ISSN 2073–4034
eISSN 2414–9128

Промежуточная оценка результатов клинического исследования неоадъювантного комбинированного лечения пациентов при раке предстательной железы высокого и очень высокого риска

Н.Н. Буевич (1), С.А. Проценко (1), А.К. Носов (1), С.А. Рева (1, 2), А.С. Артемьева (1), М.В. Беркут (1)

1) Национальный медицинский исследовательский центр онкологии им. Н.Н. Петрова, Санкт-Петербург, Россия; 2) Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. акад. И.П. Павлова, клиника урологии, Санкт-Петербург, Россия

Актуальность. Рак предстательной железы (РПЖ) является ведущей медицинской и социальной проблемой мужского населения. Тысячи мужчин умирают от этой патологии каждый год. В статье будут рассмотрены результаты различных стратегий лечения РПЖ высокого и очень высокого риска, а также представлены материалы собственного исследования. Цель исследования: повышение эффективности лечения больных РПЖ высокого и очень высокого риска. Методы. Данные о больных РПЖ высокого и очень высокого риска, которые получали лечение в ФГБУ «НМИЦ онкологии им. Н.Н. Петрова» с 2014 по 2018 г. Результаты. В настоящей статье мы представляем промежуточные данные оценки группы пациентов (n=46), получавших исключительно комбинированное лечение (неоадъювантная терапия доцетаксел+дегареликс с последующим проведением радикальной простатэктомии) лечения. Полностью лечение проведено 28 пациентам, что составляет 61%. У пяти больных завершение этапа неоадъювантной терапии не представлялось возможным вследствие прогрессирования заболевания (рост ПСА после предшествовавшего выраженного снижения, n=2), наличия сопутствующей патологии/нежелательного явления (n=2), смерти от бытовой причины (n=1). В результате применения неоадъювантного лекарственного лечения достигнуто статистически значимое (р=0,004) уменьшение объема предстательной железы и уровня ПСА (р=0,008). При оценке безопасности неоадъювантного лекарственного лечения больных РПЖ высокого и очень высокого риска продемонстрирован приемлемый профиль токсичности. Частота гематологических осложнений 3–4-й степеней составила 21% (n=6). Негематологические нежелательные явления развились у 43% (n=12) пациентов, из них 3–4-й степеней – у 7% (n=2). С учетом проспективного характера исследования планируется его продолжение до решения поставленных задач (изучение лечебного патоморфоза, молекулярно-генетических маркеров). Заключение. Проведение неоадъювантной терапии с использованием доцетаксела и дегареликса ассоциируется с улучшением результатов лечения РПЖ у больных с высоким и очень высоким риском. Применяемый нами режим терапии показал приемлемый профиль переносимости и токсичности.

Для цитирования: Буевич Н.Н., Проценко С.А., Носов А.К., Рева С.А., Артемьева А.С., Беркут М.В. Промежуточная оценка результатов клинического исследования неоадъювантного комбинированного лечения пациентов при раке предстательной железы высокого и очень высокого риска. Фарматека. 2019;26(7):33–37. DOI: https://dx.doi.org/10.18565/pharmateca.2019.7.33-37 

Ключевые слова

рак предстательной железы
высокий риск
выживаемость
неоадъювантная терапия
доцетаксел
радикальная простатэктомия

Введение

Актуальность рассматриваемой проблемы рака предстательной железы (РПЖ) определяется его лидирующими позициями в структуре онкологической заболеваемости мочеполовой системы у мужчин, находясь на 2-м месте после рака легкого и на 3-м – в структуре смертности [1]. В мире летальность у лиц с данным заболеванием на первом году жизни составляет около 30%. Отмечено, что у 60–80% пациентов при первичном обследовании выявляются метастазы или местнораспространенные формы опухоли [2]. Таким образом, социальное значение данной патологии настолько велико, что исследования в этой области занимают одно из ведущих мест в современной клинической онкологии. Ведущая роль при выборе опций терапии для пациентов с гистологически подтвержденным РПЖ отводится группам риска [3]. Идентификация пациентов, имеющих высокий и очень высокий риск, крайне важна, т.к. для их лечения возможно использование мультимодальной терапии, ориентируясь как на местные, так и на системные факторы заболевания. Следовательно, вопрос об оптимальном методе лечения данной группы пациентов остается дискутабельным [4]. В настоящее время в клинических исследованиях большой интерес вызывает опция неоадъвантной терапии (НАТ), обеспечивая быстрое получение данных о потенциальной пользе новых препаратов и предиктивных биомаркерах.

С учетом наличия андрогенной зависимости клеток РПЖ наиболее используемым методом является проведение гормональной НАТ, однако в ходе анализа литературных данных установлено, что 15% пациентов изначально резистентны к такому лечению [5]. В то же время неоадъювантная химиотерапия с последующей радикальной простатэктомией (РПЭ) ассоциируется с более высокой безрецидивной и общей выживаемостью по сравнению с пациентами группы исключительно хирургического лечения, а также позволит улучшить результаты самой операции. С 2006 г. в ФГБУ «НМИЦ онкологии им. Н.Н. Петрова» Минздрава России проводилось рандомизированное одноцентровое исследование безопасности и эффективности химиотерапии доцетакселом перед РПЭ для больных РПЖ промежуточного и высокого рисков (11,4-летнее наблюдение) [6]. Более чем десятилетние результаты данного исследования свидетельствуют о целесообразности применения комбинированного лечения больных РПЖ группы высокого риска.

Ссуммировав вышесказанное, нами было предложено проведение клинического исследования неоадъювантного комбинированного лечения пациентов перед РПЭ при РПЖ высокого и очень высокого риска, сравнивавшего режим стандартного лечения (РПЭ) с лекарственным лечением (доцетаксел 75 мг/м2 в/в капельно каждый 21-й день+дегареликс п/к 240 мг [разделенный на два введения по 120 мг], затем каждые 28 дней в поддерживающей дозе по 80 мг) в течение 6 месяцев.

Цель исследования: повышение эффективности лечения больных РПЖ высокого и очень высокого рисков.

Методы

Материалом послужили данные о больных РПЖ высокого и очень высокого рисков, которые получали лечение в ФГБУ «НМИЦ онкологии им. Н.Н. Петрова» с 2014 по 2018 г. Все больные, включенные в исследование, имели гистологическое подтверждение аденокарциномы предстательной железы, высокий и очень высокий риски развития рецидива заболевания (ПСА >20 нг/мл и/или сумма Глисона >8, и/или клиническая стадия >T2c) и считались кандидатами для выполнения РПЭ. Ожидаемая продолжительность жизни включенных в исследование пациентов составила не менее 10 лет.

Все больные были разделены на 3 группы. На рис. 1 показана схема лечения пациентов в рамках исследования.

Статистическая обработка данных выполнена по стандартным программам для персональных ЭВМ, использованы таблицы «Excel» и стандартный пакет «Statistica 6.0» for Windows (StatSoft Inc., USA), обеспечившие выполнение общепринятых математико-статистических методов.

Результаты

В настоящей статье мы представляем промежуточные данные (от декабря 2018 г.) оценки группы исключительно комбинированного лечения: в нее включены 46 больных, 39 из которых соответствовали критериям включения и исключения. Полностью запланированный метод лечения получили 28 (61%) пациентов, остальные пациенты продолжают режим терапии.

Средний возраст мужчин, включенных в данную группу, составил 62 года (диапазон – 43–73 года).

Одним из критериев эффективности проводимой НАТ служит изменение уровня ПСА (простат-специфический антиген) и объема предстательной железы. В табл. 1 представлена характеристика объемов предстательной железы и динамика уровня ПСА.

На момент проведения исследования не представлялось возможным адекватно оценить объем опухолевой ткани, поэтому эффект от проводимой НАТ основывался на определении изменений уровня ПСА и объема предстательной железы. Динамика уровня ПСА представлена на рис. 2.

Стоит отметить, что у 5 пациентов завершение этапа НАТ не представлялось возможным: у двух пациентов был отмечен рост ПСА после его предшествовавшего выраженного снижения, что свидетельствовало о прогрессировании заболевания; у двух больных терапия была прекращена вследствие негематологических серьезных нежелательных явлений (периферическая нейропатия – 1; герпетическая инфекция – 1); один пациент погиб (по причине, не связанной с проводимым лечением), остальные 74% больных (n=34) находятся под динамическим наблюдением или на различных стадиях лечения заболевания, в т.ч. рецидива. В ходе периода наблюдения за пациентами, окончившими лечение, адъювантная терапия назначена одному пациенту по результатам анализа ПСА после операции, в то время как отсроченное лечение получили 11 (28%) пациентов. Медиана наблюдения составила 28,5 месяцев. Безрецидивная выживаемость оценивалась на основании развития биохимического рецидива (БХР) заболевания. БХР расценивался как повышение ПСА более 0,2 нг/мл в двух последовательных определениях. Во всех случаях биохимический рецидив был зафиксирован раньше, чем развитие клинических симптомов. Данные представлены в табл. 2.

При изучении безопасности предложенной нами терапии выявлен приемлемый профиль токсичности, которая оценивалась после каждого введения доцетаксела и дегареликса. Высокой степени токсичности с летальным исходом не наблюдалось. Частота гематологических осложнений 3–4-й степени составила 21% (n=6). Негематологические нежелательные явления развились у 43% (n=12) пациентов, из них 3–4-й степени – 5% (n=2). У 10% пациентов отмечалась локальная болезненность в месте введения гормонального препарата. Нежелательные явления 1–2-й степеней наблюдались в 40% случаев, купировались симптоматической терапией, что не повлияло на проводимую лечебную тактику.

Обсуждение

В настоящее время, согласно актуальным клиническим рекомендациям, одной из опций выбора лечения мужчин, страдающих РПЖ высокого риска, является РПЭ [7, 8], ключевым аспектом которой сдужит радикальность лечения, проявляющаяся максимально возможным устранением опухолевого процесса. Имеются данные исследований, согласно которым хирургическое вмешательство является методом выбора для данной группы пациентов, обеспечивая хорошие онкологические результаты [9, 10]. Однако при анализе данных литературы отмечен факт наличия рецидивов заболевания более чем у 50% пациентов в течение 10 лет после проведения РПЭ локализованного РПЖ высокого риска [11]. Выбор лечебной тактики с точки зрения максимальной эффективности при минимальных осложнениях остается вопросом спорным.

Необходимо также отметить, что существенное влияние на исходы терапии оказывает количество предоперационных факторов высокого риска РПЖ [12]. Так, наличие более 2 факторов значительно ухудшает прогноз после оперативного лечения, а значит, таким пациентам нужен системный подход, сочетающий РПЭ с проведением лекарственной или лучевой терапии [13, 14].

В данной статье нами продемонстрирован промежуточный анализ ранних онкологических результатов исследования НАТ, которые позволяют предположить эффективность комбинированного лечения у ряда больных РПЖ. Отметим достоверное снижение объема предстательной железы и уровня ПСА при проведении химиогормонотерапии. Нами также отмечен приемлемый профиль переносимости и токсичности проведенного лечения.

Заключение

В результате применения НАТ в группе комбинированной терапии достигнуто статистически значимое (р=0,004) уменьшение объема предстательной железы и уровня ПСА (р=0,008). Проведение НАТ с использованием доцетаксела и дегареликса ассоциируется с улучшением результатов лечения РПЖ у больных с высоким и очень высоким риском. Применяемый нами режим терапии показал приемлемый профиль переносимости и токсичности. С учетом проспективного характера исследования планируется его продолжение до решения поставленных задач (изучение лечебного патоморфоза, молекулярно-генетических маркеров).

Список литературы

1. Чиссов В.И., Мерабишвили В.М., Старинский В.В.и др. Злокачественные новообразования в мире, России, Санкт-Петербурге. СПб. 2007;69–102.

2. Heidenreich A., Bastian P.J., Bellmunt J., et. al. EAU guidelines on prostate cancer. Part II: Treatment of advanced, relapsing, and castration-resistant prostate cancer. Eur Urol. 2014;65(2):467–79. Doi: 10.1016/j.eururo.2013.11.002.

3. D’Amico A.V., Whittington R., Malkowicz B.S., et al. Biochemical outcome after radical prostatectomy, external beam radiation therapy, or interstitial radiation therapy for clinically localized prostate cancer. JAMA. 1998;280:969–74.

4. Siegel R., Ma J., Zou Z., Jemal A. Cancer statistics, 2014. CA Cancer J Clin. 2014;64(1):9–29. Doi: 10.3322/caac.21208.

5. Mcleod D.G. Hormonal therapy: historical perspective to future directions. Urology. 2003 61(1):3–7.

6. Nosov A., Reva S., Petrov S., et al. Neoadjuvant Chemotherapy Using Reduced-Dose Docetaxel Followed by Radical Prostatectomy for Patients With Intermediate and High-Risk Prostate Cancer: A Single-Center Study. Prostate. 2016;76(15):1345–52. Doi: 10.1002/pros.23165.

7. Mottet N., Bellmunt J., Briers E. Guidelines on prostate cancer. European Association of Urology. 2015.

8. Носов Д.А., Гладков О.А., Королева И.А. и др. Практические рекомендации по лекарственному лечению рака предстательной железы. Злокачественные опухоли: Практические рекомендации RUSSCO #3s2. 2017;7:421–32.

9. Nanda A., Chen M.H., Renshaw A.A., et al. Gleason Pattern 5 prostate cancer: further stratification of patients with high-risk disease and implications for future randomized trials. Int J Radiat Oncol Biol Phys. 2009;74(5):1419–23. Doi: 10.1016/j.ijrobp.2008.10.027.

10. Nader R., Joelle El Amm, Aragon-Ching J.B. Role of chemotherapy in prostate cancer. Asian J Androl. 2018;20(3):221–29. Doi: 10.4103/aja.aja_40_17.

11. Cronin A., Goboy G., Vickers A. Definition of biochemical recurrence after radical prostatectomy does not substantially impact estimates for prognostic factors. J Urol. 2010;183(3):984–89.

12. Велиев Е.И., Соколов Е.А., Лоран О.Б. и др. Рак предстательной железы высокого риска: онкологическая эффективность радикальной простатэктомии. Онкоурология. 2014;53–7.

13. Sundi D., Wang V.M., Pierorazio P.M., et al. Very-high-risk localized prostate cancer: definition and outcomes. Prostate Cancer Prostatic Dis. 2014;17(1):57–63. Doi: 10.1038/pcan.2013.46.

14. Soares R., Eden G. Surgical treatment of high-risk prostate cancer. Minerva Urol Nefrol 2015;67(1):33–46.

Об авторах / Для корреспонденции

Автор для связи: Н.Н. Буевич, врач-онколог, аспирант научного отдела инновационных методов терапевтической онкологии и реабилитации, Национальный медицинский исследовательский центр онкологии им. Н.Н. Петрова, Санкт-Петербург, Россия; e-mail: buevich_nn@mail.ru; Адрес: 197758, Россия, Санкт-Петербург, пос. Песочный, ул. Ленинградская, 68

ORCID:
Н.Н. Буевич https://orcid.org/0000-0001-9937-0439 
С.А. Проценко https://orcid.org/0000-0002-5026-0009 
С.А. Рева https://orcid.org/0000-0001-5183-5153 
А.С. Артемьева https://orcid.org/0000-0002-2948-397X 

Также по теме

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.