ISSN 2073–4034
eISSN 2414–9128

Современные показатели резистентности грибов рода Candida к антимикотическим препаратам

М.Р. Рахматулина (1), Е.Г. Цой (2)

(1) ФГБУ ГНЦ ФМБЦ им. А.И. Бурназяна ФМБА России, Москва; (2) ГБУЗ «Городская поликлиника № 219» ДЗМ, Москва
Представлены результаты исследования современных показателей чувствительности 1052 штаммов грибов рода Candida, выделенных от больных урогенитальным кандидозом в период с 2010 по 2015 г., к антимикотическим препаратам. Идентифицированная культура возбудителя исследовалась для определения чувствительности к амофтерицину В, 5-флюороцитозину, флуконазолу, итраконазолу, кетоконазолу, миконазолу. На современном этапе этиологический спектр возбудителей урогенитального кандидоза наряду с преобладанием Candida albicans характеризуется возрастающей долей не-albicans-видов (Candida glabrata, Candida krusei, Candida parapsilosis). Неоднородная видовая структура заболевания и увеличение показателей резистентности грибов рода Candida к широко применяемым в терапии препаратам азолового ряда (флуконазолу, итраконазолу, миконазолу) обусловливают необходимость постоянного мониторинга чувствительности инфекционных агентов к антимикотичексим средствам и оптимизации схем терапии с учетом данных
показателей.

Ключевые слова

урогенитальный кандидоз
грибы рода Candida
антимикотические препараты
итраконазол
флуконазол
миконазол
резистентность

Введение

В соответствии с рекомендациями Всемирной организации здравоохранения с 1999 г. урогенитальный кандидоз (УГК) выведен из числа заболеваний, передаваемых половым путем, в связи с чем официальные показатели заболеваемости УГК в Российской Федерации отсутствуют. Вместе с тем, по данным различных авторов, частота выявления случаев кандидозных вульвовагинитов (КВВ) за последние 10 лет удвоилась, составив от 30 до 45% в структуре инфекционно-воспалительных поражений нижнего отдела мочеполовой системы женщин [1, 2]. Наиболее высокий уровень заболеваемости кандидозом регистрируется у женщин в возрасте от 20 до 40 лет и снижается у женщин в менопаузальном периоде.

Известно, что кандидоз способны вызывать около 20 видов грибов рода Candida. От 85 до 90% штаммов дрожжевых грибов, выделенных из влагалища, относятся к Candida albicans, среди не-albicans-видов наиболее часто встречается Candida glabrata (5–10%), следующими по частоте выявляемости среди возбудителей УГК являются Candida tropicalis, Candida krusei, Candida parapsilosis и Saccharomyces cerevisiae. Значительно реже выделяют Candida kefyr, Candida guilliermondi, еще реже – другие виды, однако фактически любой вид Candida может быть причиной развития вульвовагинита [3–5].

Не-albicans-виды способны вызывать, по мнению большинства исследователей, клинически схожие с C. albicans вагиниты, для которых характерна резистентность к традиционно применяемой терапии препаратами азолового ряда. Зарубежные авторы относят УГК, вызванный не-albicansвидами, к т.н. осложненным вульвовагинитам, составляющим приблизительно 10% случаев данного заболевания. Для осложненных КВВ свойственно более тяжелое течение и рецидивирующий характер заболевания.

Основной задачей терапии КВВ является устранение этиологических и патогенетических предпосылок возникновения инфекционного процесса. Однако, несмотря на значительную роль различных предрасполагающих факторов в развитии УГК, ведущим направлением в лечении заболевания по-прежнему остается применение антимикотических препаратов.

В настоящее время в арсенале врачей имеется масса высокоэффективных средств для системного и местного лечения КВВ, к основным из которых уже более 20 лет относятся препараты группы азолов (производные имидазола и триазола).

Лекарственные формы для лечения КВВ представлены влагалищными кремами, свечами и таблетками. Для лечения первичного эпизода заболевания существует широкий выбор высокоэффективных местнодействующих препаратов, рекомендованных к применению однократно или в течение нескольких дней. Результаты рандомизированных клинических исследований продемонстрировали, что внутривлагалищное применение имидазолов уменьшает долю эпизодов заболевания по сравнению с плацебо [6]. Препараты вводятся один раз в сутки, преимущественно на ночь, для обеспечения максимально длительного вагинального нахождения лекарственного средства. Некоторые препараты (клотримазол, миконазол) производятся в различных концентрациях, что отражается в длительности курса лечения. Как правило, длительность терапии местнодействующими средствами варьируется от 1 до 7 дней. Статистически значимых различий в эффективности лечения в зависимости от длительности применения, по результатам различных исследований, не установлено [7]. Препараты характеризуются высоким профилем эффективности и безопасности. Известно, что 3–10% препарата при местном использовании попадает из влагалища в системный кровоток.

В экспериментах на грызунах была выявлена эмбриотоксичность имидазолов, однако у человека вредного воздействия азолов на плод при внутри-влагалищном применении установлено не было [8].

Наряду с местнодействующими средствами для лечения КВВ применяются препараты системного действия (флуконазол, итраконазол), рекомендованные при хронических рецидивирующих формах заболевания. Данный вид супрессивной терапии предполагает применение антимикотических средств длительностью до 6 месяцев [9]. Особенностью этих препаратов является удобство в применении, что в значительной мере повышает приверженность лечению. Пероральное применение препаратов азолового ряда также оправданно, по мнению некоторых авторов, необходимостью санации экстрагенитальных очагов инфекции. В частности, в работе З.Ф. Беликовой отмечено сочетание урогенитального кандидоза с микотическим поражением полости рта, перианальной области, пахово-бедренных складок, дисбактериозом кишечника. По данным автора, у 56,1% обследованных пациенток с клиническими проявлениями КВВ наблюдалось нарушение кишечного микроценоза с выделением грибов Candida в количестве 104 КОЕ/мл и выше [10].

В современных условиях невозможно игнорировать неоднородную чувствительность различных видов грибов Candida к ряду антимикотических препаратов. Присутствие не-albicans- штаммов Candida и других оппортунистических грибов служит важным фактором, влияющим на выбор схем терапии и представляющим основную трудность для стратегии эмпирической терапии и профилактики КВВ.

Целью настоящего исследования стало изучение современных показателей чувствительности грибов рода Candida к антимикотическим препаратам.

Материал и методы

Был проведен анализ чувствительности к антимикотическим препаратам 1052 штаммов грибов рода Candida, выделенных от больных УГК в период с 2010 по 2015 г.: 92 штамма – в 2010 г., 216 – в 2011 г., 223 – в 2012 г., 219 – в 2013 г., 198 – в 2014 г. и 104 штамма – в 2015 г. Культуральная видовая идентификация Candida spp. проводилась с использованием селективной среды Кандиселект (BIO-RAD, Франция). Идентифицированная культура возбудителя исследовалась для определения чувствительности к антимикотическим препаратам. С этой целью использовалась микропанель 60 780 фунгитест, где методом разведений исследовалась чувствительность грибов к 6 антимикотическим препаратам: амфотерицину В, 5-флюороцитозину, флуконазолу, итраконазолу, кетоконазолу, миконазолу в двух различных концентрациях (табл. 1).

Результаты исследования

В течение всего периода исследования доминирующим видом грибов рода Candida среди изолятов, выделенных от больных УГК, оказалась C. albicans, частота обнаружения которой составляла в 2010 г. 90,2%, в 2011 г. – 87,0%, в 2012 г. – 86,1%, в 2013 г. – 86,3%, в 2014 г. – 85,8%, в 2015 г. – 85,6% (табл. 2).

Однако обращало на себя внимание возрастание доли не-albicans-штаммов Candida в структуре УГК за исследуемый период от 9,8% в 2010 г. до 14,4% в 2014–2015 гг. Среди не-albicans-видов Candida на протяжении 2010–2015 гг. наиболее часто выделялась C. glabrata (5,6–6,8%), реже – C. krusei (2,3–5,6%) и C. parapsilosis (1,4–3,0%).

Чувствительность выделенных изолятов грибов к антимикотическим препаратам за изучаемые периоды времени представлена в табл. 3.

Согласно полученным данным, на протяжении 2010–2015 гг. не отмечено резистентности выделенных штаммов к 5-флюороцитозину и амфотерицину В, что в большей степени обусловлено отсутствием применения данных препаратов в терапии урогенитального кандидоза.

В отношении кетоконазола, который также не включен в отечественные и зарубежные рекомендации по ведению больных УГК, наблюдались 100%-ная чувствительность выделенных изолятов C. glabrata, C. krusei, C. parapsilosis и низкий уровень устойчивости C. albicans без выраженной тенденции к динамике показателя v (0–7,3%).

Флуконазол и миконазол – одни из наиболее часто применяемых препаратов в терапии КВВ. В процессе настоящего исследования было установлено, что уровень чувствительности выделенных штаммов C. albicans к флуконазолу снизился за исследуемый период со 100 до 83,1%, к миконазолу – с 98,8 до 79,8%. Также наблюдалось снижение показателей чувствительности к флуконазолу другого возбудителя УГК – C. glabrata: со 100 в 2010 г. до 85,7% в 2015-м. Однако на протяжении всего исследуемого периода не было выделено ни одного резистентного штамма C. krusei и C. parapsilosis к данным препаратам.

Наиболее высокий уровень резистентности Candida был зарегистрирован к итраконазолу, при этом наблюдалось увеличение числа нечувствительных изолятов у всех видов грибов с 2010 по 2015 г. Так, число штаммов C. albicans, не чувствительных к итраконазолу, за исследуемый период возросло с 14,5 до 55,3%, C. glabrata – с 66,7 до 100%, C. krusei – с 0 до 20%, C. parapsilosis – с 0 до 33,3%.

Выводы

На современном этапе этиологический спектр возбудителей урогенитального кандидоза наряду с преобладанием C. albicans характеризуется возрастающей долей не-albicans-видов (C. glabrata, C. krusei, C. parapsilosis). Неоднородная видовая структура заболевания и увеличение показателей резистентности грибов рода Candida к широко применяемым в терапии препаратам азолового ряда (флуконазолу, итраконазолу, миконазолу) обусловливают необходимость постоянного мониторинга чувствительности инфекционных агентов к антимикотическим средствам и оптимизации схем терапии с учетом данных показателей.

Список литературы

1. Прилепская В.Н., Байрамова Г.Р. Вульвовагинальный кандидоз. Клиника, диагностика, принципы терапии. М., 2010.

2. Иванова И.И., Степанян А.В., Джобава Э.М., Доброхотова Ю.Э. Опыт применения Ломексина (фентиконазола) в лечении кандидозного вульвовагинита. Гинекология. 2012;14:72–5.

3. Corsello S.A., Spinillo G.,Osnengo C., Penna S., Guaschino A., Beltrame N., Festa А. An epidemiological survey of vulvovaginal candidiasis in Italy. Eur. J. Obstet. Gynecol. Reprod. Biol. 2003;110:66–72.

4. Рахматулина М.Р., Просовецкая А.Л. Лекарственные средства для лечения ЗППП. Новая аптека. 2006;7:28–31.

5. Сергеев А.Ю., Сергеев Ю.В. Кандидоз: природа инфекции, механизмы агрессии и защиты, диагностика и лечение. М., 2000.

6. Малова И.О., Рахматулина М.Р., Соколовский Е.В. Федеральные клинические рекомендации по ведению больных урогенитальным кандидозом (Национальные клинические рекомендации). http://193.232.7.120/feml/clinical_ref/0001425968S/HTML/

7. Доказательная медицина. Ежегодный справочник. Ч. 4 / Под ред. С.Е. Бащинского. М., 2003. С. 1341–54.

8. Клиническая фармакология по Гудману и Гилману / Под общей ред. А.Г. Гилмана, редакторы Дж. Хардман и Л. Лимберд. Пер. с англ. М., 2006. С. 1001–8.

9. Reef S.E., Levine W.C., McNeil M.M., Fisher-Hoch S., Holmberg S.D., Duerr A., Smith D., Sobel J.D., Pinner R.W. Treatment options for vulvovaginal candidiasis, 1993. Clin. Infect. Dis. 1995;20(Suppl. 1):S80.

10. Беликова З.Ф. Комплексная терапия урогенитального кандидоза у женщин репродуктивного возраста с учетом состояния вагинального и кишечного микробиоценоза: Дисс. канд. мед. наук. М., 2000.

Об авторах / Для корреспонденции

М.Р. Рахматулина – д.м.н., проф.кафедры дерматовенерологии и косметологии с курсом клинической лабораторной диагностики ИППО ФГБУ ГНЦ ФМБЦ им. А.И. Бурназяна ФМБА России, Москва; e-mail: 79096405611@yandex.ru

Также по теме

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.