониторинг иммунного статуса ВИЧ-положительных, мониторинг вирусной нагрузки у ВИЧинфицированных), выявление коинфекций ВИЧ и оппортунистических заболеваний, определение ВИЧстатуса детей, родившихся у ВИЧположительных матерей.
Критерием, позволяющим оценивать эффективность антиретровирусной терапии ВИЧ-инфекции, выступает определение концентрации свободной РНК вируса иммунодефицита в плазме крови с помощью полимеразной цепной реакции (ПЦР). Диагностика уровня вирусной нагрузки назначается ВИЧ-инфицированным, находящимся на диспансерном учете, перед назначением антиретровирусной терапии и дальнейшего мониторинга развития заболевания.
Одним из эффективных методов выявления наличия в плазме крови специфических элементов [6] считается модифицированный М.И. Габриловичем (1998) метод М.Я. Малаховой и др. (1989) (рис. 1).
На III–IV стадиях заболевания отмечается снижение активности антиоксидантных систем, особенно супероксиддисмутазы (СОД) [7].
Для оценки эффективности лечения ВИЧ-больных использован сравнительный анализ нескольких показателей эндогенной интоксикации [8].
Цель исследования: изучение процессов ПОЛ, состояния антиоксидантной системы и наличия молекул СМП у ВИЧ-инфицированных.
Методы
В исследовании участвовали 76 респондентов (ВИЧ-положительных 18 женщин и 58 мужчин в возрасте от 16 до 43 лет). Антиретровирусная терапия пациентов состояла из иммунокоррекции и дезинтоксикации.
Для определения процессов ПОЛ и общей антиоксидантной активности (АОА) в плазме крови применяли метод определения тиобарбитуровой кислоты (M. Ushiama et al.) [9] и антиоксидатных показателей крови (С. Чевари и соавт.) [10]. Антиоксидантную защиту крови определяли по способности супероксиддисмутазы плазмы крови (СОД) конкурировать с нитросиним тетразолием (НСТ) за супероксидные анионы, образующиеся в результате аэробного взаимодействия восстановленной формы никотиамидадениндинуклеотида (НАД-Н) и феназинметасульфата (ФМС). В результате этой реакции НСТ восстанавливается с образованием гидразинтетразолия. В присутствии СОД восстановление НСТ уменьшается.
Параметры СМ в плазме крови исследовали посредством скринингового метода [11] в модификации М.И. Габриловича [12]. Определяли иммунный статус CD3, CD4, CD8, CD16, CD95, иммуноглобулина А (IgA), IgM, IgG, показатели СОЭ, общий белок и его фракции.
Определение достоверности исследования проводили с помощью корреляционного анализа и стандартных методов статистики [13, 14].
Результаты
При изучении параметров оксидантного статуса у ВИЧ-инфицированных выявлены изменения показателей. В начале заболевания при возникновении первых симптомов у ВИЧинфицированных параметры перекисного окисления увеличиваются, достигают максимальных значений в период возникновения оппортунистических инфекций за счет резкой иммунной недостаточности при СПИДе. На фоне комплексного (этиотропного патогенетического) лечения улучшаются и восстанавливаются иммунологические и биохимические параметры, характеризующиеся уменьшением концентрации ПОЛ в плазме, что выражается в уменьшении клинической симптоматики. Следует подчеркнуть, что АОА подавлена и ее выраженность меняется в зависимости от стадии заболевания. В процессе прогрессирования клинических и иммунологических параметров выявляется заметное угнетение антиокислительной системы в плазме крови. У ВИЧ-инфицированных при обострении заболевания развивается «оксидантный стресс», что подтверждается показателями ферментативного звена антиоксидантной системы и состоянием процессов ПОЛ.
Характер изменений параметров свободнорадикального окисления напрямую взаимосвязан с тяжестью течения заболевания. Отмечается усиление ПОЛ и снижение АОА (рис. 2).
Обсуждение
В исследовании участвовали ВИЧинфицированные пациенты с тяжелыми сопутствующими заболеваниями. У 4 ВИЧ-больных был выявлен гепатит С и В на фоне наркотической зависимости Следует отметить, что биохимические параметры служат критерием внутренней интоксикации ВИЧ-положительных. Процессы ПОЛ усиливаются, что вызывает повышение уровней токсических веществ в организме больных. ПОЛ вызывает не физиологический, а патологический эффект (табл. 1, 2).
Заключение
У больных ВИЧ-инфекцией III–IV стадий выявлены однонаправленные изменения содержания СМП. При этом отмечается значительное уменьшение общей АОА конечных продуктов ПОЛ за счет накопления в плазме крови. При проведении терапии выявлена положительная динамика изменения свободнорадикального статуса, которая, тем не менее, не приводит к восстановлению систем организма.
Проведенный корреляционный анализ выраженности основных клинических синдромов при ВИЧ-инфекции и содержания СМП в плазме крови показал достоверную связь.
Для оценки степени выраженности эндогенной интоксикации рекомендуем предложенные методы исследования.