ISSN 2073–4034
eISSN 2414–9128

Детский мультисистемный воспалительный синдром, ассоциированный с COVID-19: клинический случай

Башкина О.А., Вязовая И.В., Сергиенко Д.Ф.

Астраханский государственный медицинский университет, Астрахань, Россия
Обоснование. National Institute for Health and Care Excellence (NICE) 30 октября 2020 г. определил постковидный синдром как комплекс жалоб и симптомов, которые развиваются во время или после COVID-19, продолжаются более 12 недель и не объясняются альтернативным диагнозом, при этом наиболее тяжелым вариантом является развитие детского мультисистемного воспалительного синдрома (ДМВС).
Описание клинического случая. В данной статье представлен клинический случай развития ДМВС у пациентки 7 лет с анализом динамики клинической картины в фокусе лабораторно-инструментальных методов обследования и проводимой терапии. Представленный случай демонстрирует развитие ДМВС с благоприятным исходом в виде выздоровления. При этом прослеживаются все основные типичные проявления. Данный случай наглядно демонстрирует, что ДМВС может развиваться у детей даже после бессимптомной формы заболевания. Уникальность этого случая заключается в том, что в связи с развитием сепсиса и невозможностью использования генно-инженерных препаратов комбинацией антикоагулянтов, антибактериальных препаратов и системных глюкокортикостероидов с постоянной коррекцией дозы в зависимости от изменений лабораторных показателей удалось добиться положительной динамики с последующим выздоровлением ребенка.
Заключение. Демонстрация клинических случаев ДМВС у детей является важной и актуальной информацией для практикующих врачей и исследователей. Необходимы дальнейшие исследования для формирования программ реабилитации и методов лечения, позволяющих минимизировать отсроченные осложнения перенесенной коронавирусной инфекции в детском возрасте.

Ключевые слова

дети
COVID-19
постковидный синдром
детский мультисистемный воспалительный синдром
коронавирусная инфекция

Введение

В конце 2019 г. в Китайской Народной Республике произошла вспышка новой коронавирусной инфекции с эпицентром в Ухани [1]. Всемирная организация здравоохранения 11.02.2020 определила официальное название инфекции, вызванной новым коронавирусом – COVID-19. Международный комитет по таксономии вирусов в тот же день присвоил официальное название возбудителю инфекции – SARS-CoV-2. Первоначально считалось, что COVID-19 является остротекущей инфекцией с полным разрешением процесса в течении 2–4 недель. Однако впоследствии данная точка зрения была пересмотрена и появилось понятие «постковидный синдром», подразумевающий долгосрочные патологические проявления, сохраняющиеся в течение 3 и более месяцев после новой коронавирусной инфекции [1–3]. National Institute for Health and Care Excellence (NICE) 30.10.2020 впервые определил постковидный синдром как комплекс жалоб и симптомов, которые развиваются во время или после COVID19, продолжаются более 12 недель и не объясняются альтернативным диагнозом, при этом наиболее тяжелым вариантом является развитие детского мультисистемного воспалительного синдрома (ДМВС). Впервые системный воспалительный синдром у детей был описан в мае 2020 г., когда в разных странах появились сообщения о случаях Кавасаки-подобного синдрома с последующим развитием полиорганной недостаточности и шока у детей, перенесших COVID-19. Частота встречаемости ДМВС варьируется в разных странах и составляет 300–500 случаев на 1 млн случаев заражения SARS-CoV-2 со значимыми различиями в зависимости от возраста и расы [1, 4, 5].

По статистическим данным, в США заболеваемость ДМВС в среднем составила 316 человек, при этом синдром чаще встречался у мальчиков. Частота госпитализаций детей с ДМВС коррелирует с уровнем заболеваемости COVID-19 в регионах. В Астраханской области за период пандемии с 2020 г. ДМВС был зарегистрирован у 3 пациентов (1 мальчика и 2 девочек). У всех троих пациентов наблюдался благоприятный исход заболевания.

В данной статье представлен клинический случай развития ДМВС у пациентки 7 лет с анализом динамики клиникой картины в фокусе лабораторно-инструментальных методов обследования и проводимой терапии.

Клинический случай

Пациентка Б. 7 лет (04.09.2014). Согласно данным анамнеза, ребенок был впервые осмотрен врачом на 6-й день болезни, когда появилась фебрильная лихорадка и боли в животе. В течении 2 суток девочка находилась на лечении в ГБУЗ АО «ОИКБ им. А.М. Ничоги». В ходе обследования, согласно данным двукратного исследования методом ПЦР на SARS-CoV-2, текущая инфекция была исключена, однако эпидемиологический анамнез был скомпрометирован: мать ребенка перенесла коронавирусную инфекцию в легкой форме за 4 недели до госпитализации дочери в стационар. На вторые сутки стационарного лечения резко усилился болевой и появились проявления диспепсического синдрома, в связи с чем ребенок консультирован хирургом, и с подозрением на острый аппендицит 28.12.22. больная была переведена в ГБУЗ АО «ОДКБ им. Н.Н. Силищевой». При проведении диагностической лапароскопии выявлен выпот серозной жидкости в брюшной полости. При поступлении состояние ребенка тяжелое. Температура тела – 38,7оС. В сознании. На осмотр реагировала негативно двигательным беспокойством. Очаговая и неврологическая симптоматика отсутствовала. Кожные покровы и видимые слизистые чистые, умерено влажные, бледно-розовые. Склеры обычной окраски. Отеков нет. Сыпи нет. Тургор мягких тканей удовлетворительный. Дыхание спонтанное, частота дыхательных движений 28 в минуту. Сатурация – 95% при дотации увлажненного кислорода через носовой катетер со скоростью потока 2 литров минуту. Дыхание жесткое, проводится с обеих сторон, резко ослабленное в нижних отделах. Хрипов нет. Визуально область сердца не изменена. Тоны сердца умеренно приглушены, ритмичны. Частота сердечных сокращений – 130 уд. в минуту. Артериальное давление – 100/52 мм рт.ст. SaO2 – 98%. Повязка сухая. Живот мягкий, не вздут, напряжен умеренно, болезненный в области послеоперационной раны. Перистальтические шумы ослаблены. Печень не увеличена. Селезенка не пальпируется. В течения последующих 12 часов наблюдалась резкая отрицательная динамика в виде нарастания дыхательной недостаточности (тахипноэ, нарастание дыхательного ацидоза в контрольных показателях кислотно-основного состояния), выраженного беспокойства, переходящего в сонливость, нестабильности гемодинамики в гипотонии. В связи с нарастающей дыхательной недостаточностью ребенок переведен на аппаратное дыхание 29.12.2022. При обследовании:

Общий анализ крови: эритроциты – 3,41×1012, Hb – 107 г/л, цветной показатель – 0,9, тромбоциты – 95,41×109/л, лейкоциты – 22,3×109/л, (палочкоядерные – 0%, сегментоядерные – 90%, лимфоциты – 7%, моноциты – 3%), СОЭ – 25 мм/ч. В последующие сутки нарастание нейтрофилеза до 93%, СОЭ до 55 мм/ч.

Биохимическое исследование крови: общий белок – 55,7 г/л, глюкоза крови – 6,36 ммоль/л, общий билирубин – 9,6 мкм/л, креатинин – 39 мкм/л, мочевина – 6,53 ммоль/л, АЛТ – 60, АСТ – 50,6 ЕД/л, амилаза крови – 31 ЕД/л, СРБ ++++.

Коагулограмма: протромбиновое время – 13,9 с, протромбин по Квику – 47,7%, МНО – 1,3, АЧТВ – 34,0 с, фибриноген – 4,2 г/л. В общем анализе мочи рН – 5,0, относительная плотность – 1025, белок отрицательный, глюкоза отрицательная, лейкоциты – 3-7-8 в поле зрения, эритроциты до закрытия полей зрения.

Кровь на антитела к SARSCOV-2: IgM-отрицательные, IgG-положительные.

Проведенное инструментальное обследование:

28.12.2021: рентгенограмма органов грудной клетки – признаки двусторонней полисегментарной пневмонии. 29.12.2021: Прокальцитонин – 10,1 нг/мл.

ЭКГ: Синусовая тахикардия. Вертикальное положение ЭОС.

Компьютерная томография органов грудной клетки 29.12.2021: КТ-признаки двусторонней полисегментарной пневмонии с элементами ателектазированной легочной ткани, большевыраженноевнижнейдолелевого легкого, двусторонний гемиторакс. УЗИ легких и плевральных полостей от 28.12.2021: заключение – УЗ-признаки правосторонней пневмонии, плеврита справа, интерстициальные изменения в легком.

УЗИ органов брюшной полости от 29.12.2021: печень +1,5 см, структура неоднородная, эхогенность неравномерно повышена, сосудистый рисунок усилен. Поджелудочная железа неоднородной структуры, повышенной эхогенности. Остальные органы без особенностей.

ЭХО-КС от 29.12.2021: сократительная функция миокарда снижена. EF=45%, FS=22%. R на МК (1–1,5 ст.), ТК-R (1–1,5 ст.).

На основании данных анамнеза, клинико-инструментальных методов исследованиявыставлендиагноз«мультисистемный воспалительный синдром, ассоциированный с COVID-19». Проведен следующий объем терапии:

1. Антибактериальная терапия: меропинем по 750 мг×3 р/сут., линезолид 250 мг×3 р/сут. внутривенно.

2. Гормонотерапия – дексаметазон 10 мг×1 раз в сутки с последующим снижением дозы каждые 2 дня.

3. Гепаринотерапия – 15 ЕД/кг/ч (под контролем показателей коагулограммы – АЧТВ).

4. Стимуляция кишечника прозерином – 0,05% по 0,6 мл×4 раза в/в.

5. Стимуляция диуреза – фуросемид 1 мг/кг/сут.

6. С целью профилактики стрессиндуцированных язв желудка назначен омепразол 25 мг/сут.

Проведен ежедневный мониторинг лабораторно-инструментальных показателей с коррекцией гормональной и инсулинотерапии, а также симптоматического лечения.

На фоне проводимой медикаментозных мероприятий состояние ребенка улучшалось: через 2 дня купировалась лихорадка, наблюдалось снижение уровня кислородозависимости с дальнейшим переводом ребенка на спонтанное дыхание, улучшение общего самочувствия. На фоне положительной клинической динамики регистрировалась стабилизация сократительной способности миокарда по данным ЭхоКГ, положительная динамика с разрешением гидроторакса, уменьшение объема инфильтрации в правом легком, согласно данным компьютерной томографии легких, свободной жидкости в брюшной обнаружено не было, но сохранялась гепатомегалия, по данным УЗИ брюшной полости. На 16-й день заболевания ребенок переведен из реанимационного в пульмонологическое отделение в среднетяжелом состоянии, где была продолжена антибактериальная терапия, проводилось дальнейшее снижение дозы системных глюкокортикостероидов, мониторирование данных общеклинических анализов и коагулограммы с коррекцией дозы парентеральных гепаринов с последующим переводом на таблетированные формы. Ребенок выписан под наблюдение участкового педиатра в удовлетворительном состоянии через 21 день после поступления в стационар.

Обсуждение

Представленный случай демонстрирует развитие ДМВС с благоприятным исходом в виде выздоровления. При этом прослеживаются все основные типичные проявления, а именно персистирующая лихорадка и системное воспаление с вовлечением в патологический процесс различных органов и систем, таких как системы органов дыхания, кровообращения, желудочно-кишечного тракта, и мочевыделительной системы [1–7]. Данный случай наглядно демонстрирует, что ДМВС может развиваться у детей даже после бессимптомной формы заболевания, что было доказано благодаря серологическим методам по определению титров иммуноглобулинов в сыворотке крови к SARS-CoV-2. Уникальность данного случая заключается в том, что в связи с развитием сепсиса и невозможностью использования генноинженерных препаратов, являющимися основой патогенетического лечения, комбинацией антикоагулянтов, системных глюкокортикостероидов с постоянной коррекцией дозы в зависимости от динамики лабораторных показателей, удалось добиться положительной динамики с последующим выздоровлением ребенка. Механизмы, при помощи которых SARS-CoV-2 провоцирует аномальный иммунный ответ, до конца неизвестны. У большинства детей с ДМВС результаты теста на SARS-CoV-2, выполненного методом полимеразной цепной реакции (ПЦР), отрицательные (60–80%), в то время как результаты серологического исследования положительные (80–90%), чаще выявляются IgG антитела. Это служит дополнительным аргументом в поддержку предположения, солласно которому ДМВС связан с иммунной дисрегуляцией, возникающей после того, как острая фаза инфекции завершилась [1–3, 6, 7].

Заключение

Демонстрация клинических случаев ДМВС у детей является важной и актуальной информацией для практикующих врачей и исследователей. Необходимы дальнейшие исследования для формирования программ реабилитации и методов лечения, позволяющих минимизировать отсроченные осложнения перенесенной коронавирусной инфекции в детском возрасте.

Вклад авторов. Концепция и дизайн исследования – Д.Ф. Сергиенко. Сбор и обработка материала – И.В. Вязовая. Написание текста – Д.Ф. Сергиенко. Редактирование – О.А. Башкина.

Список литературы

1. Кантемирова М.Г., Новикова Ю.Ю., Овсянников Д.Ю. и др. Детский мультисистемный воспалительный синдром, ассоциированный с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19): актуальная информация и клиническое наблюдение. Педиатрическая фармакология. 2020;17(3):219–29.

2. Cheung E.W., Zachariah P., Gorelik M., et al. Multisystem Inflammatory Syndrome Related to COVID-19 in Previously Healthy Children and Adolescents in New York City. JAMA. 2020;324(3):294–96. Doi: 10.1001/ jama.2020.10374.

3. Halepas S., Lee K.C., Myers A., et al. Oral manifestations of COVID-2019-related multisystem inflammatory syndrome in children: a review of 47 pediatric patients. J Am Dent Assoc. 2021;152(3):202–8. Doi: 10.1016/j. adaj.2020.11.014.

4. Kabeerdoss J., Pilania R.K., Karkhele R., et al. Severe COVID-19, multisystem inflammatory syndrome in children, and Kawasaki disease: immunological mechanisms, clinical manifestations and management. Rheumatol Int. 2021;41(1):19– 32. Doi: 10.1007/s00296-020-04749-4.

5. Nicola M., Alsafi Z., Sohrabi C., et al. The socio-economic implications of the coronavirus pandemic (COVID-19): a review. Int J Surg. 2020;78:185–93.

6. Valitutti F., Verde A., Pepe A., et al. Multisystem inflammatory syndrome in children. An emerging clinical challenge for pediatric surgeons in the COVID 19 era. J Pediatr Surg Case Rep. 2021;69:101838. Doi: 10.1016/j. epsc.2021.101838.

7. Zimmermann P., Curtis N. Coronavirus infections in children including COVID-19: an overview of the epidemiology, clinical features, diagnosis, treatment and prevention options in children. Pediatr Infect Dis J. 2020; 39:355–68.

Об авторах / Для корреспонденции

Автор для связи: Диана Фикретовна Сергиенко, д.м.н., профессор кафедры факультетской педиатрии, Астраханский государственный медицинский университет, Астрахань, Россия; gazken@rambler

ORCID:
Башкина О.А. (O.A. Bashkina), https://orcid.org/0000-0003-4168-4851
Вязовая И.В. (I.V. Vyazovaya), https://orсid.org/0000-0003-1414-406
Сергиенко Д.Ф. (D.F. Sergienko), https://orсid.org/0000-0002-0875-6780

Также по теме

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.