ISSN 2073–4034
eISSN 2414–9128

Бисфосфонаты – продолжительность использования при остеопорозе, целесообразность и безопасность

О.Б. Ершова, А.В. Назарова

На сегодняшний день можно с уверенностью сказать, что в арсенале ревматологов существует ряд эффективных препаратов для борьбы с остеопорозом, накоплен большой опыт их применения. Однако возникают новые вопросы: о целях терапии и безопасных сроках лечения, тактике смены препаратов при неэффективности или возникновении побочных эффектов.

Ключевые слова

остеопороз
бисфосфонаты
продолжительность терапии
атипичные переломы

Препаратами первой линии в лечении и профилактике остеопороза являются бисфосфонаты (БФ). Структурное сходство БФ с кристаллами гидроксиапатита кости определяет их аффинность – способность откладываться в местах образования новой кости, где они сохраняются до тех пор, пока не произойдет замена старой кости на новую, т. е. 10 лет и более, а по мнению некоторых ученых – даже всю жизнь [1]. Многолетний опыт использования препаратов этой группы и наблюдения за пациентами, принимавшими БФ, должен дать ответы на вопросы: насколько длительно сохраняется их
фармакологическая активность в зависимости от продолжительности терапии, насколько эффективно снижаются риски позвоночных и внепозвоночных переломов?

Вопросы об оптимальной продолжительности использования этих лекарств обсуждаются на протяжении последнего десятилетия. По данным обзора К. Briot и соавт. [2], прирост минеральной плотности костной ткани (МПК) сохранялся в течение 10 лет приема алендроната и 7 лет приема
ризедроната.

Основной вывод, приведенный в обзоре S.M. Ott [4], заключается в следующем: после 5 лет использования БФ разумно прекратить их прием и исследовать уровень маркеров костеобразования и резорбции. Пока уровни маркеров остаются низкими, возобновлять прием антирезорбтивного
препарата не имеет физиологического смысла.

Согласно данным исследования, выполненного Европейским обществом клинических и экономических
аспектов остеопороза и остеоартроза (ESCEO – The European Society for Clinical and Economic Aspects of
Osteoporosis and Osteoarthritis) и Международным обществом остеопороза (IOF – International Osteoporosis Foundation) [5], БФ в целом подтвердили эффективность в отношении снижения риска переломов после 3 лет терапии. При этом для алендроната этот период составил 4 года, для ризедроната – 5 лет. Авторы cделали вывод: безопасность БФ не зависит от длительности приема, однако не исключается возможность развития атипичных подвертельных переломов и других нежелательных явлений.

Иранские ученые [6] провели систематический анализ баз данных медицинских статей в сетях PubMed, Web of Science и Scopus с целью изучения эффектов БФ. Исследователи приводят данные 32 научных работ с различным дизайном, в т. ч. рандомизированных клинических испытаний, испытаний типа “случай–контроль”, ретроспективных и когортных исследований с продолжительностью приема БФ от года до 11 лет. Основными побочными эффектами были названы гастроинтестинальные – диспеп-
сия, боль в животе, тошнота и гастрит. Среди ассоциированных с приемом БФ побочных эффектов рассматривались остеонекроз верхней челюсти и фибрилляция предсердий, при этом опубликованные данные противоречивы и большинство мета-анализов не подтверждает наличия взаимосвязи. В последние годы обсуждается связь длительного приема БФ (более 5 лет) с увеличением риска атипичных переломов бедра.

Авторы называют эффекты от приема препаратов данной группы двухфазными: положительные заключаются в снижении риска переломов при краткосрочном использовании препаратов, а побочные эффекты проявляются при длительном приеме, поэтому рекомендуют взвешенный подход к выбору длительности терапии БФ с учетом индивидуальных рисков для каждого пациента. Многие специалисты сходятся во мнении, что необходимо оценивать пользу и риски длительной терапии БФ (после 3–4–5 лет лечения) [2, 7, 8]. Так, при анализе 81 случая атипичных переломов бедра, по данным добровольной on-line ассоциации пациентов, J.P. Schneider и соавт. [9] сделали выводы, что эти переломы развивались на фоне приема БФ, при этом средняя продолжительность терапии составила 9,5 года, причем 68 % пациентов препараты были назначены с целью первичной профилактики, 39,5 % получили контралатеральный атипичный перелом в течение от 1 до 49 месяцев после первого перелома, при этом 94 % пациентов принимали алендронат.

Какова же степень риска атипичных переломов на фоне приема БФ? Ответ на этот вопрос предлагают швейцарские хирурги, проанализировавшие 477 случаев госпитализации с 1999 по 2010 г. по поводу подвертельного перелома и перелома шейки бедра у лиц старше 50 лет, 39 (8,2 %) из
которых были верифицированы как атипичные [10]. Получены данные о 47 %-ном снижении риска типичных переломов на фоне приема БФ (отношение шансов [ОШ] = 0,5; 95 % доверительный интервал [ДИ] – 0,3–0,9), однако эта терапия ассоциировалась и с повышением риска атипичных
переломов. Так, 32 (82,1 %) пациента, получивших атипичный перелом, принимали БФ; среди пациентов группы типичных переломов их было 28, что составило 6,4 % (OШ = 66,9; 95% ДИ – 27,1–165,1). При анализе продолжительности использования БФ ОШ с 95 % ДИ при приеме препаратов данной группы менее 2 лет для нетипичных переломов составили 35,1 (10,0–123,6); 46,9 (14,2–154,4) – при продолжительности терапии от 2 до 5 лет; 117,1 (34,2–401,7) – на протяжении 5–9 лет и 175,7 (30,0–1027,6) – при терапии более 9 лет по сравнению с теми, кто не принимал БФ. Контралатеральный перелом произошел в 28,2 % нетипичных случаев и в 0,9 % классических случаев (ОШ = 42,6; 95 % ДИ – 12,8–142,4). При этом уровень заболеваемости атипичными переломами чрезвычайно низок и составил 32 случая на 1 млн человеколет, причем он увеличивался в среднем на 10,7 % в год.

В связи с возникновением данных об атипичных переломах появились рекомендации о введении “лекарственных каникул” пациентам, находящимся на длительной терапии БФ [11, 12]. При этом существует мнение, будто пациенты с умеренным риском переломов могли бы прекращать прием БФ
после 5 лет и оставаться без лечения, пока МПК стабильна и переломы не развиваются [13]. Однако пациентов с более высоким риском нужно лечить в течение 10 лет, причем перерыв в приеме БФ может быть не более чем год или два, при этом, возможно, в течение этого времени будет целесообразно назначать антиостеопоротический препарат другой группы (не БФ) [14]. Наряду с этим делается вывод: выгода от приема БФ превышает риски [15].

Таким образом, пациентам с тяжелым остеопорозом необходимо проводить длительную терапию с использованием БФ как препаратов первой линии лечения остеопоротического процесса. В связи с этим встает вопрос приверженности пациента лечению. При анализе базы данных Национального исследования страхования здоровья (NHIRD – National Health Insurance Research Database) в Тайвани с 1 января 2004 г. по 31 декабря 2005 г. среди пациентов с остеопорозом, которым были назначены БФ,
половина имели низкую приверженность терапии (< 80 %) уже в первые 3 месяца после начала лечения и только 30 % пациентов продолжали прием препарата в течение года [16]. Низкая приверженность (< 80 %) была ассоциирована с большей частотой повторных переломов (p < 0,05).

Низкая приверженность лечению часто бывает обусловлена высокой стоимостью оригинального алендроната, в этом случае пациенты могут продолжать принимать генерический препарат как более доступный по цене. По данным когортного исследования 15 310 пациентов, принимавших оригинальный алендронат, проведенного в США в когорте 2008 г., 81 % лиц переключились на генерический препарат [17]. Тем более что при сравнительном анализе частоты гастроинтестинальных осложнений на фоне приема брендового и генерического алендроната в исследовании, проведенном в Швейцарии в 2005–2009 гг., статистически значимых различий не обнаружено [18].

Гастроинтестинальные побочные эффекты могут стать причиной отказа от лечения. Для предотвращения негативного влияния алендроната на слизистую оболочку пищевода и верхний
отдел желудочно-кишечного тракта компанией Сандоз (Швейцария) применены инновационные технологии при разработке специальной оболочки таблетки алендроната натрия 70 мг (Форозы) под названием Lustre Clear LC 103 (патент № СА Patent 2517372, выданный 10.09.04). Данная оболочка состоит из микрокристаллической целлюлозы и каррагинана, обеспечивает транспорт фармакологически активной алендроновой кислоты и/или ее солей в желудочно-кишечный тракт, растворяется и начинает всасываться в желудке, уменьшая раздражение слизистой оболочки пищевода.

Следует отметить, что биоэквивалентность Форозы оригинальному Фосамаксу (MSD, США) подтверж-
дена в независимой лаборатории Anapharm (Канада), специализирующейся на проведении исследований I фазы и биоэквивалентности препаратов [19].

Кроме того, в открытом многоцентровом исследовании ROSE (Rapid Onset and Sustained Efficacy) авторы
[20] не выявили статистически значимых различий в качестве жизни пациентов между группой, получавшей золедроновую кислоту (n = 408) и генерик алендроната (n = 191), при этом приверженность терапии алендронатом во время исследования была высокой – 80,9 % пациентов достигли приемлемой приверженности.

Таким образом, препарат Фороза можно рекомендовать пациентам с высоким риском переломов для длительного приема как препарат первой линии с хорошим профилем безопасности лечения постменопаузального, глюкокортикоидного остеопороза и остеопороза у мужчин.

Согласно клиническим рекомендациям Российской ассоциации по остеопорозу 2012 г. [21], средняя длительность лечения остеопороза составляет 3–5 лет, однако больные с высоким риском переломов должны продолжать лечение свыше 5 лет.

Критериями продолжения лечения могут служить следующие параметры:
• появление новых переломов на фоне терапии;
• присутствие значимых или появление новых факторов риска остеопороза;
• низкие показатели МПК < -2,5 SD;
• прогрессирующая потеря МПК.
Наряду с этим A. Diez-Perez. и соавт.

[22] детализируют и дополняют данные критерии: развитие более двух переломов за время лечения; снижение МПК на ≥ 5 % в позвоночнике и на ≥ 4 % в бедре за время лечения; снижение маркеров
костной резорбции менее чем на 25 %.

Список литературы

1. Беневоленская Л.И. Руководство по остеопорозу. М., 2003. С. 196–216.
2. Briot K, Tremollieres F, Thomas T, et al. How long should patients take medications for postmenopausal osteoporosis? Joint Bone Spine 2007;74(1):24–31.
3. Bianchi G, Sambrook P. Oral nitrogen-containing bisphosphonates: a systematic review of randomized clinical trials and vertebral fractures. Curr Med Res Opin 2008;24(9):2669–77.
4. Ott S.M. What is the optimal duration of bisphosphonate therapy? Cleve Clin J Med 2011;78(9):619–30.
5. Cooper C, Reginster JY, Cortet B, et al. Long-term treatment of osteoporosis in postmenopausal women: a review from the European Society for Clinical and Economic Aspects of Osteoporosis and Osteoarthritis (ESCEO) and the International Osteoporosis Foundation (IOF). urr Med Res Opin 2012;28(3):475–91.
6. Salari P, Abdollahi M. Long term bisphosphonate use in osteoporotic patients; a step forward,two steps back. J Pharm Pharm Sci 2012;15(2):305–17.
7. Boonen S, Ferrari S, Miller PD, et al. Postmenopausal osteoporosis treatment with antiresorptives: effects of discontinuation or long-term continuation on bone turnover and fracture risk – a perspective. J Bone Miner Res. 2012;27(5):963–74.
8. Charopoulos I, Orme S, Giannoudis PV. Fracture risk associated with chronic use of bisphosphonates: evidence today. Expert Opin Drug Saf 2011;10(1):67–76.
9. Schneider JP, Hinshaw WB, Su C, Solow P. Atypical femur fractures: 81 individual personal histories. J Clin Endocrinol Metab 2012;97(12): 4324–28.
10. Meier RP, Perneger TV, Stern R, et al. Increasing occurrence of atypical femoral fractures associated with bisphosphonate use. Arch Intern Med 2012;172(12):930–36.
11. Diab DL, Watts NB. Bisphosphonates in the treatment of osteoporosis. Endocrinol Metab Clin North Am 2012;41(3):487–506.
12. McClung M, Harris ST, Miller PD, et al. Bisphosphonate therapy for osteoporosis: benefits, risks, and drug holiday. Am J Med 2013;126(1):13–20.
13. Geusens P. Bisphosphonates for postmenopausal osteoporosis: determining duration of treatment.
Curr Osteoporos Rep 2009;7(1):12–7.
14. Watts NB, Diab DL. Long-term use of bisphosphonates in osteoporosis. J Clin Endocrinol Metab 2010;95(4):1555–65.
15. Soen S. Is SSBT associated with atypical femoral fracture? SSBT isn't associated with atypical femoral fracture Clin Calcium 2012; 22(6):919–22.
16. Soong YK, Tsai KS, Huang HY, et al. Risk of refracture associated with compliance and persistence with bisphosphonate therapy in Taiwan Osteoporos Int 2013;24(2):511–21.
17. Yun H, Curtis JR, Saag K. Generic alendronate use among medicare beneficiaries: are part d data complete? Pharmacoepidemiol Drug Saf 2013;22(1):55–63.
18. Landfeldt E, Ström O. The comparative gastrointestinal tolerability of proprietary versus generic alendronate in patients treated for primary osteoporosis. Bone 2012; 51(4):637–42.
19. Скрипникова И.А., Рожинская Л.Я.
Применение дженериков – способ повышения приверженности лечению остеопороза //Остеопороз и остеопатии 2010;3:36–40.
20. Hadji P, Ziller V, Gamerdinger D, et al. Quality of life and health status with zolendronic acid and
generic alendronate – a secondary analysis of the Rapid Onset and Sustained Efficacy (ROSE) study in postmenopausal women with low bone mass. Osteoporos Int 2012;23(7):2043–51.
21. Клинические рекомендации по профилактике и ведению больных с остеопорозом / Под
ред. О.М. Лесняк. 2012. 30 с.
22. Diez-Perez A, Adachi JD, Agnusdei D, et al. Treatment failure in osteoporosis. 23. Osteoporosis Int 2012;23(12):2769–74. doi: 10.1007/s00198-012-2093-8. Epub 2012 Jul 27.

Также по теме

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.