ISSN 2073–4034
eISSN 2414–9128

Лептин и гормонально-метаболические показатели у больных бронхиальной астмой и при ее сочетании с сахарным диабетом 2 типа

А.Ф. Вербовой, Л.А. Шаронова, Р.И. Ахмерова

Кафедра эндокринологии ГБОУ ВПО «Самарский государственный медицинский университет» Минздрава РФ, Москва
В статье приведены результаты исследования концентрации адипокинов, гормонально-метаболических показателей у женщин с бронхиальной астмой и ее сочетанием с сахарным диабетом 2 типа. Во всех группах больных выявлены гиперлептинемия, гиперрезистинемия, тенденция к снижению уровня адипонектина на фоне субклинического воспаления. У всех обследованных женщин обнаружена выраженная инсулинорезистентность, сопровождающаяся компенсаторной гиперинсулинемией, и атерогенная дислипидемия.

Ключевые слова

сахарный диабет 2 типа
бронхиальная астма
лептин
резистин
адипонектин
инсулинорезистентность

Бронхиальная астма (БА) относится к числу наиболее распространенных хронических заболеваний органов дыхания. В общей популяции она встречается более чем у 5 % населения. Медико-социальная значимость БА связана с высокой инвалидизацией, частыми жизнеугрожающими обострениями, а также со значительными экономическими затратами.

БА – хроническое воспалительное заболевание дыхательных путей, в котором принимают участие многие клеточные элементы. Хроническое воспаление обусловливает развитие бронхиальной гиперреактивности, которая приводит к повторяющимся эпизодам свистящих хрипов, одышки, кашля [1]. При БА могут развиваться такие осложнения, как астматический статус, эмфизема легких, пневмосклероз, хроническое легочное сердце, дыхательная недостаточность [2]. Наличие хронического воспаления является фактором формирования инсулинорезистентности (ИР), что сопряжено с риском развития сахарного диабета (СД) 2 типа (СД2) [3].

Возникающие при СД2 нарушения микроциркуляции и нервной регуляции приводят к изменениям механики дыхания, легочной гемодинамики, иммунного ответа и реактивности бронхов [4]. СД является прямым фактором риска развития болезней сердечно-сосудистой системы, патологии нервной системы, нарушений функций опорно-двигательного аппарата [5, 6].

Цель исследования: оценка взаимосвязи адипокинов и гормонально-метаболических показателей больных БА и при ее сочетании с СД2.

Материал и методы

Обследованы 53 женщины в возрасте от 44 до 70 лет, которые были разделены на 2 группы. В 1-ю группу вошли 27 пациенток с БА, их средний возраст составил 58,56 ± 0,79 года, а индекс массы тела (ИМТ) – 29,81 ± 0,92 кг/м2. Вторая группа включила 26 больных с сочетанием СД2 и БА (средний возраст – 61,23±0,95 года; ИМТ – 33,73 ± 1,29 кг/м2).

В группу контроля вошли 23 женщины, средний возраст которых составил 51,26 ± 1,73 года, а ИМТ – 26,08 ± 1,23 кг/м2.

Диагноз «сахарный диабет 2 типа» поставлен на основании критериев ВОЗ (2013) [7]. Диагноз «бронхиальная астма» ставил пульмонолог на основании рекомендаций GINA (2011) [1].

Все больные СД на момент исследования находились на таблетированной сахароснижающей терапии.

В исследование не включили больных БА, постоянно получавших лечение пероральными или ингаляционными глюкокортикостероидами.

Всем обследованным женщинам определили антропометрические показатели: рост, массу тела, окружность талии (ОТ), окружность бедер (ОБ), рассчитали ИМТ и соотношение ОТ/ОБ.

Всем пациенткам произведен забор крови из локтевой вены утром натощак. Определение гликемии в плазме венозной крови осуществлено глюкозооксидазным методом на биохимическом анализаторе «Screen Master Plus» компании Hospitex diagnostic (Швейцария). Уровень иммунореактивного инсулина (ИРИ), концентрации лептина, резистина и адипонектина в сыворотке крови исследован методом иммуноферментного анализа на аппарате «Expert Plus» (Asys, Австрия). ИР оценена по показателю HOMA-IR (ИРИ × гликемия натощак/22,5). Показатели липидного спектра крови (общий холестерин, холестерин липопротеидов низкой плотности [ХС ЛПНП], триглицериды, холестерин липопротеидов высокой плотности (ХС ЛПВП) определены спектрофотометрическим методом на биохимическом анализаторе «Screen Master Plus». Уровень интерлейкина-6 (ИЛ-6) и ИЛ-10 определен методом иммуноферментного анализа на аппарате «Expert Plus».

Для обработки полученных данных использованы следующие методы математической статистики: t-критерий Стьюдента равенства средних (при неизвестной дисперсии), однофакторный многомерный дисперсионный анализ. Проведена проверка выборки на нормальность, использован критерий согласия Колмогорова–Смирнова. Рассчитаны показатели дескриптивной статистики: среднее арифметическое значение со средней ошибкой М ± m, среднее квадратическое отклонение среднего арифметического значения (σ). При проверке всех гипотез использован уровень значимости р = 0,05. Статистическая обработка результатов проведена с помощью Microsoft Excel для Windows.

Результаты и обсуждение

В табл. 1 представлены результаты антропометрического обследования. Если у женщин с БА ИМТ соответствовал избыточной массе тела, то при сочетании СД2 с БА имели место значения ИМТ, свидетельствующие о I степени ожирения. Показатели ОТ > 80 см и ОТ/ОБ > 0,8 позволяют диагностировать у больных 1-й и 2-й групп висцеральный тип ожирения.

Как следует из табл. 2, уровни общего холестерина и ХС ЛПНП у больных БА и БА + СД имели лишь тенденцию к повышению (р > 0,05). При этом концентрация триглицеридов была у них достоверно повышена, а ХС ЛПВП значимо снижена (р < 0,05) относительно уровня в контрольной группе. Эти изменения сопровождались повышением коэффициента атерогенности (КА; р > 0,05).

Уровень гликемии был существенно повышен (р < 0,05) у больных с сочетанием СД2 и БА (табл. 3). Увеличение концентрации глюкозы происходило на фоне достоверного усиления ИР у всех больных исследуемых групп относительно контроля. ИР сопровождалась компенсаторной гиперинсулинемией.

У женщин с БА и БА в сочетании с СД выявлено достоверное повышение (р < 0,001) содержания провоспалительного ИЛ-6 и противовоспалительного ИЛ-10 (табл. 4) относительно контроля. Это свидетельствует о субклиническом воспалении у указанного контингента больных. Вероятно, это можно объяснить тем, что при ожирении возникает оксидативный стресс вследствие токсического действия промежуточных продуктов метаболизма жирных кислот, а также пролиферацией клеток макрофагального типа в жировой ткани [8].

Жировая ткань является метаболически активным органом и продуцирует множество гормоноподобных веществ и цитокинов, которые действуют пара- и эндокринно [9]. Эти вещества называют адипокинами. В настоящее время известна масса адипокинов: лептин, резистин, адипонектин, висфатин, фактор некроза опухоли-α и т.д. [9, 10].

Уровень лептина был достоверно выше (р < 0,05) у всех пациенток 1-й и 2-й групп по сравнению с контролем (табл. 5). По-видимому, это можно объяснить тем, что при ожирении возникает компенсаторная резистентность гипоталамуса к центральному действию лептина, что в последующем по механизму отрицательной обратной связи приводит к гиперлептинемии [11]. У женщин с БА обнаружена положительная корреляция между концентрацией лептина и ОТ (r = 0,383; р = 0,049), лептина и ОБ (r = 0,408; р = 0,035) и отрицательная – с уровнем адипонектина (r = -0,469; р = 0,014). У пациенток с сочетанием БА и СД2 уровень лептина положительно коррелировал с ИМТ (r = 0,401; р = 0,042) и отрицательно – с концентрацией адипонектина (r = -0,589; р = 0,002).

Уровень резистина был достоверно выше (р < 0,05) относительно контроля у больных БА с сочетанием БА плюс СД2. У женщин с БА обнаружена положительная корреляция между концентрацией резистина и инсулина (r = 0,444; р = 0,020). У пациенток с сочетанием БА и СД2 выявлена положительная корреляция уровней резистина и инсулина (r = 0,461; р = 0,018), резистина и НОМА (r = 0,428; р = 0,029). По-видимому, определенную роль в развитии ИР при сочетании этих заболеваний играет резистин.

Обнаружена тенденция к снижению концентрации адипонектина у больных 1-й и 2-й групп относительно контроля (р > 0,05). В группе пациенток с сочетанием БА и СД2 выявлена отрицательная корреляция между уровнем адипонектина и ИМТ (r = -0,625; р < 0,001), адипонектина и ОТ (r = -0,635; р < 0,001), адипонектина и ОБ (r = -0,558; р = 0,003).

Выводы

В группах больных БА и ее сочетанием с СД2 выявлена атерогенная дислипидемия.

У женщин с БА и при ее сочетании с СД2 выявлена выраженная ИР, которая сопровождалась компенсаторной гиперинсулинемией.

У больных БА с ее сочетанием с СД2 выявлена гиперлептинемия, гиперрезистинемия, тенденция к снижению уровня адипонектина на фоне субклинического воспаления.

Список литературы

  1. Глобальная стратегия лечения и профилактики бронхиальной астмы (пересмотр 2011 г.). Под ред. А.С. Белевского. М.: Российское респираторное общество, 2012. 108 с.
  2. Косарев В.В., Бабанов С.А. Профессиональная бронхиальная астма: оптимизация диагностических и лечебных мероприятий. Врач. 2013;11:87.
  3. Любавина Н.А., Варварина Г.Н., Макарова Е.В. и др. Влияние нарушений углеводного обмена на микробиоценоз нижних дыхательных путей у больных с сочетанием бронхиальной астмы и сахарного диабета 2 типа. Медицинский альманах. 2011;5(18):167–69.
  4. Титова Е.А. Сахарный диабет и болезни органов дыхания. Пульмонология. 2003;3:101–4.
  5. Аметов А.С., Черникова Н.А., Ермакова Е.А. Сердечно-сосудистая безопасность интенсификации сахароснижающей терапии. Эндокринология. 2013;36:21–7.
  6. Аметов А.С., Парнес Е.А., Черникова Н.А., Ермакова Е.А. Сердечно-сосудистые риски при сахарном диабете. Эндокринология. 2013;2:17–26.
  7. Дедов И.И., Шестакова М.В. Алгоритмы специализированной медицинской помощи больным сахарным диабетом. М., 2013. 118 с.
  8. Симбирцев А.С. Цитокины: классификация и биологические функции. Цитокины и воспаление. 2004;3(2):16–23.
  9. Соломонова Е.С., Вербовой А.Ф. Жировая ткань и адипокины. LAP Lambert Academic Publishing, 2012. 115 с.
  10. Шварц В.Я. Жировая ткань как эндокринный орган. Проблемы эндокринологии. 2009;55(1):38–44.
  11. Rahmouni K., Haynes W.G., Morgan D.A., Mark A.L. Selective resistance to central neural administration of leptin in Agouti obese mice. Hypertension. 2002;39:486–90.

Об авторах / Для корреспонденции

А.Ф. Вербовой – д.м.н., проф., зав. кафедрой эндокринологии ГБОУ ВПО «Самарский государственный медицинский университет» Минздрава РФ, Самара; e-mail: andreyy.verbovoyy@rambler.ru
Л.А. Шаронова – к.м.н., доцент кафедры эндокринологии ГБОУ ВПО «Самарский государственный медицинский университет» Минздрава РФ, Самара
Р.И. Ахмерова – клинический ординатор кафедры эндокринологии ГБОУ ВПО «Самарский государственный медицинский университет» Минздрава РФ, Самара

Также по теме

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.