Особенности адаптации студентов медицинских вузов к условиям онлайн-обучения в период пандемии COVID-19
Обоснование. Статья посвящена проблеме поиска действенных способов оптимизации дистанционных форм и электронного обучения в медицинском образовании.Бонкало Т.И., Шмелева С.В., Качалов С.Б., Еремин М.В., Ивашкова Е.Э.
Цель исследования: выявить особенности адаптации студентов медицинских вузов к условиям онлайн-обучения в период пандемии COVID-19.
Методы. Исследование проходило в онлайн-режиме в 2021 г., в нем приняли участие 600 студентов разных курсов, обучавшихся в современных медицинских вузах. В качестве диагностического инструментария было выбрано три методики, ориентированные на оценку степени нервно-психического напряжения студентов в ситуации измененных условий их учебной деятельности и жизнедеятельности в целом, а также на выявление особенностей их реакций на такие ситуации.
Результаты. На основании результатов проведенного исследования сделан вывод: в ситуации вынужденного перехода высшего медицинского образования на дистанционные формы обучения необходима организация специальных занятий по оказанию помощи студентам в адаптации к новым условиям их учебной деятельности.
Заключение. Основными направлениями такой работы должны стать не только обучение приемам саморегуляции эмоционального состояния и деятельности, но и формирование потребности в самообразовании и саморазвитии.
Ключевые слова
Список литературы
1. Абрамова С.Б. Онлайн-обучение: новые контуры страхов и волнений студентов в условиях пандемии. Общество: социология, психология, педагогика. 2020;11(79):14–7.
2. Артюхова Т.Ю. Особенности психологического благополучия студентов в период пандемии Зейгарниковские чтения. Диагностика и психологическая помощь в современной классической психологии: проблема научных и этических оснований. М., 2020. С. 30–3.
3. Бенелли Л.Н. Психологические аспекты регуляции психического состояния в процессе адаптации к стрессу студентов ВУЗов Высшее образование для XXI в.: роль гуманитарного образования в контексте технологических и социокультурных изменений. М., 2019:293–99.
4. Бонкало Т.И., Маринова Т.Ю., Феоктистова С.В. и др. Дидактические копинг-стратегии супругов как фактор латентных дисфункциональных отношений в семье: опыт эмпирического исследования в условиях пандемии. Социальная психология и общество. 2020;11(3):35–50.
5. Попов В.И. Поведенческие риски здоровью студентов в период проведения дистанционного обучения. Гигиена и санитария. 2020;99;8:854–60.
6. Руслякова Е.Е., Голубь А.А. Особенности нервнопсихического напряжения у современных студентов в условиях вынужденной самоизоляции. Мир науки. Педагогика и психология. 2020;8;3:69.
7. Саакян Г.М. Особенности психического состояния и уровня стрессоустойчивости студентов в процессе адаптации к условиям самоизоляции. Инновационные преобразования в сфере физической культуры, спорта и туризма. Ростов-на-Дону, 2020. С. 226–29.
8. Соболев В.И., Попов М.Н. Характеристика корреляционных связей между различными показателями нервно-психического статуса у студентов в период «коронавирусной самоизоляции» Проблемы современного педагогического образования. 2020;67-2:328–32.
9. Соколов Г.А. Особенности психоэмоциональных состояний студента при дистанционной форме обучения (Электронный ресурс).
10. Токмакова С.И., Бондаренко О.В., Луницына Ю.В. Опыт дистанционного обучения студентов стоматологического факультета в условиях пандемии COVID-19. Современные проблемы науки и образования. 2020. № 3.
11. Bonkalo T.I., Logachev N.V., Shmeleva S.V. Formation of a professional and informational culture of future lawyers as a condition for solving the problems of digitalization of legal professions В сборнике: Modern Global Economic System: Evolutional Development vs. Revolutionary Leap. Lecture Notes in Networks and System: (LNNS, Volume 198). Cham, 2021:1318–27.
Об авторах / Для корреспонденции
Автор для связи: Светлана Васильевна Шмелева, д.м.н., профессор, Московский университет технологий и управления им. К.Г. Разумовского, Москва, Россия; 89151479832@mail.ru
ORCID:
Т.И. Бонкало (T.I. Bonkalo), https://orcid.org/0000-0003-0887-4995
М.В. Еремин (M.V. Eremin), https://orcid.org/0000-0001-9791-4615
С.В. Шмелева (S.V. Shmeleva), https://orcid.org/0000-0003-0390-194X
Е.Э. Ивашкова (E.E. Ivashkova), https://orcid.org/0000-0001-9173-4031
С.Б. Качалов (S.B. Kachalov), https://orcid.org/0000-0003-0887-4995